Три дня в Москве. Курсантская версия

Пролог.

Курсант Олег приехал из Ленинграда в Москву, чтобы встретиться с девочкой Светой, в которую он когда-то влюбился во время двухмесячного отдыха в детском санатории. С тех пор прошло шесть лет. Все эти годы Олег и Света поддерживали переписку. И вот – новая встреча произошла…



02.08.1982 г.

13.00, ВДНХ, павильон «Космос».
- Олег?
- Света? Привет!
- Привет! Хорошо же ты меня ищешь, даже спиной повернулся!
- Да я тут уже целый час околачиваюсь! Ты ведь дико опоздала! И вообще, у тебя оригинальная манера назначать встречу: в одном письме ты пишешь «жду с 11 до 12.30», в другом – «с 12 до 13», в третьем – «с часу до двух дня». И чему верить? Во сколько тебя ловить? Торчать тут три часа?
- Да? А я не помню, что в предыдущих письмах назначала!
- Да еще и в каждом письме ты указываешь разные одежды! Или я после шести лет, как мы не виделись, должен отличить тебя с первого взгляда? Ты тогда была двенадцатилетней девчонкой! Как думаешь, ты ничуть не изменилась с тех пор?..

16.00, 17 мкр Ясенева.
- Витька, познакомься, это Олег!
- Привет, Олег!
- Привет, будем знакомы.
- А это моя младшая двоюродная сестра Жанна. Вот с ней мы послезавтра и уезжаем в Аягуз.
- Привет, Жанна! Очень приятно!
- Здрасьте!
- Света, Олег, вы проходите, пока телевизор посмотрите, а я поставлю обед греть…

17.00, там же.
- Народ, как вы смотрите на то, чтобы я накормил вас своим тортом?
- Ты еще и торт готовишь? А мы после твоего торта еще долго проживем?
- Дней семь, восемь… Короче, будем делать «Прагу». Сметана, масло, сгущёнка, какао, сахар, мука, что там еще… Есть это все у вас, Витёк?..

19.00, там же.
- Так, ну, что ты тут нам наготовил? Долго же ты мучился над этакой ерундой! Совсем… чав-чав, невкусный… чав-чав, торт…
- Слушай, Олежка, он у тебя неплохо получился! И тесто хорошее, промешалось ровненько… Так, будешь каждый день готовить такой торт!
- Что, вплоть до четвёртого числа? А плохо тебе не станет?...

21.00, Красная площадь.
- Ну, и где же твои друзья?
- Да вот, сам гляжу… Куда-то делись.
- Слушай, а если ты их не заметишь? Вы не могли придумать другое место для встречи? Назначали ж на самом тихом месте Москвы, на Красной площади! Артисты!
- Да ничего, увидим друг друга, не слепые же.
- Да? А если они не придут?
- Обещали подойти, значит, придут.
- Ну, а всё же? Где тогда ночевать будешь?
- Есть у меня одно местечко на крайний случай…
- Вокзал?! Нако-ся выкуси! Видел? Поедешь тогда с нами! Витька, скажи!
- И правда, Олег, поехали к нам. Место есть, положим как белого человека!
- Сначала заглянем в гостиницу «Центральная», а там видно будет.

22.00, Огарёва, 15, междугородный телефон.
- Мне звоночек нужно сделать, вы пока посидите тут.
- Ты иди звони, а мы посмотрим! Да не бойся, бить не будем!
……
- Не набирается что-то, сбрасывает.
- Да? У меня рука лёгкая, говори номер, я сама наберу… На, держи! Говори!
- Алло! Марина, ты? Здравствуй, это я…

23.00, метро «Калужская»
- Сейчас приедет тётя Валя и нам такую дыню вставит!
- Нет, ты не знаешь её, она уже спит! Это только ты можешь мотаться до полуночи бог знает где. Я твою породу, Светка, давно знаю!
- Нет, ты видал такую наглость? Собрались тут одни нахалы – один, второй…
- И их предводительница Светлана! Вот сейчас бросим тебя здесь, ведь не дойдешь до дома на своих хвалёных шпильках!
- Ничего, на такси доеду как-нибудь!
- Размечталась! Сейчас таксисты меньше, чем за червонец, никуда тебя не повезут!..

23.50, 17 мкр Ясенева.
- А тут уже все спят!
- Тише ты, не кричи!
- Вы как хотите, а я рванул на кухню.
- Витька, там голубцы или сосиски какие-нибудь разогрей! Ой, ноги мои ноги!
- Что, сбила с этими шпильками? Так тебе и надо!

