Мгновения судьбы

МГНОВЕНИЯ СУДЬБЫ

ПОВЕСТЬ







Написано декабрь 1995 – январь 1996 г.г.

Повторное издание  2011г.










Ибатуллин Абдулла – это мой дед, отец моей матери.

Повесть написана как фантазия на тему собирательной судьбы людей поколения моего деда, живших  в первой половине двадцатого века.


Война. 1915 год.

Первая мировая война. Над полем битвы сгустились темные тучи. Летний вечер. Российские войска на одном из участков фронта провели успешную атаку и захватили окопы германских войск. Вспотевшие, уставшие, после изнурительного боя бойцы Российской  армии обустраиваются  в захваченных окопах, ищут своих товарищей.
Вот один солдат, весь в  поту, но проходя от одного товарища к другому, старается их развеселить. Одного по-дружески ударит по плечу, другому скажет веселое слово. Видно, что он ищет кого-то. Вот кажется, нашел. Это тоже молодой солдат. Но по виду он очень серьезный. Осторожно пристроившись к брустверу, он разглядывает  только что пройденное поле боя. Весельчак подкрадывается к нему, хватает за пояс и сталкивает на дно окопа.
- Абдулла, как дела? Жив - здоров? Что ты ищешь в той стороне? Самую ценную часть своего тела случайно не обронил? – смеясь, спрашивает он.
- Сафа! Ты где затерялся? – рассердился Абдула  - я уже думал, что ты на поле боя остался. Слава Аллаху! Жив значит. О, феи Природы! Благодарю Вас за наше спасение!.. ну, рассказывай, что с тобой приключилось.
- Да, очень все просто. Когда ты поднял на штык того германского солдата, похожего на быка, сзади меня разорвалась граната. Осколки меня не задели, но на время меня оглушило и повалило на землю. Все еще в ушах звон стоит.
- Ну и слава Аллаху, что жив. - Абдулла посмотрел на небо и повернул разговор на другую тему. – Тучи все небо закрыли. Смотри, Сафа. Только бы дождя не было. Хуже нет, от дождя мокнуть. И без того все тело мокрое от пота.
Сафа засмеялся, подшутил над  другом.
- Штаны тоже мокрые что ли? А, Абдулла?
- У  себя посмотри, кисет со смехом! При виде того быкоподобного солдата сам стоял, словно окаменевший с глазами на выкат от страха. У тебя, наверно, не только мокро, но и кое-что потверже в штанине застряло. Посмотри, может  все еще там болтается.
Сафа слушал друга, улыбаясь, когда тот закончил говорить, сказал, играючи:
- Не сердись. Посмейся хоть чуть-чуть. На душе станет легче. Нельзя же быть все время таким серьезным. С самого начала войны я не видел на твоем лице даже морщинки веселости. И зачем только я с тобой сдружился?
- А ты не лезь в мою душу. С таким весельем как у тебя я давно под землей лежал бы. Сколько раз я тебя спасал  в рукопашной схватке. Почему боишься убить противника? Своей жизни, что ли, не жалко?
Сафа уже без веселости стал оправдываться.
- Говорил же я тебе. Когда стреляю, стараюсь не видеть лица, стреляю в грудь. А в штыковой атаке, как увижу лицо того, кто на меня идет, так сразу становиться жалко. Жалею, словно передо мной мой брат стоит. Он ведь тоже человек. Нам вбивают в мозги, что германцы звери, нелюди. Ведь это не так. На лица красивые, словно парни из нашей деревни. В деревне я  даже курицу не мог зарезать. А человек ведь не курица. Аллах породил человека для жизни, для счастья. А я должен его штыком зарезать. – под конец совсем расстроился Сафа.
- Не распускай сопли! – закричал Абдулла. – Люди из покон веков воюют. Если Природе война была не нужна, то на земле никогда и не было бы войны. Войны есть, значит, они нужны Природе, нужны Аллаху. Хочешь выжить, значит будь сильным и крепким. Я постоянно рядом с тобой не смогу быть. Ну вот, опять смеется. Что за мешок со смехом!
- Ладно, хватит тебе. Давай лучше закурим – улыбнулся Сафа, доставая кисет с махоркой. Абдулла тоже достал свой кисет. Парни свернули самокрутки, закурили. Через несколько минут первым заговорил Сафа.
- Я о своей жене думаю. Как живет она там? После свадьбы всего месяц успели пожить. Сейчас уже и не девушка, и женщиной как следует стать не успела. Безрадостная у нее жизнь. Жалко ее.
- Не жалей – перебил его Абдулла. – Найдет еще для себя утешение. Мало что ли в деревнях мужиков, что петухами ходят? Если не с парнем, то хотя бы с дедом каким, а утешится. Это мы с тобой кроме окопов ничего не видим. Себя пожалей.
- Безбожник, бессовестный! – теперь уже Сафа рассердился. -  Даже шутки твои с горечью. А я тебе не верю. Я верю ее чистой душе.
- Верь-верь. А если она тебя встретит еще с двумя-тремя верными душами, что будешь делать?
- Я сам дурак, оказывается, что ввязался с тобой в разговор. После боя все еще  свою злость, свою ярость не можешь успокоить. Успокойся, не злись.
Абдулла встал, сердито выговаривая:
- Какое спокойствие может быть на войне? И тело, и душу всегда нужно держать на чеку. Здесь не знаешь, что через минуту произойдет. – И, пройдя чуть дальше, стал всматриваться в сторону расположения германских войск.
- Германцы, похоже, что-то замышляют. Почему-то тихо стало. – словно сам себе пробурчал Абдулла.
- Абдулла, пригни голову – успел крикнуть Сафа, как послышался свист пролетевших пуль.
Абдулла пригнулся и вернулся к другу.
- Не задело тебя?
- Не задело. Что-то копошатся. Далеко, но на склоне высотки видны их тени. Что-то недоброе готовят.
- Наши командиры не слепые ведь. Дозоры выставили. Зря голову не ломай, Абдулла. Давай лучше споем. Хотя бы негромко. – предложил Сафа и, не дожидаясь согласия, сам первым завел песню. Мелодия тоскующая, медленно-затяжная поплыла над окопами. Солдаты стали собираться к певцу, начали ему подпевать.

