Часть 20-я. Наглядная агитация

 В армии одной из разновидностей политической подготовки является наглядная агитация.
  Я даже не предполагал, как сильно повлияют на мою службу способности в этом деле.
  Ещё в школе мой одноклассник, Ашот Парсаданян, увлекавшийся рисованием и поступивший в Московский Заочный Художественный Университет им. Крупской, «вытягивал» меня на природу, на этюды.

В холодное время года мы ходили по городу, выбирая «особенные» места, часто бывая на базаре, где он находил колоритные фигуры. А летом мы уходили за город, в зелёную зону вдоль арыков. Там он много рассказывал мне о художниках, особенностях масляных и акварельных красок, стилях рисования ими и о многом другом. Так мы проводили время до вечера, едва утолив голод взятыми из дома бутербродами. А когда кончалась вода, пили её из того арыка, где и купались, от  жажды даже не задумываясь, какая инфекция могла находиться в той мутной воде арыка. К счастью, не было даже расстройства желудка.

Практически, весь первый курс мы прошли вместе. Видя мои способности в рисовании, иногда у меня получалось лучше, чем у него, Ашот даже советовал мне тоже подать документы в Университет и продолжать учиться дальше. Но у меня были другие планы моего будущего.
 
Однако, я приобрёл знания  и основы построения рисунка. Позже, через два года, уже работая в НИИ Радиосвязи г. Ростова, я с удовольствием писал плакаты, лозунги к праздникам, и участвовал в создании стенной газеты. У меня получались и рисунки, и статьи. Хотя рисунки лучше получались у моего сотрудника Олега Д. Но однажды я прославился, написав рассказ о рыжем компьютерном таракане, который был изготовлен в ЦРУ и заслан к нам в институт как шпион. Многие стали узнавать меня, даже «первый отдел» заинтересовался мною, откуда у меня такая информация!? После этого меня начальник отдела, будущий директор института, предупредил, чтобы я больше таких провокационных статей не писал, а то они мне могут выйти боком. «И смех, и грех!», - как говорила моя бабушка.
 
И вот в армии, видя, как старательно и не очень продуктивно пишет плакаты к какому-то событию наш писарь, я предложил свою помощь. Пока он дописывал первый плакат, я закончил два. Замполиту понравилось, а писарь сказал: «Ты куда торопишься? В наряд? Здесь тихо, мирно, и мухи не кусают. А закончишь работу, тебя сразу же пошлют в наряд на сутки. Тебе где лучше?» Эту мудрость я уяснил. Но меня уже заметили, и стали периодически освобождать от нарядов, для оформления наглядной агитации.

Позже выяснилось, что один из солдат занимавшийся фотографированием для фотогазет, демобилизовался. Я предложил свои услуги. Так я стал фотографом части. Теперь все торжественные собрания к праздникам, партсобрания, субботники и другие мероприятия я фотографировал. И не успевало собрание через час – полтора выйти на перерыв, как в холле висела фотогазета с заседающими и выступающими. Это производило впечатление, особенно на приезжавших с комиссией начальников.
 
Благодаря этому я мог почти в любое время отпроситься в увольнение  для закупки фотоплёнки и материалов для проявки.
  Иногда в Ростов, в Штаб округа, отправляли машину с офицером для каких-то поручений, тогда меня посылали с ним, понимая, что даже ночь, проведённая дома поднимает настроение солдату. Из такой поездки я привёз в часть свою 8-ми миллиметровую кинокамеру и бачок для проявки плёнки.
 
Вскоре предстоял праздник.  В станице перед зданием райкома партии каждый раз сооружали трибуну. Перед ней проходила демонстрация сельских тружеников. Но сначала торжественным маршем проходила наша рота во главе с офицерами. И я предложил замполиту снять об этом фильм.
 
 Он загорелся этой идеей, хотя сомневался в успешном её завершении. Я тоже волновался. Но более в качестве проявления плёнки. Поэтому я использовал немецкую плёнку с очень высокой чувствительностью. Но главное то, что она позволяла компенсировать некоторые ошибки в диафрагмировании.  И всё удалось на «отлично».
  Я показал фильм на большом экране в клубе части.  Сначала его просмотрели: командир части, замполит, главный инженер и комсорг. Они были «впечатлены»! Потом собрали всех офицеров части и показали им. Некоторые сначала не поняли, почему нет звука? Но всем было интересно увидеть себя в кино.
 

Так я стал снимать кинофильмы. Но появилась проблема добавить звук. На такой плёнке не было звуковой дорожки. Поэтому я добавил магнитофон. Были трудности с синхронизацией звука и изображения. Нужен был синхронизатор, а в продаже его было трудно найти. А пока я добивался синхронизации вручную.
  Для создания нужных фильмов замполит выступал режиссером, комсорг сценаристом. А заказчиком выступил  Главный инженер части, который сказал, что надо создать такие учебные фильмы, чтобы молодёжь могла учиться на них.
 
Директором стал командир части, который всё тщательно контролировал. Он же дал распоряжение бухгалтеру части выделить мне денег для закупки материалов. В станице таковых не было и меня отправили в командировку в Краснодар.
  Так началась эта полоса в моей службе.
 
Мы создали несколько фильмов. Три, наиболее удачных, мы всегда демонстрировали всем инспекторам проверяющим часть.
  Двое инспекторов из Москвы были так восхищены фильмами, что хотели забрать меня в Москву, для организации создания  учебных фильмов для всей страны, рисуя передо мной перспективу продолжения службы, но уже в качестве офицера. Тогда появилось первое офицерское звание – Прапорщик.
   
У меня взыграла фантазия, которую быстро укротил командир части, сказав москвичам: «Пусть дослужит положенное здесь, а потом поедет, если захочет». А мне сказал: «Зачем тебе эта обуза? Тебе осталось служить уже менее года. А далее надо завершать учёбу в институте. Тебе военная служба не нужна».
  Я несколько расстроился, а потом подумал, что может быть он и прав.
 


Рецензии