03.08.1982 г.

00.20, 17 мкр Ясенева.
- Света, мне тоже чаю налей.
- Пожалуйста! Бери, не обожгись.
- Как говорят наши друзья французы, сеньк ю вери мач!
- Сам ты француз! Так, ладно, посуду сами помоете. Кто из вас в душ? Что, никто не хочет? Тогда пойду я, а вас потом не пущу!
- Господи, да ради бога! Надо будет – сами зайдём!
- Нахалы, я ж говорила!..
 
01.00, там же.
- Светка, ты что тут разбегалась, людям спать не даёшь?
- Да я вам не мешаю, спите на здоровье!
- Ходит тут, воздух сотрясает… Я вот зайду к тебе завтра с утра пораньше и разбужу! Только начинаешь засыпать – на тебе, пришла нежданная!
- Молчал бы уж!
- Придётся мне завтра тобой заняться, честное слово. Совсем девчонка без контроля распустилась!
- Ты лучше не забудь, что тебе завтра надо еще гостиницу искать!
- Эй, вы! Хватит тут шушукаться! Расшумелись…

08.30, там же.
- Мальчишки! Вы будете сегодня просыпаться или нет?
- А-а-ах-ха… А что?
- Э-э-хх… Гмм, кажется, Светка, ты должна была нас будить в девять! И что с тобой теперь делать? Урвала полчаса здорового сна!
- Вставайте, вставайте! Хватит спать!
- Нет, ты посмотри на нее! Даже «Доброе утро» не сказала, ворвалась с криками… И вообще, может, ты выйдешь? А то мы щас как встанем!...

10.30, метро.
- Свет, вопрос на засыпку можно?
- Опять на засыпку! Это у тебя любимое развлечение?
- Что-то вроде.
- Ну, давай, раз уже начал.
- Расскажи мне о своём парне.
- Нет уж, сначала лучше ты расскажешь о своей девушке.
- Так, это никуда не годится!
- Вот видишь! Сам отказываешься. И чего же ты хочешь от меня?
- Впрочем, ладно. Как поет «Круиз», в каждом серьезном деле кто-то обязан быть первым.
- Именно! Вот ты им и будешь.
- Хм, ладно, слушай. После нашего с тобой санатория… Никак не могу поверить, что прошло целых шесть лет!.. Так вот, после санатория мои родители переехали на Урал. Я еще тогда тебе писал, писал, ты не отвечала… Ну, ладно, не хмурься, прошло. У нас в девятом классе была экскурсия в Хохляндию, вот в этой экскурсии я и обратил внимание на Маринку из параллельного класса. Это был 79-й год. А потом я сначала искал ее после кино в клубе, потом следил за ней, узнал, где она живет, потом набрался смелости и подошел, заговорил… Потом мы вечерами прогуливались с ней и ее подружкой, я провожал ее до дома. Прошёл выпускной, мы вместе гуляли до рассвета. И я уехал поступать в Питер. Приезжал в отпуска, год назад впервые ее поцеловал… И вот зимой я узнал, что у нее есть другой парень. Так я проиграл. Хотя она потом написала, что рассталась с ним, он оказался подлецом, но вот сейчас вроде бы еще кто-то появился. Так что там всё решено без моего участия. Вот такая история. А теперь твоя очередь! Как у тебя?
- Можно я не буду рассказывать?
- Что ж, не хочешь – не надо, вольному воля…

13.00, Смоленская плошадь.
- Свет, отгадай, что это за дом?
- Не знаю. И что за дом?
- Дом как дом. Вон вывеску видишь? Отдел ЗАГС.
- Ух ты! А давай зайдем? Подпишем пару бумажек!
- Ещё чего! Женить на себе вздумала! Шустрая, как… сама знаешь что сама знаешь где.
- Испугался! Эх, Олег, ты, оказывается, трус!
- При чем тут испугался? Да запросто! Пошли!
- Ладно, ладно, разбежался! Ищи лучше своё Управление высотных домов и гостиниц!
- Не это? Воде бы это… Кажется, пришли. Заходи!
- Иди общайся. Если не выбьешь себе место в какой-нибудь гостинице – пеняй на себя!
- Господи, мне-то что? Пойду к тебе ночевать, только и делов!

