Смысл

Чай остыл, не растворив в себе белые кубики рафинада. Пакетик сиротливо плавал на поверхности, не подавая признаков жизни. Светало.
Том сидел за столом, положив голову на руки, и размышлял. Думы его были печальны. Том не видел смысла в жизни. Это он обнаружил совсем недавно. До того момента как-то не задумывался о том, зачем он живет и нужна ли ему эта жизнь вообще.
Том взял в руки кружку и сделал жадный глоток. Его любимый напиток был чуть теплый, тогда как Том всегда пил обжигающе горячий. Но в размышлениях Том не замечал ничего. Все, что ему нужно было сейчас – это найти ответ на вопрос, мучающий его уже несколько дней.
Часы показывали уже 7:48. Том очнулся и понял, что если сейчас не начнет собираться, то опоздает в университет.
 - А зачем мне идти в университет? – задал Том вопрос сам себе.
Ответа не последовало. Том встал из-за стола и пошел одеваться.
***
Мысль, мучающая его несколько дней, не дававшая спать, сделавшая Тома рассеянным и осунувшимся, продолжила грызть ему мозг и по дороге в университет. Том полностью ушел в себя, он не видел прохожих, машин, светофоров. Он не видел себя. Когда он поднимал голову, пытаясь оторваться от тяжелых мыслей, ему казалось, что мир существует без него. Люди живут, сходятся и расходятся, пишут книги, сочиняют песни, разрабатывают детали для космических двигателей, защищают людей от нападения террористов. И все это будет продолжаться без него, Тома. Никому нет дела до того, есть Том на свете или нет. И он ничего не может с этим поделать.
Так если он не нужен человечеству, то зачем они живет на свете? Зачем он ест хлеб, выращенный трудом крестьян? Зачем он топчет тротуарную плитку, уложенную рабочими? Зачем миру нужен тунеядец?
Ответа Том не нашел.
***
Муки его продолжились и на паре геометрии. Преподаватель, седой старичок-шутник, очень занятно доказывал теорему, но Том его не слушал, погруженный в себя. Он учится на бюджетном отделении. На его месте бесплатно мог бы учиться талантливый человек, который знает свое предназначение в жизни, который знает, кем он будет, который будет приносить пользу людям, который не будет задаваться вопросом о смысле жизни.
Но все же Том не терял надежды найти смысл своего существования. Ему нужен был совет.
 - Эй, парень! – толкнул он локтем сидящего рядом юношу с соломенными волосами и серо-голубыми глазами. – Зачем ты живешь?
 - В смысле? – поразился парень.
 - Ну вот ты живешь на этом свете, ешь, дышишь, спишь, ходишь… - начал объяснять Том. – А зачем это все?
 - Сейчас я живу, чтобы получить высшее образование, - объяснил парень.
 - А зачем?
 - Чтобы потом устроиться на высокооплачиваемую работу, - терпеливо продолжил парень.
 - А это зачем? – не унимался Том.
 - Ну как зачем? – рассердился парень. – Чтобы я и моя семья жили в достатке. И все, отстань уже, дай доказательство послушать.
Том кивнул и отвязался. Ответа он так и не получил.
Да, безусловно, нужно устроиться на высокооплачиваемую работу, чтобы жить в достатке. Но зачем вообще работать? Зачем это нужно? Неужели только ради того, чтобы вкусно поесть, хорошо одеться и купить крутую тачку? Если это так, то как же низко мыслят люди…
В жизни должен быть какой-то другой, возвышенный смысл, думалось Тому. Что-то такое, ради чего и всей жизни не жалко,  что-то такое, ради чего можно потратить восемьдесят лет существования на планете. Но это что-то не открывалось взору Тома. Он снова заходил в тупик.
***
Том решил задать вопрос о смысле жизни тому, кто прожил уже больше восьмидесяти лет.
В их доме жил 85-летний старик, прошедший всю войну и расписавшийся на стене Рейхстага. Он уже не ходил, а только изредка выходил на балкон и сидел там, глядя то на небо, то на игравших во дворе ребятишек.
В квартире было темно. Ослепнув после залитой солнцем улицы, Том в прихожей чуть не упал, споткнувшись о какую-то коробку, потом налетел на тумбочку.
