18. Злые ангелы

ЗЛЫЕ АНГЕЛЫ

(Обращаю внимание читателя: статья, которая сейчас перед вами - давняя, она написана и опубликована  в 1992 году, когда поток "алии" (репатриации) из Советского Союза времён перестройки (а затем из свежеиспечённого СНГ)  встретился в Израиле c бывшими соотечественниками, приехавшими сюда на 20 лет раньше - в начале и середине 70-х...)


                *     *     * 


                Мы успели:
                в гости к Богу
                не бывает опозданий...
                Так что ж там ангелы поют
                такими злыми голосами?!

                Владимир ВЫСОЦКИЙ

А поют они - известно что. СтОит лишь ретроспективно полистать русскоязычную израильскую периодику - и новый репатриант ещё и ещё раз узнаёт от своих земляков, прилетевших на 20 - 15 - 10 лет. а иногда и на год, а то и только на месяц раньше, что он - жалкий совок, капризный и брюзгливый захребетник, воинствующий бездельник, а то и вовсе вчерашний коммуняка, трижды окончивший университет марксизма-ленинизма (что в отношении автора этой статьи совершенно верно).

Не хочу называть журналистов, благодаря которым такой вот образ алии-90 перекочевал и на столбцы ивритоязычных газет: моя цель - не газетная перебранка, а нечто совершенно иное. Посмотрите, что получается: те, кто заклеймили последнюю алию из СССР - СНГ как "колбасную", "экономическую", "гойскую" и какую-то там ещё, обычно считают себя (да во многих случаях это так и есть) идейными борцами за сионизм, прибывшими сюда не на кошерные деликатесы, а (по меткой характеристике русского поэта) на "меч и труд".При этом, как правило, не забывают упомянуть, что отсидели за свои сионистские убеждения - кто по многу лет, кто - 15 суток. И это, как правило, тоже чистая правда.

Но хотелось бы обратить внимание ненавистников колбасы на два существенных обстоятельства: во-первых, упрёки по адресу несознательных совков слышны, как правило, из уст людей, прочно и хорошо в израильской жизни устроенных: один - профессор университета, другой - обладатель пяти-шести псевдонимов, устраивающий в невзыскательной русско-израильской газете "круглый стол", где все его псевдонимы имеют противоположные мнения, в то время как сам "кукловод" на страницах другой газеты – взыскательной – выступает как её штатный обозреватель с ещё одним собственным мнением  - и тоже противоположным (гонорар между тем от разных мнений – в единый карман); третья  - не гиена ротационных машин, а их же львица - настолько уверена в своих возможностях, что объявляет: случись что с Израилем, уж я-то сумею обеспечить себе комфортную эмиграцию…

Во-вторых, предлагаю сакраментальный вопрос: «За что боролись?» Альфа и омега сионизма: за то, чтобы каждый еврей, независимо от цвета кожи, партийной принадлежности и многих других параметров (любовь к колбасе не исключается) мог приехать в еврейское государство и жить в нём как хозяин своей новой родины, пусть не столь уж необъятной. Не так ли? Каждый! В том числе и экономически целеустремлённый, и ищущий работы по специальности, и полностью равнодушный к идеологии и политике,  и даже – страшно вымолвить – коммуняка.

Что-то не связалось у некоторых борцов за алию: боролись-боролись, а когда она грянула, стали её предавать анафеме. Так ведь недалеко до большевистского самоедства – поедания своих…

К счастью, не все из наших старожилов оказались столь высокомерно, по-солдафонски нечутки к своим бывшим – а теперь уже и нынешним – землякам. Но даже лучшие из лучших оказываются подчас недостаточно осведомлёнными о реальном положении новых репатриантов. Представители предыдущих «волн», пройдя в своё время через определённые трудности абсорбции, не учитывают, что эти трудности возросли многократно и достигли качественно иного, более высокого уровня. Что нынешняя машканта (ссуда на покупку жилья) привязана к индексу (роста цен), чего не было в их времена.. Что амидаровские квартиры (род социального жилья), которые они зачастую имели возможность выбирать и перебирать, сейчас для многих – предмет несбыточной мечты. Что устройство на работу, даже не по специальности, даже на неквалифицированную – проблема куда более тяжкая, чем это было ещё несколько лет назад,  особенно в отдалённых от центра страны,  непрестижных районах.

