Совесть

  Однажды ты сидишь у окна и смотришь в одну точку. Все равно, какой пейзаж за окном – подернутые темнотой очертания, пара желтых огней в черноте напротив и приглушенный свет лампы за спиной неизменны. Взгляд неясно бродит по пустоте из-под полуопущенных век, а палец вычерчивает на чуть запотевшем стекле полоски и фигуры – все, что придет в голову. И какая-то опустошенная умиротворенность заполняет все вокруг…
 - Скучно? – тихо раздается бесцветный голос.
 - Ага… - ты не отрываешь сосредоточенного взгляда от звезды, блеснувшей на чернильном небе.
 - Грустно? – вкрадчиво протягивает все тот же голос.
 - Не то слово…
 - А если вдруг дождь?
  Неопределенно пожимаешь плечами. Дождь – а что, неплохо, особенно если вокруг стены, над головой – потолок, а на столе тихо горит лампа. Слышен мерный стук снаружи, шум приглушенного телевизора в доме и как-то тихо, спокойно…
  Во тьме напротив мигает очередной яркий огонек. Какие они восхитительные, эти желтые прямоугольники и квадраты! Видны горящие люстры и люди, ходящие в своих квартирах…Там – уют и тепло, там согревающий желтый свет…А тут – холодный подоконник, черное стекло и раздающийся в голове голос. Он как будто садится рядом с тобой и так же, как ты, обхватывает поджатые колени руками.
 - Что ты видишь там? – начинает разговор голос, вытягивая невидимую руку и указывая вдаль.
 - Соседний дом и площадка, - усмехаешься ты.
  Что за глупость!
 - Правда? – несказанно удивился голос. – А я почему-то вижу другое.
  Он, чуть сощурив глаза, смотрит в окно.
 - Я вижу, как человек, которого тебе когда-то случалось обманывать и обижать, стоит у окна.  Он помнит все…только молчит. И о его памяти говорят лишь соленые капли, оставшиеся на ладони после того, как он провел по лицу рукой.
  Я вижу тех, кому ты доставляешь мелкие неприятности…Я вижу обиды и страх внутри их, внутри тебя…Ты молчишь?
  Голос протягивает незримую руку и ободряюще проводит по твоим волосам. Ты краснеешь и поплотнее запахиваешься в свитер – стало зябко.
 - Ты боишься темноты? – после минутного молчания спрашивает голос.
 - Теперь боюсь, - признаешься ты и жмешься к стеклу, стараясь не смотреть в темную комнату.
 - Значит, ты слышишь, что я говорю.
  Ты молчишь и только киваешь.
 - Я отчетливо вижу тебя. А видишь ли ты меня? Нет?
  Голос тихо посмеивается.
 - Я похожа на тебя. Те же глаза, волосы и губы. Те же знания, воспоминания и мировоззрение. Те же друзья, родные и вторая половина…Но есть различия. Мои изгрызенные  ногти и очерченные бессонницей глаза. Одиночества и темноты я боюсь больше, чем ты и кто-либо на Земле. И зовут меня не как тебя, а Совесть.
 - Совесть? – ты невольно поднимаешь голову и смотришь на нее. Вспоминается фраза, которую часто говорят родители детям, и учителя ученикам – «Совести у тебя нет»…
 - Выходит, ты есть у каждого?
 - Да, и у каждого своя. Для кого-то я – лишь безликая тень и являюсь ему крайне редко, может раз в жизни. Кого-то – как тебя – навещаю часто. И правду о каждом знаю только я. Убийце, а не сыщику, я покажу его преступление, вору – семью, которую он обобрал…Мальчишке, а не его родителям напомню щенка, которого он утопил… Словом – я знаю все обо всех, а вот меня знает мало кто…
 - Ты часто приходишь, значит – я живу неправильно?
  Становится неуютно и холодно, хочется включить свет, принести горячего чая и усесться перед телевизором…
 - Я скоро уйду, не бойся, – улыбнулась Совесть. – Скажу только, что – нет, ты живешь так, как считаешь нужным. Злым людям я являюсь редко…И запомни, что я не пряду нити судьбы. Я позволяю человеку самому выпрясть их. Вспоминай меня хоть иногда. Я как настоящий друг – может, мы редко видимся, но в любую критическую минуту каждый из нас может положиться друг на друга…До встречи.
  И ты слышишь, как она уходит. Поспешно вытираешь запотевшее окно ладонью и мигом включаешь свет. Как и следовало ожидать, ты не видишь своего близнеца с покрасневшими огрызками ногтей, сидящего на подоконнике…
  И в окне ты видишь не свои страхи, а лишь темную улицу, площадку и дом напротив.
  На кухне ждет горячий чай, а в комнате – теплая постель. Можно успокоиться и раствориться в тепле. Совесть ушла в пустоту и оставила разбереженные раны в покое…


Рецензии