Мальчик из дерева Часть первая
и образ, стоя вдалеке,
смотрю, как возникает
на холсте иная жизнь,
Так нужно искренней и точной быть,
чтобы могли ожить,
дыханьем наполниться герои.
Мечтая той мечтой единой,
что повторяет миг творенья,
пишу Пиннокио.
---Старый плотник---
Старый человек сидел возле затухающего камина. Его неестественно белые, высохшие, с проступающими маленькими ветками-венами руки безжизненно лежали вдоль колен. Он выглядел потухшим, без дыхания жизни внутри. Закрытые веки чуть подрагивали, но поза была неподвижной, окаменевшей. Со стороны могло показаться, что старик находится в глубоком забытьи, похожем на смерть.
Большие часы на стене пробили двенадцать. Старик даже не пошевелился. Огни неярких светильников бросали блики на стены просторной гостиной, на которых виднелись какие-то фотографии, грамоты. Все они выглядели потускневшими, потерявшими всякий смысл, как и сонная фигура. Они напоминали о другой жизни, давно покинувший этот дом. Здесь же время замерло, превратилось в бесцветную долгую ленту, где сменялись часы и дни в ожидании полного небытия.
Часы снова пробили положенное время. Руки старика чуть вздрогнули, и веки открылись. Он посмотрел перед собою мутным взглядом, не понимая, где он, и зачем его снова возвратили в мучительную реальность. Затем неторопливо приподнялся, грузно опираясь на подлокотник кресла, пошевелил уголья в камине. Движения были тяжелыми и медлительными. Старик пошатнулся. Лихорадочно ухватившись за верхний край камина, начал сползать на пол.
"Вот и конец пришёл", - промелькнуло у него в голове, и всё погрузилось в кромешную тьму. Боль в руках и спине перестали мучить. Старику показалось, что он поднимается. Посмотрев вниз, он увидел своё дряхлое тело, что лежало у камина. Страха не было, лишь ощущение лёгкости и освобождения.
И вдруг вспыхнул яркий свет, ошеломивший его, и голос, который звучал громко и отчётливо: «Подожди, старик! Ты не можешь так умереть. Ты потерял себя и не совершил ничего, чтобы говорило о тебе там, куда ты идёшь».
Это звучало как приговор и милость одновременно. Голос внушал страх и почтение, как исходивший от того, кто имел высшую власть. Потом тьма сгустилась, и старик ощутил что-то похожее на стремительное падение.
Когда через некоторое время он открыл глаза, комната казалась маленькой, тёмной и холодной как никогда. Старик долго лежал на полу, не в силах пошевелиться, потом остро почувствовал голод, холод и боль в спине и ногах. Он ещё полежал, собираясь с силами, потом с большим трудом поднялся, пошевелил золу в очаге, нагнулся над корзиной, чтобы подбросить новые поленья. И вдруг ощутил внутри ту же вспышку света как миг назад, только гораздо более слабую. Взгляд остановился на полене, которое он только что извлёк из корзины.
Оно было небольшое. С удивлением рассматривая полено, пожилой человек ощущал руками его гладкость и запах дерева. Ощущения были смутно знакомыми, казались очень далёкими, будто из другой жизни. И вдруг из глубины памяти возникли голуби. Они были выпилены из дерева, но казались живыми. Птицы будто присели на мгновение, через миг готовые взмыть ввысь. Не веря, что происходящее - реальность, старик с волнением и трепетом приложил полено к уху, и ему показалось, что он снова слышит музыку дерева, как когда-то в юности.
Теперь время поведать историю старика у камина.
Очень давно, будто совершенно в иной жизни, он был молод, восторжен. А ещё слыл редкого умения и дарования плотником, который все свои фантазии мог воплощать в дереве. Сердце юноши пело, поленья под руками оживали, и сами приобретали причудливую форму.
Все любили весёлого беззаботного юношу, часто приглашали украсить дома птицами или цветами. Но лучше всего у мастера получались деревянные человечки. Мальчики и девочки выходили из-под плотника рук как живые. Они улыбались и грустили, казались беззаботными и отважными. У плотника была мечта создать сказочную страну из дерева. Он хотел выпилить множество разнообразных деревянных мальчиков и девочек, их маленьких собачек, дома, в которых бы они жили. Мечтал смастерить целый сказочный город с каруселями и вертушками, куда бы могли приходить дети не только богатых горожан, но и бедняки. Может быть, покажется, что это была нереальная мечта. Но ничего невозможного не существовало тогда для плотника, ведь он мог слышать музыку дерева.
Слава о таланте мастера ходила по городу и докатилась до мэрии. Совет города решил заказать ему макет городского храма.
Город, в котором жил плотник, был небольшой и незнаменитый, но попечительные мужи заботились о том, чтобы жизнь его граждан не замыкалась на повседневных заботах, а имела и духовный смысл.
