4. Антиамериканский цикл. Russian vodka - лучшая в

Russian vodka - лучшая в мире


То, что русская водка – лучшая в мире, знает каждый русский. Вообще-то, русские - не такие уж наивные, и знают, что они мало что умеют производить лучше всех в мире. Или даже просто хорошо. Ну, танки, с прародителем - легендарным Т-34, ну, космические аппараты, ну, автомат Калашникова, ну…, а что ну? Все эти танки и ракеты в чемодан не положишь, когда россиянин поедет в Штаты с ответным визитом. Что дарить хозяевам? Об этом сильно болела голова у Вектора Иваныча уже несколько месяцев. Какие гостинцы брать в Америку? Выбор не то что невелик, а прямо, можно сказать, безальтернативен...
Американец, гостивший у Вектора Иваныча, сильно не «заморачивался». Никаких специальных подарков с собой не привез, за исключением мелкой презентационной сволочи. Но при отъезде оставил почти всё содержимое своих здоровенных пластиковых чемоданов, в мгновение ока сделав В.И. щеголем, модником и владельцем замысловатых штуковин, вроде кондиционера для волос и почти неношеных белых разовых шлепанцев с вышивкой «Holiday Inn»/ А освободившееся в чемоданах место гость заполнил всем тем, что получил в подарок от советских друзей:

три ушанки (солдатская, кроличья и собачья), деревянные ложки и плошки, расписанные под хохлому, многочисленные матрешки с одинаково вылупленными глазами, набор дефицитных кастрюль, включая пятилитровую – производства эмальцеха местного металлургического гиганта, с замечательными картинками: краснощекая девчушка на фоне доменной печи вручает мужчине в войлочной шляпе и опершегося на лопату, неправдоподобно большой букет анютиных глазок. И, конечно, полиграфическую продукцию всех видов и форматов на тему, «Эх, хорошо в стране Советской жить…».

Одним словом, везти в Америку было уже практически нечего. Но чего не было в чемоданах отбывающего гостя, так это водки, что, собственно, и определило подарочную стратегию В.И. в Америке. Со знаменитой русской изобретательностью, характеризуемой пословицей «Голь на выдумки хитра» Вектор Иванович упаковал в мягкостенную дорожную сумку 9 бутылок водки так, чтобы не разбилась. Водку избрал «Сибирскую», пятидесятиградусную (меньше воды через океан везти), с блеклой этикеткой местного ЛВЗ, на которой мчалась удалая тройка, причем все три лошади на картинке были художником впряжены в одни оглобли.

Избранная стратегия поначалу казалась верной. Все восемь бутылок (одну В.И. не довез, распил ночью в Москве в гостиничном номере с первым секретарем ГК КПСС - руководителем учительской делегации) американцы принимали с удовольствием, даже появились обиженные, кому не досталось. Бутылки ставили на видные места на комодах и в горках. Но никто их не открывал. И не пробовал. Вообще, в Америке с выпивкой была напряженка. Ни в гостях, ни в ресторанах, спиртное не предлагали, хотя кормили вкусно и обильно.

Наконец, В.И. и еще несколько русских оказались на вечеринке, где после разнообразного и замысловатого ужина был открыт доступ к бару. Бутылок было много. Своею пестротой и разнокалиберностью Они даже ввели русских в замешательство. Хотелось попробовать всё неведомое и красивое. Но хозяин дома с туповатой простодушностью воскликнул:

- Специально для русских друзей! - и сорвал алюминиевую крышечку с горлышка «Сибирской».

В.И. вовсе не хотелось водки, он ее не очень-то и любил. А самое главное, он уже успел попробовать персиковый бренди, и во рту у него было приятно. Но положение обязывало. В.И. принял стакан  из рук хозяина, бормотавшего:

- Vodka good.
Выпил и громко произнес свою коронную фразу: - Russian vodka is the best in the world!

Заявление вызвало некоторый интерес. Большинство публики было малопьющей или вообще не потребляющей крепких напитков.

