43. Письма и обращения на разные темы

КРИТИКА СТАТЬИ "ИДЕЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СЛУЖЕНИЯ ЦЕРКВИ..." Критик берет мое предложение: "В православных коллективах, на православных предприятиях молодым легче будет выжить в непростое время, создать семьи и нарожать детей, обеспечить достаток, получить жилье, сделать карьеру, добиться успехов в жизни...." и пишет следующее: "мы наш мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем ))))) Странно, а я думала, что наша основная задача - это путь в Царство небесное, а тут товарищи хотят устроить рай на земле..."

Любые комментарии полезны, они дают пищу для ума, возможность подкорректировать не только текст, но и свою позицию, если, конечно же, содержат глубокий смысл, а не построены на эмоциях и известных штампах и лозунгах...

Более 70 лет в стране царило безбожие, народ, в массе своей, отошел не только от Церкви, но и от веры и многих своих тысячелетних традиций. Вся жизнь народа пошла по нормам и правилам "строителей коммунизма", или, как часто говорили в посткоммунистическое время, "строителей рая на земле"... Какой получился "рай" и какова цена этих безбожных экспериментов - всем хорошо известно, а наши отцы и матери, деды и бабки, прадеды и прабабки испытали все прелести этой "новой и светлой жизни" на себе практически...

Что же нам осталось от коммунистических времен? Порушенная на корню Церковь и утраченные навыки православной жизнедеятельности в масштабах не только приходов, благочиний, епархий и всей Церкви, но и в масштабах семей, родовых и коллективных хозяйств, производств и территориальных единиц (городов и губерний)... После падения коммунистической диктатуры интересы верующих, коих осталось мизерное число, как и людей, ищущих веры, в основном сосредоточились на воцерковлении и восстановлении порушенных и строительстве новых Храмов и Монастырей. Такова была объективная потребность, и церковная ограда для большинства прихожан Храмов стала территорией, представляющей иную реальность, кардинально отличающуюся от прилегающих к Храмам территорий, тем окном в Царство Небесное, о котором могли только мечтать сотни и сотни миллионов наших предков, вынужденные подчиниться коммунистам…

Около 25 лет мы потратили на формирование общин, восстановление, строительство и обустройство Храмов и Монастырей, близлежащий территорий, создание полноценных приходов и организацию богослужений. Хорошо помню эти этапы и по своему опыту в Москве и Таганроге. И теперь можно с уверенностью констатировать, что силами людей верующих на территории практически языческой России, зараженной «радиоактивными западными ценностями», создана территория иной реальности, устремленной в Царство Небесное. Территория эта отделена от языческой России оградами Храмов и Монастырей и приглашает всех желающих к спасению и трудам во славу Божию, к жизни вечной!

Не только миряне, но и многие священники ожидали массового обращения людей к вере, для чего, собственно, и строились сотни монастырей и, наверное, уже сотни тысяч Храмов по всей России. Стала популярной и такая поговорка настоятелей: «Сами придут, и сами попросят у Бога и у нас помощи», нечего, мол, подражать сектантам, бегать за народом по квартирам и домам. Что в результате такой позиции? По-настоящему пришли к Богу и к настоятелям не более 3-5% граждан, что весьма печально, но еще печальней тот факт, что крещены в православных Храмах никак не меньше 70% наших сограждан – сама Церковь приводит эти цифры в документах и различных отчетах. Причем, тенденций к положительному изменению плачевной статистики не отмечается нигде, кроме крупных городов, где катастрофически не хватает Храмов, и люди просто не могут приобщиться к вере из-за переполненности уже действующих Храмов. Во всех остальных городах и весях Храмы стоят, в лучшем случае, полупустые, а на селе и того хуже – народ сосредоточен на реальности, которая досталась ему после коммунистов, и не имеет желания приобщиться к реальности Божественной и вечной: надо работать, зарабатывать и обеспечивать семьи.

Таким образом, можно констатировать, что ставка на самостоятельное воцерковление в масштабах нации оказалась несостоятельной, и говорит об этом никто иной, как сам Патриарх, призывающий батюшек к активной работе с жителями прилежащих к Храмам территорий. И что же, ринулись пастыри в народ? Стали обходить домовладения и многоквартирные дома, знакомиться с людьми, приглашать их в Храмы Божии и Царство Небесное? Кто-то видел такую картину? Если видел – прошу сообщить подробности, чтобы можно было не только порадоваться за оперативную реакцию клириков на призывы Патриарха, но и за возрожденную в новых условиях миссию Церкви по работе с народными массами. Боюсь, однако, что таких примеров практически нет, если не рассматривать отдельные села...

