C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Жизнь продолжается...

Жизнь продолжается…               
     «Вам предстоит операция на сердце», - сказал кардиолог в нашей поликлинике привычную для него фразу и своим видом дал понять, что спорить тут не о чем, и лишние разговоры неуместны. «Вот, возьмите направления на анализы. Времени на раздумья нет - готовьтесь к операции. Я вам проведу дополнительное обследование и там решится - один вам клапан менять или два…»    Вот тебе, бабушка, и…  И откуда это взялось? Вроде бы жилось потихоньку, и даже спортом занималась и зимним плаваньем увлеклась. Думала, поможет от головокружений. Лестницу из ста двадцати ступеней на море брала на одном дыхании. А тут вот появилась одышка, и давление начало скакать...
     Младшая дочь Жанна была в шоке. Позвонила старшей Инессе в Волгоград:  «Да не может быть! Что-то здесь не сходится». И теперь всем становилось яснее, что дело не шуточное, да и времени нет. Надо посоветоваться с доктором Романом Бараком. Его медицинский центр «Хорев» в Хайфе для нашей семьи стал очень важным и необходимым. Пятнадцать лет назад я переписала их телефон из рекламного журнальчика, который нашла на песке. На всякий случай… И вот уже сколько таких случаев произошло: Инессу срочно прооперировали и спасли ей жизнь. Соседу Саше сделали операцию на сердце. И многим знакомым и родственникам советовали только «Хорев», потому что отношение там особенное: дружественное и профессиональное.
     «Что случилось, Сусанночка? Как дети?» - так бы и продолжала этот телефонный разговор с доктором Бараком о том, о сём, но набралась сил и выдавила из себя: «Роман, теперь мне нужна помощь! Мне надо делать операцию на сердце. А я никому, кроме тебя свою жизнь не доверю!» «Приезжай, конечно. Я все сделаю, и все будет хорошо» - сказал он уверенно и спокойно, и на душе стало легче.
     На следующий день мы с Жанной поехали в Хайфу. Новый офис медицинского центра «Хорев» поразил своей красотой и уютом.  Доктор Барак уже ждал нас в своем кабинете, гостеприимно предложив чай с конфетами, но пить и есть не хотелось. Роман старался шутить,  и не зря  он  получил премию «Золотой Гиппократ», одновременно с шутками он вызывал нужных специалистов, созванивался с хирургом,  параллельно наблюдая на большом экране за работой своего центра. Пришел специалист по диагностике сердца и очень внимательно провел обследование и подтвердил диагноз – необходимо менять два клапана в сердце и чем быстрее, тем лучше.
     Вот теперь я поняла, почему нас называли «детьми Сталинграда». Это было послевоенное детство в городе без жилья, воды, нормальной еды  и, конечно, без медицинского обслуживания. Вспомнилось, что в детстве много месяцев не могла ходить, вспомнилась прививка грязным шприцем, после которой мне удаляли огромную шишку под лопаткой, вспомнились  простуды и ангины в холодные Сталинградские зимы, вспомнились комсомольские стройки с пронизывающими насквозь ветрами... Вот и получился приобретенный порок сердца, о котором я не знала всю свою жизнь. А если бы знала, то и жизнь сложилась бы иначе. Наверное, я бы не работала на комсомольских стройках и не родила бы таких прекрасных детей.
     Хочешь, не хочешь, а начнешь верить в судьбу. По каким-то необыкновенным обстоятельствам я встретила в жизни еврейского парня. После того как выросли дочери в сорок два года родила сына, которому никак не подходил степной климат, и мы переехали в Израиль.  Жизнь потекла по своему руслу – много учились, работали, занимались спортом,  и никто не думал болеть, ведь я всегда занималась спортом, закалялась и была для многих знакомых примером. Но, оказалось, что этого недостаточно для спокойной жизни. Проблемы с сердцем дали о себе знать здесь, на Святой земле, куда меня привела судьба.  Доктор Барак взял телефон: «Звоним хирургу Дану Аравоту. Он профессор и заведующий отделением кардиохирургии клиники «Кармель».  Профессор ответил из Швеции и согласился посмотреть меня по приезду в Израиль, но уже с результатами диагностики сердечных сосудов. Домой мы возвращались молча. Было о чем подумать…
     Диагностику сосудов надо было ждать две недели. Слышала об этом, но не думала, что придется проходить ее самой. И ждать неизвестного было нелегко: да и по ночам стало казаться, что стук сердца очень громкий и неровный, сон приходил лишь под утро.  Процедура была назначена в больнице «Меир». Кардиолог пригласил меня пройти в операционную. Там встретили приветливые доктора,  и я с интересом наблюдала за их слаженной работой. Врачи работали очень спокойно и уверенно, и я  вместе с ними смотрела на экраны. Обследование показало, что проблема с клапанами серьёзная, но зато все артерии в хорошем состоянии. Хоть что-то приятное…  После процедуры меня оставили в больнице до следующего дня. Ко мне зачастили студенты и просили разрешения послушать интересное для них сердце. Ну как можно им было отказать – подходили, прикладывали стетоскоп и подымали брови с серьёзным видом, точно как их профессор.           