16.00, двор гостиницы «Восток».
- Вот и лавочка. Отдыхай, пока есть возможность. Потом снова мотаться будем.
- Да уж, тебе в твоих ботинках всё равно!
- Так кто ж тебя заставлял одевать босоножки, да ещё на таком каблуке!
- Другого каблука нет. Слушай, пойдём отсюда, здесь вот этот дед курит, а мне дымом дышать не в кайф…
- Простите пожалуйста, можно вас попросить не курить?
- А? Ах, да, пожалуйста…
- Ох, Олежек, ну и длинный у тебя язык! Кто ж тебя тянет-то за него!
- Ничего, нормально. Вот доживу до его возраста – и такая скамеечка будет моим любимым местом времяпрепровождения. Сяду так  и буду наслаждаться тишиной, птичками, воздухом!
- Ведь не доживёшь до его возраста!
- Вообще-то ты права. Помру лет в сорок. Или погибну. Внуков будешь сама няньчить.
- А ты, оказывается, нахал!
- А ты что, об этом только что узнала? Да другого такого нахала днем с огнем не сыщешь!
- Скажите, пожалуйста!
- Пожалуйста, скажем!..

18.00, там же.
- Так, теперь можно спокойно возвращаться к Витьке.
- Сейчас, только остановку автобуса найдём в сторону метро.
- Олеженька, рыбонька, давай такси поймаем, я далеко на этих каблуках не уйду, все ноги сбиты! Я даже за такси заплачу!
- Ну, бог с тобой. Только с двумя условиями. Первое: за такси заплачу все-таки я, и второе: впредь всегда и во всём слушаешь меня!
- Да, но только не разговаривай со мной в таком духе! Твой пробивающийся лейтенантский голос – это просто кошмар! Как начнешь подобным тоном со мной говорить, так сразу же можно и расходиться в стороны!..

22.00, 17 мкр Ясенева.
- Ну, что, я пошёл, пожалуй.
- Пойдем, я провожу тебя.
- Пойдем, проводи. Витя, тётя Валя, до свидания!
- Ага, всего!
- …Ну, что, дорогая моя, вот мы и встретились.
- Спустя шесть лет! С ума сойти! Я тоже никак не могу к этому привыкнуть!
- Представляешь, лет через надцать мы снова встретимся…
- А как насчёт через двадцать дней?
- Ты о чём?
- Я буду возвращаться от бабушки через Москву через двадцать дней!
- Чё, правда? Давай, это будет классно! Но я имел в виду более далёкие перспективы, скажем, годика через три. У меня будут лейтенантские погоны, а ты будешь на пятом курсе! Красота!
- Н-да, сначала пятый и шестой классы, следующая встреча – второй и третий курсы, следующая встреча – пятикурсница и лейтенант! Действительно, красота!...

22.30, Битцевский парк, скамейка.
- Света, смотри какая луна! Обожаю полнолуния! Так смотришь на неё, и сразу накатывают такие мечты, приятные воспоминания. В последнее время я заметил, что важные события в моей жизни выпадают на полнолуния. Выпуск из школы, сдача последнего вступительного экзамена, да и наша с тобой встреча. Так что я могу рассуждать о неких сверхъестественных силах, ведущих меня.
- Нашёл предмет для разговора вечером! Не надо об этом. Я не люблю эти разговоры о луне, при луне, под луной…
- Почему, Свет?
- Потому что. Не надо!
- Как хочешь, не буду. Просто ты, может быть, неправильно подумала, но это неважно. Я знаю другое дело, которое будет сейчас занимать нас с тобой.
- И какое же?
- Мы проведём эксперимент. На мою выносливость. Как долго я смогу пронести тебя на руках, в экстремальных случаях это необходимо!
- Ого, дружок!
- А что такого?
- Ну, скажи-ка мне честно! Как часто тебе приходилось носить на руках женский пол? Уже натренирован, поди!
- Что ты сказала?! Да ну тебя!!!
- Олег! Олежек, подожди! Куда ты?
- …
- Олежка, что с тобой? Прости меня, я не подумала…

23.55, там же.
- Све-е-точ-ка!.. Мне это не снится? Ущипни меня… Хотя нет, это мне не помогает, я себя уже столько раз во сне щипал… Поцелуй меня ещё… Нет, такое сниться не может!
- Олежка… Скажи, а ты точно уверен, что ты сейчас не ошибаешься?
- В смысле?
- В смысле Марины.
- Возврата к Маринке быть не может. Это уж я понял как никто другой.
- И всё-таки… Ох, что же я делаю!
- Светка, ты колдунья… И я снова околдован тобой, попал в твои сети…
- Олежка, а ведь я ехала к тебе!
- А я – к тебе. Вот и приехали!