Не смотря на провальную миссию Церкви и озабоченность проблемой самого Патриарха, многие клирики и миряне продолжают твердить заученные ранее фразы «много званных, но мало избранных», «спасется только малое стадо», «Господь Своих знает», «не нужна нам массовость, нужно качество» и прочие. Что можно рассматривать как оправдание той ситуации, что сложилась в Церкви, для изменения которой нужны конкретные труды не только клириков, но и мирян, причем по всей России, а не в отдельно взятом поселке из десяти домов. Ради ничегонеделания можно и красивые фразы заучить, и доказывать с убежденностью, достойной лучшего применения, неправильность «хождения в народ».

Чего только не придумаешь, чтобы обосновать нежелание трудиться ради Бога и Церкви, чтобы покритиковать любые предложения и инициативы, направленные на реанимацию миссионерской работы и возрождение православной жизнедеятельности за территориями Храмов и Монастырей – в реальной России, которая когда-то была вся православной. И на уровне семей и их хозяйств, трудовых общин и артелей, и на уровне крупных производств и агропромышленных комплексов. И на уровне науки, культуры и образования, служащих и чиновников, представителей местной, региональной и центральной власти, а также всего общества. Все в Российской Империи не только в Храмы ходили, но и везде и всюду, день за днем, формировали христианскую реальность, православный уклад жизнедеятельности.

Теперь же у нас две практически непересекающиеся реальности: Церковь Божия в смысле Храмов и Монастырей, и вся Россия, беснующаяся в уродливых конвульсиях свободного рынка и общества (свободного от тысячелетних христианских традиций и ценностей). Для сатаны такое положение дел, когда Церковь Христова, по сути, загнана в ограды Храмов и Монастырей – предел мечтаний, если у него нет сил для удержания абсолютно безбожную диктатуру коммунистов. А вот как объяснить похожие взгляды христиан – не знаю, что и думать. Не хотелось бы предполагать худшего, но и не подчеркнуть этого совпадения тоже нельзя – возможно некоторые христиане задумаются о том, с кем они солидарны...

Так что же страшного предлагает Проект Экклезия.Ру? Какой такой «новый мир» или «рай на земле»? Православные коллективы и предприятия, оказывается, вредны для Церкви, ее миссии в современном мире!? Значит ли это, что и трудовые общины, братства, артели, предприятия православных христиан и староверов были также вредны в свое время для Российской Империи? Что известные на весь мир русские промышленники и предприниматели строили у себя «рай на земле», утопию, а не православные коллективы, структуры и Россию в целом? Какие-то химеры, а не практически действующие предприятия с высочайшей культурой производства и эффективностью труда, самыми высокими в мире заработными платами и социальными гарантиями для трудящегося народа? Может, не надо было ничего делать, а надо было сидеть всем на территориях Храмов и Монастырей, молиться Богу за Россию? Или, как сейчас, выходя за территорию Храмов и Монастырей, им надо было с головой окунаться в язычество и жить по законам стихии и неуправляемого хаоса? Это вопросы к тем, кто видит в формировании православной инфраструктуры какую-то опасность для Церкви и личного спасения христиан. Не говоря уже о тех, которые в своем отрицании общественно-социального служения Церкви договорились уже до того, что вредна даже православная государственность! Оказывается, по их мнению, православное государство вредно для Церкви, потому что, якобы, «отбирает законное первенство на утверждение в обществе христианских ценностей и православного вероучения со стороны Церкви».

Вот до чего можно договориться ради «чистоты православия», «нестяжания ничего иного, кроме Духа Святого» и «спасения только малого стада». То есть, гори все вокруг Храмов и Монастырей «синим пламенем»! А мы, «избранники Христовы», все равно не клюнем на эти «хитрости сатанинские», а будем «только молиться и поститься», «спасаться»! Не наше это дело – забота об Отечестве и народе, ибо «весь мир во зле лежит и в погибели»!

Что дают Церкви и России уже имеющиеся православные гимназии и кадетские корпуса? Православные телеканалы, газеты и журналы? Православные благотворительные фонды и паломнические фирмы? Православные ясли и детские сады? Православные военные части и священники в армии и флоте? Православные промышленники и предприниматели? Не попытка ли это построить «рай на земле», «увести народ от Бога и спасения»?

Думаю, что ответ на этот, неуместный со стороны православных людей, вопрос очевиден для тех христиан, которые способны рассуждать здраво и согласно Священному Писанию и Преданию, трудам Святых отцов Церкви. Будучи монахами, Святые отцы заботились о благополучии мирян и обустройстве их жизни в соответствии с Учением Святой Церкви, а не в соответствии с Уставами своих Монастырей. У нас же некоторые миряне, не будучи монахами, предлагают обратное – полное отречение от мира и от своей земной Родины. И выдают публично эту несусветную глупость за христианскую мудрость и добродетель!

Будем за них молиться, братья и сестры, чтобы их ревность не по разуму не превратилась в духовную прелесть или, что еще хуже, не переросла в очередную ересь, лжеучение… Спаси их Господь...

29 сентября 2011 года


Рецензии