К. П. Брюллов. Гадающая Светлана

   ГАДАЮЩАЯ СВЕТЛАНА

Вернувшись в Россию прославленным мастером, Брюллов продолжал заниматься портретами, но никогда не писал их с московских чиновников или купцов. Отказывая, он всегда говорил: «У вас есть собственный превосходный художник –– Тропинин». 
С  Тропининым он близко сошёлся в 1885 году, когда приехал в Москву и провел там несколько месяцев. Еще в Италии  был много наслышан об этом художнике из крепостных. В Москве знакомство переросло в дружбу.

Карл Павлович высоко оценивал как талант и профессионализм, так и  личные качества Василия Андреевича Тропинина. Под обаянием его бесхитростных  портретов  дворовых девушек, а также под обаянием популярной в России баллады В. А. Жуковского «Светлана», Брюллов написал «Гадающую Светлану». Это тоже портрет дворовой  девушки, которая в крещенскую ночь гадает у зеркала на своего суженого.
Святочные гадания существовали по всей Руси. Девушки бросали валенок за ворота:  в какую сторону  укажет носок, оттуда и ждать жениха;  лили в воду растопленный воск, фантазируя на остывших фигурках;  кормили  зернами курицу, загадав желание на  конкретное число зерен… Способов гадания было много.  Все они  сопровождались мистическими рассказами, породившими  в свою очередь  ряженых, сначала в виде нечистой силы, а затем уже кто и в кого вздумает обрядиться. 

Жуковский дал своей героине  необычное имя –– Светлана, ––  что лучше всего подходило к «святкам», «свету», святости»…  Имя он позаимствовал из романса Востокова –– в реальной жизни такого имени не существовало. (Только после Октябрьской революции «Светлана» получило распространение в качестве  личного имени).
Обращение к теме крещенских гаданий стало ценнейшей  литературной находкой Жуковского, сделав балладу  подлинно русской.  Строки из нее становились эпиграфами, баллада вошла в «Учебную книгу по российской словесности», вокруг нее сформировалась дворянская модель празднования святок. Произведение Жуковского заняло в дворянских семьях ту нишу, которую у крестьян занимали  «страшные» святочные  рассказы.

                Подпершися локотком,
                Чуть Светлана дышит...
                Вот... легохонько замком
                Кто-то стукнул, слышит;
                Робко в зеркало глядит:
                За ее плечами
                Кто-то, чудилось, блестит
                Яркими глазами…

Критика присвоила Василию Жуковскому титул певца Светланы.  Вторым певцом  стал Брюллов, создав удивительное по своей  романтичности полотно. Ночь, тусклая свеча, юная девушка в кокошнике и сарафане сидит у зеркала, вглядываясь с надеждой  в его таинственную глубину…

                Год промчался — вести нет;
                Он ко мне не пишет;
                Ах! а им лишь красен свет,
                Им лишь сердце дышит...

Создавая картину, навеянную балладой Жуковского, художник не ограничился задачами простой иллюстрации. Сцену гадания он оживил поэтическим чувством. Как истинный  новатор,  счел возможным вторгнуться  в  душевный мир  девушки, которая вся сосредоточена  на мысли о своем женихе и  готова сидеть  перед зеркалом хоть всю ночь.
В балладе  Жуковского девушка засыпает перед зеркалом,  видит ужасный сон, но утром  уже всё иначе:    

                Снег  на солнышке блестит,
                Пар алеет тонкий...
                Чу!.. в дали пустой гремит
                Колокольчик звонкий;
                На дороге снежный прах;
                Мчат, как будто на крылах,
                Санки: кони рьяны;
                Ближе; вот уж у ворот;
                Статный гость к крыльцу идёт...
                Кто?.. Жених Светланы.

И хоть «Гадающая Светлана» не оказала существенного влияния на русскую живопись, но  психологическую тенденцию картины можно проследить у всех больших мастеров: от  Крамского и Перова до Серова и Врубеля.

Портретной живописью Брюллов занимался всю свою жизнь, безоглядно переступая границы  сложившихся традиций, стремясь приблизить  искусство к действительности.  Он    желал    воссоздать   непосредственность  и  конкретность  живых  связей  человека  с   окружающей средой, что являлось в его время задачей только жанриста. Писал с чувством, любуясь красотой и живописностью мира. 
Портреты Брюллова  –– большие парадные, импозантные, «сюжетные» портреты светских красавиц –– явление в своем роде единственное и больше уже не повторявшееся в русском искусстве.

Колоссальное физическое и духовное напряжение рано подорвало здоровье Карла Павловича.  «Мою жизнь можно уподобить свече, которую жгли с двух концов и посередине держали калеными щипцами...» — скажет Великий Карл — гений русской живописи, бесконечно усталый  и разочарованный человек. 
Сколько замыслов осталось не воплощенными! Не разрешили по уже готовым эскизам расписать Пулковскую обсерваторию, построенную по проекту брата Александра; не доверили внутреннее оформление Зимнего дворца после пожара. Четыре года Карл Павлович работал над росписями Исаакиевского собора, но из-за болезни по его картонам работу закончил другой художник.
Член Миланской и Пармской академий, академии Святого Луки в Риме, профессор Петербургской и Флорентийской академий художеств, почетный вольный сообщник Парижской академии искусств Карл Павлович Брюллов прожил  только 53 года.

          










 


Рецензии