Обучение методике русского языка студентов педагог

      Современные образовательные стандарты предполагают использование на занятиях различных технологий обучения студентов.  В основе ФГОС второго поколения лежит системно-деятельностный подход. В связи с этим  мы разработали серию  занятий со студентами в технологии деятельностного подхода. Вашему вниманию предлагается конспект урока  по методике преподавания русского языка, по которому автор проводил открытое практическое занятие со студентами  3 курса школьного отделения  в Педагогическом колледже № 8 «Измайлово».
      
Тема:      Разделительный мягкий знак (урок в системе ТДМ)
               
Цели:
                Образовательные:

1) учить находить основное понятие (языковое явление) и формулировать тему урока;
2) провести работу  по первичному закреплению правила написания разделительного мягкого знака в словах;
3) формировать представления о роли разделительного ь и его употребления в речи; 
4) продолжить формирование фонематического слуха и орфографической зоркости, навыка каллиграфического письма.

                Развивающие:

1) развивать логическое  мышление (умение элементарно классифицировать и анализировать), внимание, память, речь, творческое воображение;               
2) развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, каллиграфически  правильный почерк.

Воспитательные:

1) воспитывать интерес к родному языку,  получению знаний, учебному труду;
2) воспитывать прилежание, умение работать в коллективе, слушать учителя и товарищей.

Оборудование:
для учителя: карта-маршрут; демонстрационная карточка с буквой и плакаты по чистописанию; предметные картинки и карточки со словами: полёт-польёт, семя-семья, солю-солью, угол-уголь; где? Когда? Зачем? Буквы: е, ё, ю, я, и, ь, й;  образцы заданий (эталоны); переносная доска,; картинки для рефлексии;,
для учеников: дневник, пенал, тетрадь, учебник,  карточки для  проведения рефлексии, сигнальные карточки.

                Ход урока (содержание)


1.Самоопределение к деятельности.
       
Приветствие, представление:Здравствуйте, я рада вас всех видеть! Думаю, что этот урок русского языка будет для вас несколько необычным и он вам понравится. Часто вы получаете новые сведения от учителя или из учебника. Но сейчас все будет иначе.   Кто хочет сегодня со мной отправиться в страну Знаний, стать настоящими исследователями и самим открыть новые знания? Тогда наш отряд отправиться в путь, а остальные  будут попутчиками. Наш девиз: « Новое знание открываем сами!». Посмотрите на доску – здесь карта нашего путешествия; она будет подсказывать нам дорогу, предупреждать о ловушках. В нашем путешествии нам понадобятся знания о звуках и буквах. Что вы можете вспомнить о звуках? (Они бывают гласные и согласные). Что можете сказать о буквах? (Они обозначают звуки на письме). Кроме того, звуки и буквы имеют значение только в слове, значит мы вспомним и о слове. Итак, чему же будет посвящен наш урок? (Открытию какого-то нового знания, узнаем что-то новое о звуках и буквах в слове)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
         Отправляемся в путь. Мы сейчас в школе № 347, закройте глаза и вот мы уже стоим у стен страны Знаний. Открывайте глаза. Чтобы попасть в страну Знаний, надо выполнить несколько заданий и быть готовыми двигаться дальше.           Запишите в тетради число и классная работа.
      Прочитайте записанные здесь буквы (е, ё, ю, я, и, ь), что их объединяет? (Обозначают  на письме мягкость предшествующего согласного).
Пропишите их каллиграфически правильно на следующих строчках.
Мы связали знания о буквах и звуках, а теперь надо записать слова,  подчеркнуть в них те буквы, что отмечены у меня на доске:
         картофель, коньки, рябина, тюлень, тёмный. Для чего они употреблены в этих словах? (Для обозначения мягких согласных звуков). Где расположен мягкий знак? (в середине и в конце слова). Верно. Продолжим наше путешествие. Какая следующая остановка, посмотрите на карту.
        Как вы понимаете слово ПОЛЁТ?
(например, полёт птицы или самолета)
        А слово ПОЛЬЁТ? (дождь польёт цветы).
 Произнесите: полёт – польёт.
 Чем  отличаются эти слова?   Ответ:1)значением. 2) произношением.  3) есть или нет мягкого знака в слове. 
    В слове полёт буква ё обозначает  мгкость согласного звука. Посмотрите на карту – там нам показывают, что надо вернуться ненадолго в 1 класс. Посмотрим на схему этого слова, найдите слияние (лё). А теперь посмотрите на вторую схему, такая же она или нет? почему изменилась? Что появилось в написанном слове? (ь).
(Аналогично со словами семя – семья, солю - солью).
Мы выяснили, что в одном случае (на верхней строке) буквы ё, я, ю  -  обозначают мягкость предшествующего согласного.
Карточка с буквами на доске.(На доске пары схем-моделей слова с цветовым
обозначением звуков.)
3. Построение проекта выхода из затруднения и открытие нового знания.
согласного звука. А вот  на нижней строке в словах Ь служит совсем не для указания на мягкость предшествующего согласного. Тогда зачем же его сюда поставили, какую роль он играет?
             ЗАТРУДНЕНИЕ.
Посмотрите ещё раз (повнимательнее)  на слова верхней строки и их схемы и сравните со словами нижней строки и их схемами. Что этот знак делает со слиянием? Верно, делит его, разделяет два звука, чтобы они не звучали слитно, тогда у слова появляется другое значение. Кто же теперь сформулирует нашу тему урока (Разделительный мягкий знак) Верно.