Один очень славный и чуткий «ватик» (старожил страны) наставляет шлимазла (неудачника) новожила: «Бери пример с меня: если денег нет – немедленно ныряю в минус (то есть в банковский овердрафт). Новожил попробовал «нырнуть» - да не тут-то было: при его тощей корзине абсорбции (пособии новоприбывшему) у него нет закрытой про запас суммы на банковском счнту – и в ссуде ему отказали…

Так кто же из нас стоит на твёрдой почве, кто лучше знает, какова израильская «се ля ви», а кто витает в облаках?!

При необычайной этнической и социальной пестроте израильского общества нечего и думать об установлении в нём  идеального единства. Да таковое невозможно и противоестественно в любом , даже более благополучном обществе.  Однако если  трения между  разными общинами, хотя и нежелательны, но легко объяснимы    (различиями в ментальности, особенностями культуры, привычек, обычаев и т.д.), то базарная перебранка внутри русскоязычной группы вызывает неизменное удивление у израильтян и наводит на мысль о банальной конкуренции, о боязни старых репатриантов, что они с насиженных мест будут потеснены новыми.

Между прочим, в некоторых случаях такая боязнь обоснованна. Однако из двух зол следует выбирать меньшее. Поддержка алии, её скорейшая интеграция в израильское общество, её абсорбция – в общих интересах всего населения, в том числе и наших уважаемых критиков. Забота о консолидации, о хотя бы относительной стабильности = это не просто необходимость, а главнейшее условие сохранения государства, выстраданного нашим великим и нелепым народом  в большей мере, чем Россия выстрадала марксизм с ленинизмом.

Как гибнут в одночасье гигантские империи – мы видели воочию. Как неоднократно гибло крошечное еврейское государство – знаем из истории. Никто не поручится в вечности даже такого колосса, как США, а ещё меньше – в его постоянном покровительстве нашей стране. В один неприятный исторический момент прекрасная дама может просто не успеть в свою комфортабельную эмиграцию, как не успеет в неё ни высокоумный профессор, ни даже обладатели денежных мешков. Конгломерат семидесяти этнических , недружных между собою групп, одна из которых, составляя пятую часть всего еврейского населения страны,  ещё и внутри себя непрерывно базарит, может с течением недолгого времени численно уступить арабской общине. Алия – единственный, хотя и экстенсивный, способ сохранить еврейский характер нашего государства, поэтому ей должно быть оказываемо первостепенное, а главное – дружелюбное внимание всего общества – во главе с правительством. И в первую очередь  это дружелюбие – даже и в интересах своих собственных судеб – должны проявлять представители предыдущих волн репатриации из СССР-СНГ.

Так видятся реальности, если глядеть на них с позиций презренного «здравого  смысла», а не глазами инопланетянина с туманности Андромеды. «Злые ангелы» могут и не быть ангелами, но они обязаны, во избежание будущих бед, подобреть к своим братьям и землякам.

                «Иерусалимский еженедельник», 27. 11. 1992 г.

ПОСЛЕСЛОВИЕ ЧЕРЕЗ 20 ЛЕТ      

За эти годы немало произошло перемен. В чём-то (хотя, к счастью, не в полной мере) оправдалось опасение автора насчёт изменения статуса США и отношения руководства этой страны к Израилю и к ближневосточному узлу проблем. В значительной мере нивелировались различия между алиёй-70 и алиёй-90.  «Большая Алия» 90-х и 2000-х  годов в значительной части «догнали» своих более ранних предшественников. На выборах 1996 г. в Кнессет произошёл прорыв заметного числа выходцев из СССР – СНГ в состав этого  высшего законодательного государственного  органа. Русскоязычные граждане  занимали в прошлом, а также продолжают занимать видные правительственные и государственные посты.

Во многом изменился и тон израильской печати, как русскоязычной, так и выходящей на государственных языках: иврите и арабском, на доступном многим в стране – английском. Что касается недружественных нападок более ранних репатриантов на своих  прибывших позже «дважды соотечественников», то они (нападки), пожалуй, остались в прошлом. Более того, появились статьи и даже книги, с надеждой рассматривающие «русскую» алию в целом как весьма перспективную в решении судеб страны.

У арабов в мире 23 национальных государства, у евреев – одно (стоит ли всерьёз говорить в этом контексте о Еврейской автономной области  России?!). На фоне тех невероятно сложных коллизий, которые переживает Израиль в последнее время, любой факт его внутренней консолидации радует граждан страны и её друзей за рубежом.


Рецензии