Изгнание из пионерского рая

               
                Детям войны посвящается





                Изгнание из пионерского рая
                или
                прощай мое деревенское детство

               

                «Куда уходит детство,
                Куда ушло оно,               
                …но нам с тобой отныне
                Туда дороги нет…»    
               
                Л. Дербенев.
                «Куда уходит детство»


                «…Но хотелось очень мир мне посмотреть
                однажды утром в суматошный город
                Я уехал…
                … но все также ночью снится мне деревня
                Отпустить меня не хочет родина моя.»

                Л. Дербенев


               
               
     Детство – это та пора в жизни,которая душевным теплом сохраняется в памяти до последнего часа жизни.
 На детстве каждого поколения время оставляет свой неизгладимый след.
    Главной приметой  детства моего поколения было то,что мы «дети войны», стремились быстрее «выйти в люди»,стать взрослыми и выкарабкаться из послевоенной разрухи,деревенской нищеты и голода.
    1960 год.
  В то время,когда в СССР начиналось новое обострение «холодной войны» с США и всем капиталистическим миром,и в преддверии хрущевской денежной реформы в стране,я окончил 8 классов деревенской школы, имея твердое намерение продолжить учебу и работу в городе.
    Какая-то сила меня тянула в большой мир непознанного.
    В средине июля дядюшка Михаил приехал из Таджикистана погостить к нам в деревню с сыном Евгением и дочерью Наташей.
      Дядюшка и моя мать в день их встречи предрешили мой переезд в Сталинабад .
      С их решением  я  с радостью согласился.
 
      Ранним июльским утром я попрощался с матерью и расстался со своей деревней и родным краем.
     Пока не скрылось из виду грузовое такси,в кузове которого мы уезжали до станции Шексна, я видел маму. Она стояла у околицы села и махала нам во след платком,ежесекундно смахивая слезы,застилавшие её глаза.
    Паровоз, свистя, пыхтя и  фыркая, распустив свою дымную гриву над шекснинскими полями,помчал меня от родимых мест в неизведанную даль моего будущего.
    Сердце сжалось в дрожащий комочек,глаза покрылись соленой пеленой.
    Но стремительно меняющиеся картины за окном вагона быстро стерли грусть в душе и незаметно настроили меня на восприятие новых ощущений.
 
    За каких–то четверо суток пути,перед моими широко открытыми глазами,  промелькнула  Москва,не сегодняшняя,а та- 60-х годов,Красная площадь,Сокольники,ВДНХ.
    Пересекая параллели и меридианы СССР, я теперь представлял где Рязань, Пенза, Сызрань, Куйбышев,Бузулук, Оренбург, Аральское море,Кинель, Кзыл-Орда, Самарканд, Голодная степь, Термез…
   И вот,на четвертые сутки пути, на восходе солнца ранним туманным утром я увидел цветущий край,в окружении удивительных горных вершин,покрытых белоснежными  шапками,кишлаки с кибитками-мазанками.
  Меня встречал новый Мир загадочно-таинственного Востока с пряными и персиковыми ароматами воздуха и  совершенно не похожий на хвойно-березовый  мир лесов и полей моего деревенского детства. 
   По тропинке, параллельно  железнодорожным  путям,важно восседая на ишаке, ехал старик в таджикском халате и тюбетейке.
  За вагонными окнами мелькали зеленые  виноградно-фруктовые сады,ровные ряды хлопковых полей,пирамидальные тополя вдоль дорог и корявые деревья тутовника с обрезанными кронами.   

    Таджикистан ворвался в мою жизнь со скоростью курьерского поезда «Москва – Сталинабад».   
 Ровно с такой же скоростью из моей повседневной  жизни улетало мое деревенское детство.
   Спустя всего неделю,родные леса,золотистые поля с поспевающей рожью,пшеницей и ячменём,я теперь видел только во сне.В моих снах как наяву ко мне являлась моя мать с напутствиями.
   Возврата назад в деревенскую жизнь уже не могло быть.
 
    Через год, когда я приехал в деревню уже повзрослевший, гордо щеголял перед друзьями в черной рубашке «под кубинца».
    В то время по всей стране и над планетой уже летела звеня – «Куба любовь моя».
 Фидель Кастро и «Остров зари багряной» были главной героической темой.
   Большинство из  моей ровни  готовы были пойти на защиту кубинского народа,  восставшего на борьбу с американским империализмом. 
   ЧЕ ГЕВАРА и сегодня, своим профилем с футболок и беретов,будоражит умы молодежи Мира,живет в сердцах отчаянных и непокорных.


    Первого августа 1960 года меня встретил Сталинабад,мир моего юношества и взросления. Так я начал свой путь «в люди».
    В первый же вечер в Сталинабаде,а мы жили в доме на улице Лахути рядом с телецентром,меня поразило ночное небо,которое я увидел из окна нашей квартиры.
    Случайно взглянув на улицу через темное ночное окно, я увидел огромные красные звезды. Мне показалось,что они заглядывают прямо в мою душу,в самую её глубину.
   У меня от столь неожиданного видения,непроизвольно,с вологодским выговором, вырвалось:- «вы толькё погледите–ко какие у вас тутатко на нёбе красные звезды-то горят...»