04.08.1982

01.00, Битцевский парк, скамейка.
- Теперь мне уже точно пора! Спокойной ночи, Светочка!
- Не доедешь ведь! Метро закрылось.
- Ничего, поймаю машину какую-нибудь. Частника там или такси, да любую тачку, без разницы!
- Я буду волноваться до самого твоего завтрашнего возвращения.
- А ты свечку в окне оставь! Я на нее как на маяк приду!..

01.45, 17 мкр Ясенева, крыша жилого дома.
«Машину поймаю, ага! Размечтался, блин! Полчаса – хоть бы одни фары проехали! Правильно, все порядочные звери забились в норы и спят! Ловитель тачек, ё-моё! Ну, хорошо, что девочку успокоил, спать отправил. Мне там вторую ночь уже было никак не с руки зависать. А тут, на крыше – красота! Вон, самолёты на Внуково идут, мигают огнями. Луна опять же! Хорошо ещё, лето, ночи не особо прохладные. А вот и чей-то старый матрасик! Мне определённо везёт!..»

09.40, 17 мкр Ясенева.
- О, Олег! Привет, проходи!
- Привет, Витька! Я слышал, ты сегодня вроде сдаешь математику устную на вступительных.
- Ага, пытаюсь. Через пару часов пойду.
- Давай, давай, готовься. Здравствуй, Света!
- Привет!
- Никак только что проснулась?
- Какое там! Уже полчаса бегаю! А ты как? Как вчера доехал?
- О, у меня была великолепнейшая из ночей! Я прекрасно выспался!
- Понятно. Не ездил, значит.
- Ну, что ты! Поймал частника, сунул ему червонец и в два я был уже в гостинице!

11.30, там же.
- А, вы тут всё секретничаете?
- Мы? Просто сидим. Заходи, Витька!
- Да уже некогда. Секретничайте дальше, а я побежал. Пожелайте мне ни пуха ни пера!
- Ни пуха ни пера!
- К чёрту, Светка!..
- Олег, ты знаешь, я не верю.
- Во что?
- В то, что было вчера. В то, что ты вчера говорил. Вот не верю почему-то – и всё!
- Да?.. Знаешь, это в корне меняет ситуацию. Давай расстанемся тихо, как и втретились.
- А знаешь, почему не верю? Из-за твоего того телефонного звонка в первый день. Помнишь? Ну, скажи, зачем ты ей звонил? Зачем?! Ну, не молчи же!
- Знаешь… Верь ты мне или не верь, я хотел просто расставить все точки над «i».
- Ну и?..
- Расставил. Почти. Я спросил: «Ты его любишь?» Она ответила: «Не знаю». По-моему, тут и дураку всё понятно. Впрочем, теперь, когда выяснилось, что мне не верят, это не играет никакой роли.
- Подожди. Но ведь так не бывает, за один день забыть одну и уйти к другой!
- Да, конечно, не бывает. Конечно, ты права, так не бывает. Бывают только хорошие актёры… Тебе надо собирать чемодан, не отвлекайся. Если позволишь, я провожу тебя до вокзала.
- Послушай, ты можешь без своей вечной иронии?!.

13.00, там же.
- Хорошо, тогда посмотрим с другой стороны. Скажи, я нужна тебе?
- Увы, сейчас это уже неважно.
- Нет, это очень важно!
- А может, ты ошибаешься?
- Я была бы рада, если бы это было так!
- По крайней мере, хорошо, что ты в себе не ошибаешься.
- Ты не ответил мне.
- Насчёт чего? Ах, на твой вопрос?.. Да.
- Да? А как же тогда с ней?
- С ней? Для себя я решил всё, что должен был решить.
- Или ещё не совсем?
- Знаешь одну присказку? Если девушка говорит «нет», это означает «может быть». Если девушка говорит «может быть», это означает «да». Если девушка говорит «да», то это не девушка. Если дипломат говорит «да», это означает «может быть». Если дипломат говорит «может быть», это означает «нет». Если дипломат говорит «нет», то это не дипломат. Если офицер говорит «да», это означает «да». Если офицер говорит «нет», это означает «нет». Если офицер говорит «может быть», то это не офицер. Вот и делай выводы.
- И ты говоришь ей «нет»?
- Да, я говорю ей «нет»...