     Теперь мне предстояла встреча с хирургом. До сих пор все казалось как бы ни всерьез, будто я смотрю фильм о чужой жизни. Но все обследования закончены и впереди конкретный разговор об операции. Встреча назначена в офисе «Хорева». Роман Барак был приветлив и гостеприимен как всегда: «Вот вам, пожалуйста, профессор кардиохирургии Дан Аравот».  Дочь протянула вошедшему хирургу руки, а я с трудом заставила себя повернуться. Он сам протянул мне руку и уверенно пожал. Познакомились, и разговор оказался приятнее, чем я себе представляла. В профессоре  чувствовалась уверенность и знание дела. Просмотрев все документы и результаты обследований, он  прослушал мое сердце и сразу же пригласил приехать к нему в больницу «Кармель», чтобы сделать некоторые процедуры перед операцией. Его спокойствие  и уверенность передались и мне. И я впервые за последние дни крепко заснула, не прислушиваясь к неровной работе сердца.
     Через несколько дней я уже сидела на четвертом этаже больницы «Кармель» в кардиологическом отделении, в ожидании процедур, которые назначил хирург Аравот. Его помощник - очень серьёзный и знающий свою работу врач-араб пересмотрел все мои анализы, диски с рентгенами и УЗИ, расспросил меня о жизни и взял  из вены кровь для последнего, как он пообещал, анализа. Разговаривая с ним, я почувствовала, что мы с ним очень хорошо понимаем друг друга.   
     В кабинет вошел Дан Аравот, просмотрел мои обследования и  стало ясно, что время разговоров закончилось и надо делать операцию. Он так и сказал  коротко и спокойно: «Будем оперировать - жду вас для назначения даты операции». Как–то немного странным всё казалось. Это про меня всё здесь говорится? Я не сплю? И щипать не надо – столько иголок уже побывало в венах. Профессор протянул руку, и я ему сказала: «Вот теперь я поняла, почему оказалась в Израиле  и для чего я учила иврит…»
     Через два дня я с Жанной сидела напротив профессора Аравота в его красивом кабинете с видом на море. Начался приятный разговор,  и можно было бы так сидеть и беседовать долго, но мы находились в кардиохирургии у профессора, который быстро направил  разговор в нужное русло, объяснив, что проблема серьезная и откладывать операцию нельзя. Я спросила  коротко: «Когда?» Он так же коротко ответил: «В это воскресенье». Я почему-то обрадовалась, а Жанна побледнела и промолвила: «Это 13–е число. Нельзя перенести?»  Профессор сказал: «Нет!» И я тоже с ним согласилась, потому что 13 – моё любимое число, да и  гороскоп подтвердил, что этот день благоприятен для меня. Ерунда эти гороскопы, но с ними как-то поспокойней…  «А как здесь готовят к операции, профессор? Что надо сделать?» - даже спросить об этом было трудно. А он спокойно ответил: «Операция начнется в три часа дня. Утром  попейте  чай или кофе и приезжайте в час дня в больницу. До встречи!»  - было видно, что для него это привычная,  но любимая работа. А что же мне делать в эти оставшиеся до операции три дня?
     И как хорошо, что Жанна поехала в эти дни в университет в Иерусалим. Как раз вовремя - и помолиться надо и отвлечься от грустных мыслей. Перед операцией на сердце записка моя была длинной, и долго не хотелось класть её в щели Стены плача. Я сидела и наблюдала за молодыми девушками. Некоторые из них плакали. И мои глаза тоже наполнились слезами, но только от мысли, что я очень хочу сюда приходить еще много раз. А кто знает, чем всё это кончится…
     В пятницу прилетела старшая дочь Инесса уверенная и спокойная: «Я знаю, что всё будет хорошо!» Так и я почему-то была уверенна и спокойна. Мы встретили шаббат как всегда за семейным столом,  и суббота пробежала быстро. Наступило утро воскресенья. Пора ехать на операцию. Дорога из Нетании в Хайфу занимает около часа. С дочками ехать всегда интересно, но маму они везли на операцию впервые. Я шутила и разговаривала с ними о внуках и родственниках, а они посматривали на меня и,  наверное, думали, что со мной что-то не так. Но на самом деле я понимала больше них, что мне надо поскорее туда, к хирургу, чтобы он помог справиться с проблемой, которая могла бы нас разлучить в любую минуту навсегда.
     Медицинский центр "Элиша" в Хайфе совсем не похож на больницу, а скорее на уютный отель. Только вместо регистрации в номера здесь оформляют  в операционную. Нас встретили приветливые медсестры и медбратья, мне выдали специальную рубашку с завязками на спине и попросили подождать. Колесо завертелось два месяца назад и покатилось по кабинетам, лабораториям, поликлиникам и больницам, и везде мне была оказана необходимая помощь. Вот и пришло время операции, а я спокойна и уверенна, как будто дело привычное.   