Представитель мэра, пришедший поговорить с мастером и передать ему заказ городского совета, так объяснил задачу:
- В макете храма должны выражаться мечты жителей города о счастливой жизни, их порыв к возвышенному.
Отказать было невозможно. К тому же, плотник был рад, что сможет подарить людям то, что пробуждало бы их мечту и вдохновение.
Плотник начал работать.
Вначале он придумал окна будущего храма. Они были большими, на половину здания, чтобы солнечный свет всегда мог проникать вовнутрь, независимо от поры года и времени дня. Потом выложил стены внутри цветной мозаикой: лучи света отражались, преломлялись и играли, наполняя храм безудержной симфонией света и цвета. Пересекаясь, отражения усиливали друг друга, а сложенные воедино, создавали свечение, которое исходило наружу. Купола храма предполагалось сделать разной формы, высоты, из разных пород дерева, и украсить каждый по-своему. Они должны были символизировать разнообразие и неповторимость человеческих существ, равноправных в их стремлении к небесам. На внешней стороне мастер изобразил сцены обычной жизни: мать, склонившуюся над колыбелькой, игры детей, мастеров, занятых ремеслом. Во всём этом запечатлелась обычная человеческая жизнь, с её радостями, тяготами и надеждами. Исходившее изнутри свечение как бы благословляло и освещало эту жизнь.
Плотник работал с упоением. Его мастерская превратилась в храм, где мастер чувствовал себя творцом, воплощающим в видимом тайны бытия. Его душа и разум были просветлены и возвышены. Размышление и осознание каждого последующего элемента храма открывало в нём самом бездну мудрости и полноты, о которой он раньше не подозревал, приносило понимание гармонии бытия и непреходящей ценности человеческой жизни. Его храм был далёк от религиозного представления о карающем Боге, который превращает человеческое существование в пытку вины и повиновения. Подобно чистосердечной песне, рождённой в долинах земного бытия, он устремлялся в небо ликующим хвалебным гимном. И сам мастер обретал себя в гармонии единения с небесами.
Плотник работал целый год. И вот настал момент, когда его детище должно было предстать на суд городского совета.
Был светлый теплый летний день, один из тех, которые не предвещают никакой беды. Члены городского совета во главе с самим мэром заполнили пыльную мастерскую плотника. С замиранием сердца мастер отдёрнул полог, скрывающий уже готовый макет. Перед взорами пришедших предстало истинное произведение искусства. А когда Лео (так звали вдохновенного плотника), придвинул макет к открытому окну, он наполнился светом и засиял изнутри - возникло ощущение льющейся музыки, чего-то полуфантастического, но понятного и созвучного с самыми возвышенными человеческими чаяниями и затаёнными мечтами.
Люди стояли, поражённые, не в состоянии вымолвить и слова. А счастливый мастер с восторгом смотрел на их изумлённые, просветлённые лица. И вдруг этот миг прервало сухое, прагматичное заключение:
-Это что угодно, только не храм!
Голос принадлежал самому мэру, и этот факт нельзя было игнорировать.
-Да, да, это больше похоже на игрушечный дом, - услужливо подхватил второй голос, вслед за чем послышалось несмелое хихиканье.
- Может быть, в этом что-то есть… - задумчиво сказал кто-то. - Детские сердца гораздо ближе к небесам.
- В любом случае, каким бы красивым внешне не был макет, совершенно очевидно: такой храм неприемлем, - делово заключил четвёртый голос.
-Я хотел, чтобы здание было прообразом сердца, освещённого благодатью, - запинающимся голосом попытался объяснить свой замысел плотник.
- Но нам это совершенно не подходит, совершенно, - прервал его мэр.
Это звучало как окончательный приговор.
- Жаль, что вы потратили столько времени и усилий впустую, - напоследок сказал мэр. - Думаю, совет города пойдёт на уступки и компенсирует вам затраты тем, что предложит ещё какой-нибудь заказ. Только, прошу, будьте проще и скромнее, - мэр снисходительно похлопал Лео по плечу. - Никогда не нужно забывать об ограниченности средств.
- Благодарю, - собрав все силы, произнёс плотник, - но вынужден отказаться. За время, пока я был занят макетом, накопилось много неотложных дел.
- Ваше дело, - ответил мэр, в его голосе слышались нотки облегчения. Увидев работу мастера, глава города подумал, что плотник большой чудак, если не бунтарь. Он с трудом натянул на лицо холодную улыбку вежливости, когда прощался, и поспешил покинуть мастерскую.
Старик Лео стоял в пустом холодном доме перед камином с поленом в руке и вспоминал давно минувшее, необъяснимым образом восставшее из небытия. В голове ярко одна за другой проносились картинки. Это было похоже на фильм, который кто-то прокручивал перед ним.