Чермасан река воды свои Агидели несет.
В долины Чермасана каждую ночь сон меня несет.
В стороне чужой даже ветры горчат.
До земли родной пусть птицы нашу песню домчат.

Кто выдумал эту войну?
 Кто же проклял нашу судьбу?
Если хотят цари узнать, кто из них господин,
Пусть бы бились между собой один на один.

   Стихи  автора -Н.М.Мустафина

Песня стихла. Абдулла встал и опять начал всматриваться в сторону противника. Вернувшись на свое место, обеспокоено заговорил.
- Не нравится мне, что германцы притихли. Душа что-то чувствует. Пойду к поручику. – и мимо товарищей зашагал вдоль окопа. Далеко уйти не пришлось. На повороте он лоб в лоб столкнулся с офицером.
- Извините господин поручик. – сказал Абдулла, отдавая честь. – Тысячу лет будете жить. Я как раз шел к вам.
- Что случилось? – спросил офицер, честью приветствуя солдата. – Куда так спешить? Чуть лоб мне не расшиб. – и стал приглаживать ушибленное место.
- Не нравиться мне эта тишина. На склоне высоты германцы что-то копошились. А сейчас там никого не видно. И стрелять перестали. Надо бы в разведку сходить.
- Я по этому поводу и пришел к вам. Мне нужны двое. Старшим я пойду сам.
- Меня возьмите и друга моего, господин поручик.
- Хорошо. Зови своего друга. В стороне есть овражек. Там и пойдем.
- Сафа иди ко мне – позвал Абдулла.
Сафа вырос, словно из-под земли, отдал честь офицеру, спросил:
- Что случилось?
- Пойдете со мной в разведку. Шагайте за мной – приказал офицер.