     За мной пришли и покатили по коридорам и лифтам. На нижнем этаже в операционном блоке было тихо и не видно посторонних, открылась дверь и вошел хирург Дан Аравот с  улыбкой  и бумагами на подпись. Я подписала, и мы пожали друг другу руки и пожелали удачи. Пришел приятнейший физиотерапевт и начал объяснять какие упражнения надо делать после операции. Очень смешно было его слушать, так как было это, как мне тогда показалось, совсем не вовремя,  и я подумала, что это психологический  ход  для отвлечения больного. Но потом я всё это вспомнила… И правда пригодились его советы. Попросили родственников поцеловать меня  и повезли в операционную. А мне всё казалось, что это не со мной...               
     Завезли в чистую, наполненную аппаратурой операционную и попросили перелечь на стол, над которым было много разноцветных ламп. Помню,  я пошутила, что все это похоже на дискотеку… А врачи вокруг меня в это время искали в моих руках удобные места для уколов, и всё - больше я ничего не помню.  Теперь я вспоминаю этот момент и удивляюсь мастерству врачей – они усыпили меня, пока я с ними шутила.  «К вам, кажется, родственники пришли»,- услышала я вдруг. Открыла глаза, повернула голову, помахала рукой уставшим ждать  дочерям и опять ничего не помню.
     Сколько прошло времени не знаю, но очнулась я уже в красивой палате. Болели пораненные губы и больше ничего. И сразу прислушалась к сердцу – оно работало, звонко тикая новыми клапанами. Что-то во мне теперь есть игрушечное, не настоящее, а работает  как таймер – отсчитывает мою новую жизнь. Можно уже вставать и идти до туалета самой?  Села на кровати, и ничего не случилось. Встала на ноги и пошла сама.
     Мне велели искупаться, но на мне было множество датчиков, а из тела торчали провода. Приветливая медсестра умело все отсоединила, легко сняла повязку со шва на груди, дала чистую пижаму и уверенно сказала: «Купайтесь!» Старшая дочь хотела помочь, но я была уверена, что справлюсь. Я помню, что загадала себе: если смогу это преодолеть – быстро поправлюсь. Через час я уже сидела в удобном  кресле и улыбалась всем подряд. А приходили многие – кто с лекарствами, кто-то за анализами, кто-то с вкусным обедом. А Роман Барак прислал красивый букет цветов и корзину с фруктами. Вошел медбрат взять анализ крови и похвалился: «Я помогал  вашему хирургу и скажу вам, красивая была операция!» Это было странно слышать, потому что трудно представить, что же может быть там красивого?! «Хирург Аравот красиво работал!» - продолжил он. Видимо, у каждой профессии свои понятия о красоте. Вот он пришел, нет, вбежал в комнату со своим коллегой - хирургом из Лондона, веселый и довольный: «Я так доволен, что сделал эту операцию. Посмотри, какая она красивая!»  - сказал он, показывая на меня всю в проводах  бледную  и отёкшую. Точно, у них свои понятия о красоте. Мне захотелось его спросить о том, какой человек им интересней – который внутри или который снаружи?.. Но пока, наверное, еще рано об этом говорить. Внук Давид прислал по итернету любимый рок-н-ролл для поднятия настроения моей дочери и мы танцевали!!! Медсестра испуганно заглянула в палату и поняла, что нам хорошо в танце и разрешила "осторожненько" продолжать.
     После операции дни побежали один за другим, наполненные тревогами детей, сдачей анализов и консультациями с врачами. Всё шло хорошо, и теперь надо было только беречь себя от лишних нагрузок и тревог. Хорошо, что в Израиле прекрасная весна и есть возможность прогуляться по улицам и спуститься к морю, чтобы зайти по колено в воду и попросить на седьмой волне так, как учил меня один мудрый человек: «Господи, дай мне здоровья! Сними с меня все болезни и дай моим детям здоровья и много радостей!»
     Море было теплым и чистым. Я умылась соленой водой и поплыла. «Жизнь продолжается!» - крикнула я дочери Жанне, которая с берега с удивлением наблюдала за мной...


Рецензии
Очень красиво, читается как песня. А главное, что за простым и легким описанием ситуации слышится боль, переживания, тяжелые мысли и все это передается читателю.

Спасибо!!!

Роберт Азарьев   21.10.2011 00:07     Заявить о нарушении
Да , Роберт - так и есть. После неожиданной операции начинаешь думать и чувствовать по-другому.Поражает наше невежество по отношению к своему здоровью.Поэтому прошу всех - прочтите это и задумайтесь!!!

Сузана Азари   24.10.2011 12:22   Заявить о нарушении