Дочь старика, открывшая Тому дверь, провела его в комнату. Старик сидел в кресле и читал газету, разложив ее на коленях.  Очки с заклеенной скотчем дужкой были сдвинуты на кончик носа.
 - Кто это ко мне пожаловал? – спросил старик, поверх очков глядя на Тома.
 - Здравствуйте, - кашлянул Том. – Я хотел бы, чтобы вы ответили один вопрос, если вам не трудно.
 - Ну конечно не трудно, задавай.
Том помялся и выговорил:
 - В чем смысл жизни?
Старик замолчал, посмотрел на Тома через очки и переспросил:
 - Как? Что ты сказал?
 - В чем смысл жизни? – повторил Том.
Старик снял очки, кашлянул, положил их на колени и взглянул на Тома.
 - Знаете, юноша, - начал он, внезапно перейдя на «вы», - вряд ли вы пережили в жизни то, что пережил я. Я как-то не задавался вопросом о смысле жизни, потому что в вашем возрасте ушел на войну. И не было у меня никакой другой цели, кроме как защищать Родину. Я воевал, и говорят, хорошо воевал, у меня есть медали и ордена, и для меня это не просто бирюльки, которые мародеры и бессовестные правнуки продают за несколько тысяч рублей коллекционерам. Каждый орден отмечает поступок, приблизивший победу. И  я знаю, зачем я жил. Пусть я работал сварщиком и принес стране пользы меньше, чем, допустим, министр сельского хозяйства, но я воевал и защитил страну от захватчиков. И я считаю, что жил не зря.
Том помолчал и осторожно задал вопрос:
 - Но ведь войны сейчас нет… В чем тогда сейчас заключается смысл жизни?
 - Для тебя? – прищурился старик, одев очки. – Учись, получай образование, становись специалистом в своей области.
Но это Тому говорили и родители, и учителя, и детские книжки. А во взрослых ответов не было.
***
Том снова мучил себя тяжелыми мыслями. Вопрос никак не решался.
Взял почитать книжку одного известного философа, прочел несколько страниц и отбросил. Философ-то знал, зачем жить. Он всемирно знаменит. А он, Том, чем может прославиться?
Ничем. На этот вопрос ответ был, и однозначный – ничем.
Том решил сходить к своему другу, третьекурснику Толику, учившемуся на физическом факультете.
Толик принял Тома радушно, налил чаю и придвинул тарелку с печеньем. Поговорили о том, о сем, поделились новостями, и, наконец, Том перешел к сути дела.
 - Скажи мне, Толик, - сказал он, водя пальцем по ручке кружки, - в чем смысл жизни?
 - Чего? – засмеялся Толик. – Что это тебя на философию потянуло? У вас она вроде только в следующем году начнется.
 - Зачем жить? – спросил Том, перегнувшись через стол и глядя прямо в глаза Толика. – Зачем это все: учеба, работа, зарплата, семья, дети, квартира в центре, дача, машина, отпуск в Турции, повышение… Зачем? Какой смысл?
 - А, вот ты о чем… - понял Толик. – Вот смотри. Я в лаборатории нашего университета работаю. Мы там создаем напыления на металлы. Несколько нанометров, а защищают от коррозии лучше, чем трехмиллиметровый слой краски. Представляешь? И это еще чепуха, это еще мы работать недавно начали.
 - Но я же не работаю в лаборатории! – сказал Том.
 - На третьем курсе можешь попасть туда, - пояснил Толик, - и начнешь настоящую научную деятельность. Это интересно очень.
 - А сейчас? – воскликнул Толик. – Зачем жить?
 - Учись!
 - Зачем? Я понимаю, если бы я был гением и в будущем стал бы известным ученым…
 - А откуда ты знаешь, что не гений? – серьезно спросил Толик. – Откуда?
Том только махнул рукой.
 - Учись и приноси пользу людям! – подытожил Толик.
 - Какую? – засмеялся Том. – Вот понятное дело, если работник ФСБ, или пожарник… А я?
 - Ты же программистом будешь! Будешь создавать программы, которыми будут пользоваться люди, которые будут помогать им в повседневных делах, которые облегчат жизнь человечеству!
В душе Том понимал, что Толик прав. Но он по-прежнему искал высокий смысл в жизни. Но не находил.
