Бури, Бэи луки коренных народов Приамурья

Снаряжение любого коренного охотника всегда составляли костюм, оружие и предметы быта. И если костюмы и комплект мелких предметов могли быть различными, то вооружение оставалось неизменно однотипным и обязательно включало копье, ножи и лук со стрелами.
О луке, составлявшем основу снаряжения, и пойдет речь. Для этого придется немного углубиться в историю и археологию этого замечательного оружия, а также проследить историю его развития на Дальнем Востоке.

История происхождения лука довольно туманна. Наиболее ранние наконечники, найденные учеными, возрастом около 64. тыс. лет, сделаны из камня. Деревянных частей луков для них не найдено, что и понятно – дерево не столь долговечно, как камень. Однако на них остались следы клея на растительной основе, который использовался для закрепления наконечника на деревянном древке. Археологический материал более молодой поры – ок. 20 тыс. лет – это деревянные фрагменты, идентичные средневековым простым лукам. Между этими датами происходит эволюция некоего предмета в собственно лук. Вероятно, его употреблению для метания стрел предшествовало какое-то хозяйственное применение изогнутой палки. Известны находки, возрастом примерно 15 тысяч лет, по форме подобные деревянным лукам, но по качеству дерева заведомо негодные для стрельбы. Если даже не брать во внимание неравномерность развития населения планеты, определить период появления луков в определенных регионах как оружия затруднительно. В соответствии с археологическими фактами, на территории юга Дальнего Востока около 12 тыс. лет назад вместе со сменой климата произошли изменения и в строении человеческого сообщества. Именно тогда для более решительного освоения природы человек начинает изобретать и усложнять орудия труда, служившие как для промысла, так и для обороны. Логика развития подсказывает, что лук появился именно в этот период, как предмет, позволяющий решить проблему дистанционного взаимодействия.

Дальнейшее его развитие довольно прямолинейно – незначительно менялась форма, толщина и соотношение частей, выбирались самые удачные породы дерева и способы окаливания, однако большой разницы между луками начала I тысячелетия и луками 18 в. на территории Приамурья мы бы не увидели. С другой стороны именно те незначительные изменения, которые произошли в процессе эволюции, сделали луки коренных народов Приамурья исключительно удобным оружием, пригодным не только для охоты, но и, если бы это было необходимо, для самозащиты.

Традиционно лук коренные охотники изготовляли сами. Длина его варьировалась от 135 до 170 см., древко выстругивали ножом из лиственницы, березы, амурской сирени, дуба или жимолости, затем смазывали жиром и окаливали на огне из бересты. На концы луковища надевалась тетива, сплетенная из волокон конопли, крапивы или сухожилий. На концах делались петли. По способу крепления тетивы можно выделить две группы предметов. В первую входят луки, у которых завязаны петли с обоих концов. Такая тетива снимается полностью. Вторая группа включает тетивы с одной петлей, вторым концом прочно обмотанной вокруг конца лука.

Луки малочисленных народов по понятной причине не украшались, ведь любое украшение, будь то резьба или инкрустация, ослабило бы прикладную функцию оружия, а в условиях таежного быта допускать подобного было нельзя. Стоит впрочем, заметить, что за счет окаливания луковища приобретали красивый темный или золотистый оттенок, так что дополнительный декор становился лишним.

Луки для коренных охотников были не просто охотничьим инструментом. С ними связано множество сказок, легенд, их использовали в играх и во время религиозных действ, например, во время медвежьего праздника. Стрелять из лука мальчики учились с раннего детства и достигали в этом высокого мастерства. К своему оружию они относились с большим уважением, с тем же уважением, с которым относились к тайге, к рекам и друг к другу и, возможно, поэтому простые по конструкции незамысловатые по применению предметы по многу лет верно служили им, не ломаясь и не подводя хозяев.


Рецензии