 14.00, там же.
- Знаешь, я о многом передумал за ночь.
- О чём же ты думал?
- Я думал о том, что мне теперь я наконец-то нашёл то, что искал так долго, что мне никогда не было так спокойно и легко, как этим вечером… Выходит, всё это было всего лишь моей фантазией. Жалко, правда?
- Наверное, жалко.
- Теперь ты мне ответь на свой же вопрос: я нужен тебе?
- Ага, подловить меня хочешь? Как там в твоей присказке? Если отвечу тебе «да», это будет значить, что я не девушка? Хорошенький вопросик!
- Прости, я совсем не в этом смысле. Я серьёзно. Нужен или нет?
- Да… Да! Что ты так на меня смотришь?
- Думаю. Как же так? Ведь ты мне не веришь?
- А может быть, теперь уже что-то изменилось!
- Ты находишь?
- Нахожу. Кое-что изменилось…

16.00, там же.
- Жанка, не приставай к Олегу!
- Све-ет! Ну, что ты на ребёнка кричишь? Человечек тянется к хорошему!
- Знаешь, умник, помолчи!
- О, Жанка, давай Свете бантик завяжем!
- Давай!
-Так, Света… Ну-ка, не дрыгайся! Жан, я буду её держать, а ты завязывать!.. Эй, Жан, Жанка! Ты чего? Это её надо бить! Меня-то за что бьёшь?!
- Правильно, правильно, Жан, мы лучше Олегу бантик завяжем!
- Вы что, обе с ума спрыгнули? У меня ж и так волос нету! Ой, больно, аккуратнее там!
- Так, а сейчас мы ему еще губы накрасим!..

17.00, там же.
- Так, сядь спокойнее, я тебе сейчас выдавлю такого угря!..
- Не трогай его, пусть сидит там, где сидел. Ну, не лезь, мне же… Ап!.. Пля… Вот пристала! То бантики, то угри! Да я в жизни их никогда не давил, росли себе на здоровье, засыхали и сами отваливались!
- А теперь духами…
- Вот, вот это уже лучше, давно я не исторгал аромат французского парфюма!
- Олежа…
- Что?
- А ведь мне всё-таки придётся носить тебе по утрам кофе в постель!
- Ну, а как ты хотела! Я потом на досуге дам тебе почитать «Устав жены офицера», там всё-всё подробно расписано. Как должна себя вести жена офицера, как не должна, какие у нее есть права, какие обязанности…
- А что, даже такой устав есть?! Ты шутишь?
- Ни капли! Мы же люди военные, всё расписано!..
- Всем привет, а вот и я!
- О, Витька, привет! Ну, как? Сдал?
- Только тссс! Не сдал. Но это мамане пока знать ни к чему. Там вопросы попались – мама не горюй! Попозже, попозже скажу.
- Эх, ты! А твои на тебя так надеются!..

20.30, Казанский вокзал.
- Ну, не грусти ты так, Свет! Всё нормально! Сейчас тебе надо съездить к бабушке в Аягуз. Понимаешь, надо! И потом, кто, кроме тебя, туда привезет Жанку?
- Да я всё понимаю… Просто… Не по себе как-то… А ты через три недели приедешь в Москву?
- Конечно, приеду! А ты всё ещё сомневаешься? Глупенькая! Дай слёзки вытру…
- Олег, а как потом? Что потом делать-то будем?
- Н-ну… Как потом?.. Потом мы будем учиться, я в Ленинграде, ты в Павлодаре. Мне надо проучиться ещё три года, получу лейтенанта. И мы сможем пожениться. И всегда будем вместе. Вот так и будет.
- Три года… Как это долго!
- Долго, не спорю. Но иначе и не бывает. Нет, конечно, бывает, но при этом что это будет у нас за жизнь? Я пока еще год на казарме, потом два года в общежитии, но денег-то всё равно на свою жизнь у нас нет! Да и тебе надо учиться! Ты же не хочешь взять и бросить всё, всю свою учёбу?
- Нет, не хочу, но три года!...
- А ты, главное, всегда помни то, что я тебе сейчас скажу! И будет гораздо легче!
- А что ты мне скажешь?
- Подойди поближе. Еще ближе… Я люблю тебя!
- И я тебя люблю, котечка!
- Значит, мы всё выдержим!..


Эпилог.
Они не выдержали. Не выдержали три года. Их свадьба произошла спустя два года, и на последний год учёбы Олега Света приехала к нему в Ленинград.
А еще через полтора года – Олег уже стал лейтенантом -  у них родился мальчик. Назвали Сашей.


Рецензии