К. Брюллов. Итальянский полдень

 ИТАЛЬЯНСКИЙ ПОЛДЕНЬ

В 1826 году новый император России Николай I заказал  Брюллову картину  «под пару»  «Итальянскому утру».  Так  явился на свет  «Итальянский полдень», ставший высшим достижением Брюллова в группе работ, развивающих тему взаимодействия человека и природы. Моделью для «Полдня» послужила невысокая плотная женщина, далеко не классических пропорций, уже пережившая свою юность, но  покорившая художника своей жизненной силой. Как отозвался о ней Гоголь: «Это женщина страстная,  пылающая всей роскошью страсти, всем могуществом красоты».
Карл Павлович изобразил ее в винограднике при солнечном полуденном освещении. Зрелая красота героини  подстать  тугим виноградным гроздьям, –– зенит жизни природы, пора созревания плодов, зенит человеческой жизни. В абрисе головы, плеч, рук, в румянце щек, блеске увлажненных глаз –– прелесть и очарование. Солнечные лучи проникают через  листву, скользят по женщине; создается впечатление живого момента, подсмотренного  художником.

Естественной  и грациозной получилась картина, но когда была выставлена в Петербурге, там случился переполох! Меценаты Брюллова из Общества поощрения художников ожидали античной богини, а увидели  просто счастливую, здоровую женщину. Последовали обвинения автора в неправильном выборе натуры: «Целью художества должна быть избранная натура в изящнейшем виде, а изящные соразмерности не суть удел людей известного класса».
Брюллов отвечал, что он решился искать  разнообразия в тех формах  натуры, которые встречаются в повседневности: они куда притягательней, нежели строгая красота статуй.  В отместку за дерзость  Общество поощрения лишило Брюллова стипендии. К счастью, его мастерство к тому времени  настолько окрепло, что он спокойно пошёл  своей дорогой, зарабатывая на жизнь  заказными  портретами,  накапливая художественный опыт.

Между тем  картина «Итальянский полдень» была приобретена  Николаем I  и вместе с «Итальянским утром» украсила в Зимнем дворце личные покои императрицы. Любой желающий мог их видеть. В «Дневнике» художника А.Н. Мокрицкого от 14 октября 1835 года есть запись, в которой он сообщает, что вместе с художником Венециановым посетил будуар императрицы и ознакомился с этими  шедеврами живописи.

               
       


Рецензии
Здравствуйте, Нина.
Вернулась из поездки, а у Вас столько нового и интересного на страничке! Рада, буду читать. Успешного творчества.
С уважением,я

Светлана Шапиро   30.09.2011 22:53     Заявить о нарушении