Прячась в ложбины и за бугорки, ползут по-пластунски три человека. В руках держат винтовки с примкнутыми штыками. Вот они собрались в одной воронке от снаряда. Поручик тихо заговорил.
- Кажется, туман опускается. Для нас это хорошо. Но от меня не отставайте. По-моему, туман будет густым. Не потеряйтесь.
- Душа болит, господин поручик. Очень уж тихо. Даже звука не слышно с их стороны.
- Идем вперед. Там будет видно, что это значит. Пошли. – И поручик пополз в туман.
Через минуту поручик вскочил на ноги и закричал:
- Вставайте на ноги! Быстро! Это не туман. Это газы. Впереди возвышенное место. Там газа меньше. Нужно бежать туда иначе мы пропали – и первым побежал к высоте, словно островок выглядывавшему среди тумана.
Солдаты побежали за ним. Уже на островке поручик забеспокоенно заговорил:
- Как предупредить наших? Ведь все погибнут, сидя в окопах.
- Господин поручик. Нужно кричать. В темноте голоса далеко слышны – предложил Абдулла.
- Правильно, кричите со мной – сказал поручик и закричал. – Газы! Бегите на высокие места! Выходите из окопов! Газы! Газы!
Все вместе несколько раз  повторили эти окрики. После чего  сникли и повалились на землю. Газ сделал свое дело.

Утро. Медленно поднимается кроваво-красное солнце. Газовый туман уже исчез. На поле боя хозяйничают солдаты Германской армии. Они подбирают убитых и кидают их в большие ямы – могилы. Тех, кто подает признаки жизни, укладывают на проветриваемое место на склоне высоты.
На вершине малой высотки стоят два  офицера и разговаривают.
- Вот, герр полковник, без единой пули уничтожен целый полк вражеских войск. Если и остались кто в живых, не более десяти процентов. А они уже не солдаты. Сражаться против нас не смогут. Да и в жизни ничего хорошего не увидят. Будут постоянно болеть,- для России они все равно, что живые трупы, если будет обмен пленными. А с другой стороны, я считаю химическое оружие очень гуманным оружием. Те, кто умирают, не чувствуют ни боли, ни страдания. Словно засыпают.
- А ты о себе не думаешь, капитан? Или считаешь, что в Российской армии нет такого оружия. И на твою голову, может быть, уже приготовлено это химическое оружие. Ты не думаешь о том, что при массовом применении, химическое оружие может уничтожить человеческую цивилизацию?
- Герр полковник! Я не думал, что Вы имеете антивоенные мысли. А, по-моему, победителей не судят. Ни человека, ни войско. Кто победил – тот герой. Во всем живом мире так.
- Ты правильно понял меня капитан. Хотя я и старый воин, но с каждым днем все больше проклинаю войну. Не могу смотреть на убитых солдат, тошнит. Раньше со мной такого не было.
Капитан отошел чуть в сторону и за кустами обнаружил трех солдат противника, лежащих без сознания.
- Гер полковник. Идите сюда. – Полковник подошел. – Смотрите, по-моему, они еще живые. Лежат, словно куклы. Не прилагая особых усилий, готовые пленные, точнее – рабы.
- Капитан. Я слышал, что пленных будут продавать бюргерам. Правда ли это?
- Верно. Так мы пополняем казну государства. Вместо расходов на содержание пленных имеем чистую прибыль. С другой стороны, нам интересно знать, в какой степени действует химическое оружие на работоспособность людей. Долго ли они смогут прожить? Война – это отличное время для проведения широкомасштабных опытов.
Отвернувшись от полковника, капитан позвал солдат.
- Здесь есть трое живых. Заберите их.


Рецензии