Среди пьющих была пятидесятилетняя жена хозяина, Тутси, в отличие от мужа-учителя занимавшаяся недвижимостью, и делавшая миллион баксов в год. Другие американки, как истинные женщины-подруги называли ее за глаза fucking bitch, что в данном случае нужно понимать как стерва и пьянчужка. После второго бокала мартини она тоже налила себе «Сибирской», отхлебнула, едва пожала плечами и сказала:

- Alcohol, - после чего отставила стакан с недопитой водкой и вновь смешала себе мартини.

Больше водку никто пробовать не стал. Через несколько дней американцы давали прием в честь гостей в большущем развлекательном комплексе. Спиртного на фуршете не подавали. Зато в центре зала располагалась монументальная барная стойка, сияющая в сложной подсветке мириадами бутылок с горячительными напитками. Мероприятие близилось к завершению, когда муж Тутси (Жак), дружески приобняв В.И. за талию, подвел того к бару и предложил:

- Vodka?
- No. I would like to drink beer (Нет, лучше пивка - англ.).

Жестом фокусника немолодой бармен, выражением лица и блейзером со сверкающими пуговицами больше походивший на капитана суперлайнера, наполнил из изящного золотого крана с надписью COORS два пенных бокала. Напиток мало напоминал знакомое В.И. «Жигулевское» или «Рижское»... Сходство, конечно, было, но примерно такое же, как сходство во внешности Элизабет Тейлор и мартышки.

- My Soviet friend claims that Russian vodka is the best in the world, - обратился Жак к бармену (Мой советский друг полагает, что русская водка - лучшая в мире - англ.).
Тот сдержанно улыбнулся и дипломатично ответил: - Stolichnaya is rather good. But the best in the world? – бармен пожал плечами - I don’t think so (Столичная - действительно неплоха. Но "лучшая в мире"? Вот уж не думаю - англ.).
Тогда Жак сказал: - Pour my friend that brand of vodka, which you think is the best (Подскажите моему другу, какую водку Вы считаете лучшей - англ.)

- Absolut. By Sweden ("Абсолют". Из Швеции - англ.) - произнес бармен, ставя перед В.И. стакан, на стенке которого было укреплено колесико зеленого лимона (В.И. тогда еще не знал, что такое лайм).

Водка была хороша. И, хотя это была все та же водка, т.е. разбавленный водой до 40% спирт, В.И. показалось, что Абсолют похож на Сибирскую не больше, чем только что выпитое американское пиво на его советского ублюдочного собрата. Вопреки расхожему мнению, что от водки с пивом человек дуреет, В.И., может быть впервые пришла в голову здравая мысль.

Чтобы получать лучшее, нужно следовать советам специалистов, а не категоричным утверждениям Бог знает кого. В общем, В.И. признал, что советская водка - не лучшая в мире. Причем национальная гордость его не испытала при этом особого ущерба. Однако ущерб все же был. Именно поэтому он сделал то, чего совсем недавно не сделал бы точно. На обратном пути из Америки купил в duty-free большую бутылку Абсолюта, отдав за неё сумму, на которую там же в магазине можно было бы купить, к примеру, модные и дефицитные тогда электронные часы. Но В.И. хотел привезти на Родину правду.

А эта правда была в том, что советская водка - не лучшая водка в мире! А что происходит с национальной гордостью, когда предмет гордости терпит крах, когда национальные кумиры превращаются в анекдотический вздор? Бескорыстная национальная гордость, униженная и оплёванная, изгоняется циничным космополитическим конформизмом? Возможно. Но не в России или уж, во всяком случае, не тогда, когда речь идет о водке.

По возвращению из Америки В.И. в первую очередь назначил торжественный ужин для друзей и лучших приятелей. Матушка налепила пельменей из мяса, купленного на рынке, и сварила холодец. Одна из подруг В.И., наиболее активно претендующая на замещение вакантной должности жены, нарубила три наиболее популярных в те времена майонезных салата: оливье, под шубой и мимоза.

