111 градусов. Мясо на ремне

18. МЯСО НА РЕМНЕ.


Проверить волшебные вещи в деле пришлось почти сразу же – в трёх-четырёх километрах от части сломался наш грузовик. В кузове - оленина из Таймылыра.
За тушами нас и снарядили.

Именно тогда я впервые услышал выражение «закон-тундра, молодых в одиночку не посылать». Повёл нас начальник АТТ, сержант, дембель, которого как раз я и должен был заменить.

Первый выход в тундру запомнился – всё бы ничего, но какие же тяжёлые и неудобные эти туши мороженные!
И так, и эдак – не хватает силёнок, аж плакать хочется!
Но плакать не рекомендуется – слёзы замёрзнут, лицо во льду будет...

Вот где ремни кожаные пригодились!

Верёвок нет, а ремни есть. Цепляешь тушу на ремень и – волоком.
Бурлаки натурально!
Не скажу, что очень уж удобно – коротковат ремень для такого дела – но худо-бедно почти до части дотащились...

Потом сумбурно:
- из части выскакивают люди, перехватывают у нас туши – счастье!
- растирают нас спиртом (или мы сами растираемся?); внутрь принять не разрешают;
- вот и первые обморожения нашего призыва.

«Понюхали» тундру...


Фото из альбома Евгения Берестовского

Читать дальше:
http://www.proza.ru/2011/10/01/509


Олег Балышев, участник этого похода: Ничего-то ты не запомнил! ЗиЛ-131 и трактор в тундре бросили, их замело полностью. Мы с лопатами пошли. Женька Иванов сказал: копать здесь! Откопали сначала кабину, потом кузов.
Холодно, рядом насосная была неотапливаемая. Вагончик. Набились все туда и решили бензином погреться. Налили в тазик какой-то немаленький, я зашугался - пожара бы не было - а он даже загораться не хочет.
У меня письмо с собой было, так разорвали, подожгли и уже горящую бумажку в бензин бросили. Бензин медленно-медленно загораться начал, я тогда смотрел - поверить не мог.
Хорошо запомнил.
Потом туши тащили.
Поморозились. Спецаки не подогнанные, руковицы короткие...
Деды бросили нас тогда, вперёд ушли. Им командир потом такой пистон вставил!
На ремнях тащить по жёсткому ещё ничего было, а как под сопку спустились, проваливаться начали. Плохо. Тяжело.
Когда уже на нашу сопку подниматься начали, из части люди навстречу побежали.
Командир первый.
Ко мне подошёл - поднимай, говорит. Я не могу. Поднимай! Показал как. И впрямь, можно идти. К каждому подходил, показывал.
Я тогда здорово поморозился. До волдырей. До сих пор правую щёку от холода прикрываю...


Рецензии
Бензин гореть не хотел. Так парам бы гореть, а на морзе не парит. Печаль.

Александр Тарновский 2   17.02.2024 18:24     Заявить о нарушении
Любопытно: мне этот потрясающий по сути момент совершенно не запомнился. Я Олегу, конечно, верю. Но сам — не помню. Интересно, как память разных людей фиксирует разные моменты происходящего.

Павел Лобатовкин   18.02.2024 03:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.