   Все домочадцы хохотали до колик.
 
  И над тем,что красные фонари на телевышке,(а она высотой 200 метров и примерно в 300 метрах от дома),я принял за звездное небо,а ещё больше над моим вологодским говором.
 Мне тут же втолковали,что я должен быстрее научиться говорить правильно,ближе к языку общепринятому для общения.
  Этот процесс  «говорить по-городскому» занял у меня не менее полугода,но в какой-то мере вологодский акцент сохранился и до сих пор.
 Я об этом не сожалею. Не самая плохая визитная карточка о принадлежности к Вологодской земле.

    Меня очень порадовало то,что у дядюшки был большой книжный  шкаф полностью забитый книгами, которых я ещё не читал.
   Там было всё. Булгаков и  Чехов,Декамерон и Апулей,полное собрание Лермонтова и Пушкина, Марк Твен и Джек Лондон и очень много–много других умных книг.
 
    Буквально через несколько дней после нашего приезда в Сталинабад  у дядюшки Миши закончился отпуск.
   Что бы мы с двоюродным братцем Женькой и сестрицей Наташей не болтались безнадзорно,он решил  спровадить нас в пионерский лагерь,где его жена-тетя Маруся, работала детским врачом.
    Этот пионерский лагерь располагался в Рамитском ущелье,примерно в 50 км. от города.
 В 1960 году в этом ущелье,наверное,было всего-то два пионерлагеря,на одной стороне речки и на другой.
  На третий день нашего пребывания тетушка мне и братцу дала "боевое" заданием; нарезать прутиков для прикрепления к ним плакатов с наглядной агитацией, типа: " Мойте руки перед едой» или «Я глух и нем,когда я ем».
 Задание было исполнено в точности. Ветки мы нарезали ровные и предъявили их заказчику. 
 Ничто не предвещало беду. Но сразу же после обеда,тетя неожиданно вызывала меня и Женьку к себе кабинет и задала вопрос:- Где нарезали прутья?
  Мы с Женькой показали место на горе,что рядом с медпунктом и куст,который я добросовестно обрезал под самый корешок.

Оказалось,что мы с Жендосом уничтожили какую-то "ахрененно" уникальную,редчайшей породы, кавказскую хурму,которую пестовал лагерный садовник. Он-то и подал главрачу (то есть, тёте,она же и мама) жалобу на нас.
  По приговору тетушки мы с ЕВГЕШЕЙ уже к вечеру этого дня с позором были изгнаны из лагеря раз и навсегда.  Она нам дала на дорогу какие-то деньги и в напутствие сказала:
 - Добирайтесь до дома как сами знаете,хоть пешком.

    До Сталинабада мы удивительно быстро доехали на попутке.  Шофер с нас денег категорически не взял.
   На следующий же день мы с Евгением эти денежки,которые нам дала тетушка, благополучно прокутили на ситро,мороженое и другие азиатские вкусности,занимаясь дуракавалянием на пляже Комсомольского озера.  Это были самые прекрасные августовские дни.
   В школу ходить не надо.
 
    Хождение строем,жить по лагерному прижиму под дурацкие команды   пионервожатой, нас с Женькой не касалось.
    Отсутствие всякого распорядка для нас стало полной свободой.
Тетушка,вытурив нас из пионерского рая,сделала нам настоящий подарок.

    За неделю до 1 сентября 1960 года я определился в 9-й класс вечерней школы,  которая была рядом с домом и напротив телецентра.Одновременно с этим,я поступил ещё и в техническое училище. Мне дали стипендию 18 рублей в месяц.По деревенским меркам я сразу стал почти богачом.

    Быстротечно уносится в вечность наша жизнь.
    Уже нет на этом свете ни тетушки Марии Федоровны,ни дядюшки Михаила Ивановича,ни моей матери Елизаветы Ивановны,ни братца Евгеши -Жендоса- Евгения Михайловича.
     Царствие небесное им.

     Пора и самому о спасении своей грешной души подумать.

     А вот хурма ( я в разговоре с тетей Марусей назвал её немного по другому:   -" Какую "хурню"?,никакой "хурни" мы не срезали с Женей), которую мы обрезали,наверное,не только вновь отросла от своих корней,но и,став большим деревом,по сей день дарит людям сочные ярко-оранжевые плоды.
 Уж так устроено течение жизни на Земле.

  Сегодня только мы и остались с сестрицей Наташей и продолжаем дальше жить.Я в Вологде, она в городе Орле.
 А встречаемся мы с ней по вечерам или по утрам на сайте «Одноклассники»,но бывает и в реале,но реже.
    Друзья! Встречайтесь чаще.
   Не стесняйтесь возвращаться в детство и быть детьми.
В нашей сегодняшней жизни детство нас согревает как мать и бабушка.


Рецензии
Уважаемый Александр!

Спасибо Вам большое за светлые воспоминания,
за подаренный читателям краешек детства!
Читается на одном дыхании!

С поклоном и самыми добрыми пожеланиями!

Нина Пигарева   11.08.2022 22:10     Заявить о нарушении
Спасибо,уважаемая Нина, за добрые слова. Я рад, что лег на душу мой рассказ об отроческой поре в моей жизни. Александр.

Александр Жгутов   15.08.2022 12:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.