Но главное - в центр стола была водружена таинственная, красивая и даже немного грозная бутылка шведской водки. В.И. был мужчина по российским меркам малопьющим, большинство же его друзей пило изрядно, некоторые даже сильно. Языки имели острые, товарищеские ужины проходили весело, а подчас разухабисто. Но на этот раз застолье не заладилось. Когда расселись, В.И. сделал краткую (минут на 10) вводную о том, что русская водка - не самая лучшая в мире. Это вызвало некоторое недоумение. Тогда В.И. и двинул в бой сюрприз-аргумент, т.е. сосуд с Абсолютом.Правда, предупредил, что бутылку целиком выпить не позволит, нужно еще кое-кого угостить. Когда выпили по первой, все признали, что водка отменная. Но хвалили как-то сдержанно. Закусывали, впрочем, тоже. Когда выпили по второй, а именно после второй вербальная активность гостей резко возрастает вместе с аппетитом, хвалить Абсолют вообще перестали, а кое-кто перестал и жевать. В.И. почувствовал, что назревает кризис. Цель ужина имела все шансы быть не достигнутой. В бутылке уже оставалось на только «по чуть-чуть», а гости то, что Абсолют лучше советского сучка, отчетливо не констатировали, тем более тема, что «русская водка - не самая лучшая в мире», вообще ушла из общения. В.И. уже собирался идти ва-банк и разлить остатки Абсолюта друзьям, в отчаянии надеясь, что третья порция сработает. Но тут, в вялом гомоне неудающегося застолья раздался голос Андрюши Шумина – школьного друга В.И., молчуна, полиглота и пьяницы:

- Слушай, Витя! А обыкновенная водка у тебя есть?
- Обыкновенной хоть залейся, - с некоторой растерянностью отвечал В.И.

После секундной тишины, когда слышно было, как в туалете у соседей сверху спустили воду, над столом прошел то ли шелест, то ли шорох, который любитель поэтических штампов охарактеризовал бы «как будто ангел пролетел»… Когда открыли третью или четвертую бутылку «Экстры», все дружно ругали советский «сучок», и восхищались Абсолютом, недопитую бутылку которого В.И. предусмотрительно спрятал.

В общем, ужин прошел штатно, хотя В.И. так и не удалось кардинально изменить мнения друзей о том, что русская водка - не самая лучшая в мире… И теперь, когда всем россиянам хорошо известно, что качество водки зависит не от страны-производителя, а от цены , да и то, до известного предела, всё равно в народе бытует исконное: «Нет ничего лучше нашей беленькой…»

- Что это, если не химера, называемая национальным сознанием?- размышляет сегодня В.И., грея в ладонях хрустальный стакан с односолодовым виски двадцатипятилетней выдержки, ценою в месячный заработок российского учителя с 25 летним стажем. - А может и не химера, а действительно заложено в нацию Всевышним.

В Библии сказано: «Вначале было слово». Может, для русских это слово - «Водка»? Ведь если это не так, как может нация выпивать на душу по 4 ведра водки в год, включая новорожденных и умерших, но не попавших в ревизскую сказку госстатистики? В.И. делает маленький глоток «Aberlour A'bunadh», и легкий фруктовый аромат с оттенком верескового дымка уносит его на зеленые холмы Шотландии. У шотландцев виски – лучший в мире, во всяком случае, так считают шотландцы…


Рецензии
Со вкусом написанная вещь, а также - с хорошим вкусом написанная вещь. Слово "вкус" в двух случаях здесь обозначает не одно и то же. Отлично подмечена деталь, когда гости были готовы хвалить "Абсолют"!

В Библии сказано правильно. "В начале было Слово". Разговаривайте с американскими профессорами о Достоевском и не ошибетесь. И с чувством гордости все будет в порядке. А уж, когда в Кентерберри на закате человек в порыжевшем кожаном плаще, отвечающий на Ваш вопрос о том, как пройти в библиотеку, в свою очередь спросит, не поляк ли Вы, а, услышав, что русский, станет цитировать что-то из пятой главы "Анны Карениной" - непременно из пятой, заметьте! - с национальной гордостью будет совсем хорошо. ЕК

Елена Кенигсберг   18.11.2016 00:58     Заявить о нарушении
Елена,браво. Блестящий комментарий. Последнее предложение великолепно. Я без планшета и нездоровится. Обстоятельно позже,если переживу холода. Перечитываю пятую часть... спасибо!