                полёт            угол
                польёт          уголь
 
                Ь

- меняет значение      - меняет значение
- разделительный      - обозначает
                мягкость
                предшествующего
                согласного
Мы выяснили, что у Ь есть две роли. Посмотрим на карту -  все верно.
Но у нас еще остался вопрос: как узнать – где, и когда его ставят?
    Посмотрим на карту. Наша тропинка завела в тупик. Но и здесь есть подсказка. Посмотрим  -  здесь написано
- «произнеси».

Что мы слышим новое в словах? Появляется звук /й/. Откуда же он  взялся? Что интересное известно нам о «хитрых буквах» е,ё,ю,я ? Могут обозначать два звука.  Итак, мы вплотную подошли к открытию. Осталось выяснить где? Когда? Зачем? писать этот знак.  Подумайте, какие у вам есть мысли по этому поводу?
Где? (после согласных перед гласными е,ё,ю,я)
 Когда? (если мы слышим звук /Й/)
  Зачем? ( меняет значение слова).
Молодцы, вы справились с заданием!
Но посмотрите на карту, здесь указана ловушка, значит надо быть очень внимательными. Посмотрим на предложения:
            «Олени живут на севере.
              Олени рога красивые.»
В чем ошибка? Что такое «Олени рога»?
(пропущен Ь, оленьи). Какой здесь Ь?
(разделительный) Но ведь  в слове олени  нет букв е, ё, ю, я. Произнесите еще раз слово оленьи, что слышим /й/. Верно, это еще один случай , когда пишется разделительный знак, добавим букву И в нашу табличку. Давайте немного передохнем и снова в путь.
На доске эта таблица появляется в процессе рассуждения
4. Первичное закрепление во внешней речи
   (   После небольшой физ.паузы  )

         Какое новое знание вы открыли? О какой букве шел разговор? (Ь знак) Что мы наблюдали, где он пишется и как называется? (после согласных перед буквами е,ё,ю,я,и). В каком случае? (если слышим звук /й\).  Какое  значение имеет разделительный мягкий знак ( ь) ? (Смыслоразличительное.) 
          У нас получился алгоритм или пошаговая памятка  для работы по правилу. Откройте учебник (стр.106) и проговорите вслух правило друг другу. Приведите собственные примеры.
Ф и з м и н у т к а
Чтение правила в учебнике
5. Самостоятельная  работа с самопроверкой по эталону.        Хотите проверить, как каждый  из вас понял и усвоил  новое правило?  Что в этом поможет?  (Самостоятельная работа). Верно, на пути по нашей карте обозначена тренировка. Возьмите линейку и карандаш, разделите лист пополам, на 2 столбика, подпишите их.
(разделительный  ь;   ь – показатель мягкости согласного).
         На доске записаны слова, вам нужно самостоятельно применить наше открытие и написать эти слова в 2 столбика.
    ручьи                льдины
    обезьяна                письмо
    вьюга                крыльцо
                крольчата
                возьму
                морковь
А теперь проверьте себя по образцу-эталону. (учитель раздает  детям эталоны)

6.  Включение в систему знаний и повторение

Стр.107 упражнение 203 мы будем выполнять по заданию учебника: измените слова так, чтобы они обозначали несколько предметов.
Стул-стулья, кол-колья, стол-столы, лист-листья, деревьо-деревья, куст-кусты, перо- перья, крыло-крылья, воробей-воробьи.
Проверим. Вас ничего не удивило? (есть слова, которые не подходят к нашему правилу).
           Отгадаем кроссворд:
1.Снежная буря.                Вьюга.
2. Домики для пчел.          Ульи.
3. Мать, отец, дети.           Семья.
4. Животное.                Обезьяна.
5. Ягоды, сваренные в сахаре.
                Варенье.




Фронтальная проверка-комментирование





Проверка по образцу на доске



7. Рефлексия деятельности - Что вы узнали сегодня на уроке?
- С какой целью необходимо уметь различать какой это мягкий знак?
- Оцените свою работу и настроение на уроке. У кого не было ошибок и  урок понравился - положите перед собой веселый и радостный Ь. А у кого были  ошибки или  особого удовлетворения не испытали -  положите вторую карточку с грустным Ь. Посмотрим, что у нас получилось. Я очень рада .
           Урок окончен, до свидания.


Рецензии