Звук последних шагов уходящих затих, и давящая, кричащая отчаянием и десятками вопросов тишина заняла пространство мастерской и существа плотника. «Ошибки быть не могло!» - стучало у него в висках. «Я так чувствовал, что-то подсказывало деталь или точное выражение смысла». Смущение и стыд наполнили его. А ещё, страх. Страх, которого плотник никогда не испытывал раньше. Он говорил, что всё, что наполняет душу и воображение юноши, - ложь, болезненная опасная фантазия, которая приведёт его к гибели. «Неужели повреждённый разум был источником вдохновения?! Неужели я сумасшедший, каким казался в глазах всех этих людей?!»
Больше плотник уже никогда не мог вырезать деревянных человечков и взмывающих ввысь птиц. Сомнения парализовали его. Несколько месяцев молодой человек провёл в оцепенении, а потом начал делать вещи, которые удивляли всех, кто знал его раньше. Лео посещал общественные сборы и всякие городские собрания, чтобы поставить свою личность в рамки общественной морали и интересов, пытался стать, как все, начал искоренять в своих работах то, что делало их непохожими на других, убивать полёт фантазии. Серость и заурядность мастер использовал как защиту от пугающего его сумасшествия. Он так настойчиво и последовательно стремился стать похожим на других, что, наконец, преуспел в этом. Через какое-то время городской совет признал его образцовым гражданином, подающим большие надежды мастером в плотницком ремесле, умения и старания которого без оговорок могут послужить на дело благоустройство города.
Только простые люди, любившие вдохновенного плотника, грустно вздыхали: «Где же наш мечтатель Лео?».
Теперь плотник был занят серьёзным и ответственным делом: выполнял заказы по обустройству города. Городской совет, мэр, были очень довольны: в макетах не наблюдалось излишеств и фантазии. Всё подчинялось строгим правилам логики и отвечало потребностям и запросам среднего горожанина. Вскоре плотник навсегда простился с инструментами и черновой работой, так как занял место архитектора, а потом и главного архитектора города. Он женился, родились сыновья Карл и Меро.
Цель, казалось, была достигнута. Лео мог бы остановиться. Но тайный, неоправданный ничем страх гнал его всё дальше и дальше, заставляя бросаться в рутинную работу. Прошло много лет. Макеты зданий, мостов, арок Лео получали первые призы и премии на выставках. Он по праву мог считать себя весомой фигурой, человеком, который внес огромный вклад в расширение и благоустройство города. Подрастало новое поколение художников и архитекторов, воспитанное им. Карл и Меро закончили учёбу и женились, навсегда покинув дом отца. Оба сына сделали блестящие карьеры: Карл балатировался в члены городского совета, а Меро, унаследовавший талант отца, мог в будущем стать главным архитектором города.
Лео и не заметил, как состарился. Его вежливо попросили уйти, освободить место для молодого поколения. Умерла жена. Время будто остановилось. Потекли бесцветные дни, без событий и впечатлений.
Старик пошевелил золу в камине.
Сначала сыновья со своими семьями посещали Лео, переполненные гордостью, что их отец - уважаемый всеми человек. Но, наблюдая апатичную прострацию, в которую впадал старик, начали думать, что он потихоньку сходит с ума. А таким важным людям, которыми стали Карл и Меро за последние годы, не к лицу было пятнать своё имя причастностью к сумасшедшему. И они постарались забыть о существовании отца.
На детей Лео не обижался. Он действительно стал хуже соображать, и плохо понимал, что происходит вокруг. Целые дни старик проводил в одиночестве, забытый всеми, в небольшом домике на окраине города. Чаще всего он сидел у камина, не в состоянии согреться, и невидящим взглядом глядел на пламя.
Пока не прозвучал властный и спокойный голос, который возвратил его из небытия:
«Ты не можешь так умереть. Всё, что произошло с тобою на земле: ты потерял себя и дар, который был дан, чтобы тревожить сердца людей, дар, открывающий в земном и видимом красоту и благость небес. Ты испугался и усомнился. Но за долгие годы твое сердце не стало надменным и тщеславным. Поэтому тебе дается ещё время и шанс. Воспользуйся им в полноте».
2003г.
Свидетельство о публикации №211092800960
СПАСИБО, дорогая!
.
это верно, людьми движут только две энергии- страх( и все производные от него отрицательные чувства) и Любовь...
страх остаться собой...вот к чему он привёл в итоге этого Творца(
обязательно дочитаю ... редко бываю в нете...рутина(
.
обнимаю тебя!
Марина Вертелецкая 04.10.2011 11:50 Заявить о нарушении
тут пока.
http://www.proza.ru/2011/08/15/120
Марина Вертелецкая 07.10.2011 17:16 Заявить о нарушении