Сваяй свое спасение

В Швейцарии сразу же обращает на себя то, каким уважением здесь пользуются культура, образование, искусство и психология. Даже в маленьких городках, вроде Райнфельдена в 12 километрах от Базеля, где проживает чуть больше пяти тысяч человек, вы обнаружите по меньшей мере с десяток практикующих психологов. Среди них есть спецы по налаживанию взаимоотношений в семье, в коллективе, между родителями и детьми, разными этносами, молодыми супругами, внуками и дедушками. Особенно забавляет существование психологов, которые снимают стрессы учителей, работников дорожной полиции и самих водителей.
Изабель Оберхансли — профессиональный скульптор и специалист по арт-терапии. Ее роскошный дом в городе Райнфельден на живописной улице, упирающейся одним концов в лес, другим — в железнодорожный вокзал. Если судить по стоимости жилья, в этом районе проживают обыкновенные швейцарские миллионеры. Кстати, сосед Изабель справа известнейший футболист в Европе, а супружеская чета с другой стороны — доктора наук по защите окружающей среды. В этой стране нет простых людей, как и нет заштатных городков, полузабытых сел. Страна равномерно населена людьми, добившимися чего-то в жизни. В среднем каждый гражданин Швейцарии работает в 200 раз плодотворнее кыргызстанца.
— Изабель, почему в вашей стране так много внимания уделяется психологии? На вид швейцарцы чуть не самые уравновешенные в мире. Проблем у вас нет — живи и радуйся.
—(Смеется) Это лишь кажется. Конечно, народ выглядит воспитанным, пунктуальным и вежливым, но это не столько оттого, что все проблемы решены, просто мы привыкли обращаться к окружающим только позитивно. Потому наши граждане автоматически говорят при встрече друг другу добрые слова, даже если не знакомы. Это тоже элемент коллективной психотерапии — люди улыбаются как можно чаще и поддерживают ближнего. Жизнь должна состоять из таких мелочей, как улыбка, кивок головы, пожатие руки. Это далеко не мелочи — в комплексе они создают животворную ауру и здоровый психологический климат.
— Наподобие того, что царит повсеместно в Швейцарии?
— Если заметили, даже собаки у нас не умеют громко лаять.
— Ваша страна, будто большой санаторий для успокоения нервов.
— Было бы здорово, если так. Конечно, внешне Швейцария и наш городок выглядят очень спокойными. В действительности это совсем не так. Роскошные леса и парки скрывают современные предприятия, где люди работают на полную катушку. Мы просто научились прятать в душе эмоции и переживания. Сказать точнее — не просто скрывать, что вам не нравится, а уметь управлять гневом, гасить переживания, направляя энергию на что-то более полезное.
—-В этом и есть суть кунст-терапии?
—-Да. В умении замещать негатив, вытеснять и подавлять его, замещая позитивом. Через проявление и развитие творческих импульсов. Я как профессиональный скульптор и мать двоих детей могу сказать, что процесс вынашивания ребенка и то, как рождается очередная идея и композиция — явления глубоко родственные. Да простят меня мужчины, женщины и матери лучше самых талантливых представителей сильного пола понимают тонкости творения. Кстати, Швейцария является одной из самых благополучных стран мира в немалой степени благодаря тому, что женщины и дети здесь в наиболее комфортных условиях. Наши законы, госустройство и традиции составлены так, чтобы в центре всеобщей заботы оказывалась мать и ее чадо. Многие иностранцы, приезжающие к нам с семьями, удивляются, что у нас запрещено даже на краткое время снимать однокомнатную квартиру, если в семье имеется дитя. У него обязательно должен быть свой уголок. Наше общество стремится не на словах, а на деле давать самое лучшее детям. К сожаленью, это порой приводит к нежелательным последствиям.
—-Например?
—— Все европейские школы страдают от того, что дети воспитываются чрезмерно раскованными и учителям приходится очень несладко. Ребятня в Швейцарии выглядит намного спокойнее французских или английских сверстников, тем не менее, нас тоже беспокоит та же проблема. Растет разобщенность поколений. Молодые рано становятся независимыми от родни, перестают общаться с ней. С другой стороны, дедушки и бабушки у нас ведут себя независимо, предпочитая до конца жить в одиночестве. Это и хорошо, и плохо, учитывая факт, что средняя продолжительность жизни в стране подбирается к 90 годам. Непаханное поле работы для психологов.
— Как проходит терапия искусством? Пациент, имеющий проблемы с нервами, должен что-то творить?
— Творчество — универсальное лекарство от проблем и болезней. Швейцарцы это поняли раньше остальных народов. Каждый человек должен искать пути самореализации, найти выход глубинным стремлениям. Все мы как бы беременны от природы выдающимися задатками — они должны найти выход, послужить на пользу хозяину и обществу. Там, где созданы условия для благополучного развития способностей, наблюдается интенсивный рост и развитие, а где их нет, возникают проблемы, патологии и отклонения.
Я учу моих пациентов искусству ваять свои образы и переживания. Они работают над рисунками и скульптурными композициями, и в процессе лучше понимают причину своих глубоких эмоций, забот, находят пути к спасению. Многие пациенты влюбляются в искусство, даже если осознают, что оно не их стезя. В общем, преподаю азы известной всему миру терапии Эйнара Бреннера.
—Какое из ваших занятий — арт-терапия или создание скульптур, — приносит больше выгоды?
—Пока арт-терапия обеспечивает львиную часть моих доходов. Работаю в партнерстве с мужем, практикующим доктором психологи, который направляет часть своих клиентов ко мне. Но надеюсь, что в ближайшем будущем это соотношение измениться в пользу скульптурного творчества. Во всяком случае, чувствую в себе призвание быть скульптором, посвятить ваянию жизнь. Участвую в традиционных международных выставках в Италии и Франции. К сожалению, этот вид творчества требует значительных материальных вложений, да и сам процесс изготовления скульптурной композиции из дерева, не говоря уже о железе или бронзе — процесс высокозатратный. Но препятствия вполне преодолимы. Надо работать, быть профессионалом в своем деле.
— Кто ваш любимый скульптор?
— Румынец Константин Брангузье. Полюбила его работы еще со времен, когда училась в художественной студии Едит Марион в Базеле. Это великий художник двадцатого века. Мне нравится его способность увидеть гениальную идею в самых неожиданных вещах — в обработанном куске дерева, оживающем на глазах в камне, чудным образом выплавленном в куске стекла. Этот человек горел на работе, создав огромное число шедевров, ставших мировой классикой. Также мне импонируют английский скульптор Генри Моор, немецкий Вильгельм Лейнбрук. Ну и конечно, меня всегда восхищали мастера эпохи Возрождения — Микеланджело Буонаротти, Леонардо да Винчи.
Надо обязательно реализовать себя в полной мере, как умели делать эти мастера. Не очень люблю Сальвадора Дали, хотя даже в живописных работах он остается прежде всего скульптором. Но какой это был великий труженик! Таким же был и Пикассо. Они наслаждались самим процессом творения. Жизнь художника должна быть именно такой, тогда преграды и трудности будут сметены. В общем, так или иначе, стоит создать или сваять свое спасение.
Ну а пока мои дети-близнецы - Тристан и Нора — самое лучшее, что мне удалось создать. Предстоит работать над ними еще очень долго, пока они не вырастут взрослыми и самостоятельными. Мы вкладываем в детей всю нашу душу, а они, став взрослыми, покидают нас, отправляясь в самостоятельное плавание.
На фото: В мастерской скульптора.


Рецензии