Барабанов Виктор   18.11.2016 13:52   Заявить о нарушении
Елена, просвещайте. Я не знаю или не припоминаю человека в порыжевшем кожаном плащ. И почему непременно 5 часть Анны Карениной? Её я, кстати, перечитывал, а вернее, внимательно прочитал лет 10 назад. С предметами русской национальной гордости означенными вами я согласен, но мои американцы этими темами не владели, как в прочем и я в достаточной мере. Так что объекты нацгордости выбирал по плечу или "по Сеньке"

Барабанов Виктор   19.11.2016 09:59   Заявить о нарушении
Того интеллектуала в порыжевшем кожаном плаще - кстати, он порыжел не из черного, когда-то это был светло-бежевый плащ - я как-то встретила на закате - не знаю, кто он - ссылался он на chapter Five. Это был случайно встреченный человек, но разговор такой состоялся. С семейной парой профессоров из Песильвании я плыла вместе на пароме Стокгольм-Хельсинки, мы оказались на ужине за одним столом. Весь вечер говорили о Достоевском. Уходили из зала последними, официанты выпроваживали нас под белые руки, дали даже с собой бонусную бутылку вина, чтобы мы уже ушли с ней куда-то. Кстати, "Подростка" они не читали, и я указала им на этот пробел. Так что это мои собственные осенние зарисовки о летних впечатлениях )) Рада общению. Как самочувствие? ЕК

Елена Кенигсберг   19.11.2016 13:11   Заявить о нарушении
Зарисовки хороши. Кентерберийский персонаж чем-то напомнил "В БЕЛОМ ПЛАЩЕ С КРОВАВЫМ ПОДБОЕМ, ШАРКАЮЩЕЙ КАВАЛЕРИЙСКОЙ ПОХОДКОЙ...", А ВОТ ПО ПОВОДУ 5 ЧАСТИ Я ПРИДУМАЛ ЦЕЛУЮ ТЕОРИЮ в полном соответствии с теорией Канемана о быстром мышлении. Поэтому грузить вас такого рода соображениями не буду. Если можно, здесь свои комменты не вытирайте, они мне могут понадобиться, а делать скрин-шоты...я их потом теряю. Разъясните про Подростка, я тоже не читал. Самочувствие депрессивное, так на меня действуют ноябрьские морозы . У вас знаю тепло, но сыро, а значит вы бодры и веселы...

Барабанов Виктор   19.11.2016 14:55   Заявить о нарушении
Я настолько не бодра сегодня, что Вам даже трудно это себе представить. Выпавший за минувшие две недели постоянного снегопада и неубранный снег теперь тает и ходить по улицам совершенно невозможно, тем более, что все тротуары огородили ленточками, а почему - вот ссылка - http://news.mail.ru/society/27823097/?frommail=1, и именно потому, что я не бодра, я так добра, заметно, правда?

Елена Кенигсберг   19.11.2016 15:22   Заявить о нарушении
перед "и ходить" - запятая

Елена Кенигсберг   19.11.2016 15:23   Заявить о нарушении
Зачем Вам нужны мои "комменты"? Вы их вставите в роман? "Одиночество в сети"? )) Я Вам новые могу написать - лучше ))) Специально для романа.

Елена Кенигсберг   19.11.2016 15:25   Заявить о нарушении
Роман я не потяну. Глупс-с. Да и роман в рамках сегодняшнего читабельного формата дело нежизнеспособное. Так что разве что в соавторстве с вами. И мне лучше писать не надо, оставьте этого в порыжевшем плаще. А вообще-то роман в литсети у меня был он в рассказе "К вопросу об изнасиловании"

Барабанов Виктор   19.11.2016 16:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.