***
 - Зачем жить? Зачем? – снова спросил Том, на этот раз у сидевшей рядом одногруппницы, прелестной голубоглазой Кати.
 - Ну как? Чтобы стать человеком! – объяснила она.
 - Зачем? Зачем люди живут для одного и того же? У кого ни спроси, у всех в жизни главное или деньги, или семья. А зачем деньги? А зачем семья?
 - Ну как зачем семья? – удивилась Катя. – Дети – это продолжение твоего рода! Чем не стимул в жизни?
 - То есть, - рассудил Том, - мы живем для того, чтобы продолжить род? Как животные?
 - Том, ты чего хочешь? – спросила Катя.
 - Чего я хочу? Я хочу, чтобы у меня в жизни была цель, ясная и понятная. Чтобы я знал: я живу для этого. Чтобы я посвятил этому жизнь. Понимаешь?
 - Ну так найди цель! – воскликнула Катя.
 - Так вот я у тебя спрашиваю! – улыбнулся Том.
 - Цель у каждого своя… Ищи сам.
Том снова остался без ответа. В который раз.
***
Том сидел у зеркала и смотрел себе в глаза. Он искал ответ в них. Он сидел так уже полчаса, а ответ все не находился.
И опять начали грызть мысли о своей бесполезности, о том, что он – обуза для мира. Не более, чем потребитель. Как трутень в улье. Перед зимой пчелы выгоняют трутней из улья, чтобы те не ели мед. Человечество пока такого не делает. И зря.
Ну что ж, раз человечество его не выгонит, то он уйдет сам. Перестанет мучить себя и других. Перестанет влачить бесполезное существование и почем зря топтать землю.
Том засунул руку в карман и вытащил купленный на сбережения пистолет. Купить его не составило труда – в дальнем углу рынка шепнул пару слов одному дяде, тот подвел к парню в кожанке. Парень обыскал Тома на наличие ксивы и провел его за угол, а потом спустился с ним в подвал. Там показал пистолет, рассказал, как снять с предохранителя и зарядить. Не поинтересовался, зачем Тому пистолет. Просто продал и все.
Том снял пистолет с предохранителя и положил перед собой на стол. Он смотрел на него и думал, что вот это изобретение человечества сейчас оборвет одну ненужную жизнь. А сколько оно уже оборвало жизней?
Том снял пистолет с предохранителя и вытащил обойму. В обойме блестел один патрон. Один – а Он снова посмотрел в зеркало и увидел в своих глазах испуг. Это его рассмешило. Чего бояться? Наконец-то его душа успокоится, успокоится навеки.
Обойма с щелчком вошла на свое место. Том медленно зарядил пистолет. Терять нечего.
Он поднес пистолет к виску и посмотрел в зеркало. Он остался наедине с собой и кусочком свинца. Вся жизнь осталась позади, все мысли остались позади. Одно движение пальца отделяет его от завершения его бесполезной жизни. Наконец-то.
И тут мысль непрошеным гостем ворвалась в его мозг и пронзила его, словно молния: а если он сейчас нажмет на спусковой крючок, то его жизнь будет полной бессмыслицей. Ведь он не сделал ничего. НИЧЕГО. Все говорили, что ему нужно выучиться и работать по специальности, принося пользу людям, а он смеялся, считая это мизерным смыслом. Но ведь это был хоть какой-то смысл. А в его жизни до этого момента не было никакого смысла, совсем никакого.
Он попытался прогнать эту мысль, считая, что это не что иное, как голос нерешительности и слабости. Зажмурившись, он приготовился нажать на спусковой крючок и…
Не нажал. Мысль продолжала сверлить его мозг.
Том задумался. Надолго задумался. И опустил пистолет.
Ведь он может принести пользу людям. Хоть какую-то. Пускай никто этого даже не заметит. Но это Тому и не будет нужно. Он будет знать, что не бесполезен.
Но вся его жизнь была бесполезна…
Том поднял пистолет и выстрелил.
***
Осколки зеркала со звоном падали на пол. Вместе с зеркалом разбилась и старая жизнь Тома, где он мучился вопросом о смысле существования, где он не знал, для чего ему жить. А сейчас настанет новая.
Том встал из-за стола. Жизнь, безграничная и прекрасная, открылась перед ним. Он знал, для чего ему жить.
Он нашел смысл.


Рецензии