Великий артист

               
           К столетию со дня рождения Аркадия Райкина.
   Аркадий Райкин был легендой своего времени и своей страны. Миллионы людей смеялись и плакали, радовались и огорчались вместе с его героями, узнавали его персонажей в реальной жизни.  Аркадий Райкин принадлежит к тем немногим артистам, которые никогда от нас не уйдут. В нашей культуре – он навсегда. В 60-е годы минувшего столетия, столь богатые на устное народное творчество, ходил в народе анекдот о том, что в 21 веке на вопрос, кто такой Хрущев, ответ будет простой:  это мелкий государственный деятель в эпоху Аркадия Райкина. И, действительно, все эти государственные и партийные вожди и чиновники – лишь различной значимости  эпизоды в истории страны, а вот Аркадий Райкин и подобные ему таланты – это эпоха. Эпоха, которая продолжается и поныне.  Еще в 1939 году на Первом Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, где  Райкин завоевал второе место, член жюри Дунаевский спросил у члена жюри Утесова: «Как ты думаешь, на сколько лет этот  молодой человек пришел на эстраду?» - и Утесов пророчески ответил: «Навсегда».
   В 1942 году Аркадий Райкин на базе артистических бригад , дававших концерты  на фронтах войны, организовал театр миниатюр, в котором играл и которым руководил до своих последних дней. После окончания войны театр обосновался в Ленинграде и с неизменным успехом гастролировал не только по Советскому Союзу, но и по странам Восточной Европы. Позднее Райкин трижды гастролировал в Англии. Он специально учил свои номера на английском языке. Это сейчас  можно со  знанием  одного лишь русского языка выступать в любой стране мира и зрители будут обеспечены. Да и, кроме того, не каждого артиста тогда выпускали за границу – нужно было пройти не один десяток проверок. Однажды  переговоры  министра культуры Фурцевой шли с английской стороной особенно долго. Фурцева  упорно торговалась. Наконец, театр выпустили – благодаря огромной сумме, заломленной Екатериной Алексеевной. Но из этого гонорара 90% , как обычно, нужно было сдать в посольство и только 10%  щли театру. Свой Ленинградский театр миниатюр, его артистов и работников Райкин называл «моей семьей», знал, у кого сколько детей, какие у кого проблемы, всегда входил в положение людей, помогал им. В то же время, он был жестким, если  дело касалось работы, рабочей дисциплины. Сам не пил и терпеть не мог пьянство и распущенность. На спектакли он приезжал задолго до начала и, зная его пунктуальность, в труппе никто никогда не опаздывал. Он был потрясающе работоспособным. Народный артист СССР Олег Басилашвили вспоминал, что в 1985 году он был на больших гастролях вместе с Аркадием Райкиным. За день они должны были давать  по 3 концерта(каждый по 2,5 часа). Райкин уже был тяжело болен и за кулисами всегда сидела медсестра наготове со шприцом и лекарствами. Но сократить время выступления он категорически отказался. Даже когда Райкин болел, спектакль не отменялся. Только один раз, в день гибели космонавта Комарова, он вышел на сцену и сказал: «Простите меня, дорогие зрители! Но сегодня в стране такое горе, что мы не можем вас веселить. Билеты сохраните и мы вам сыграем в следующий наш выходной».
   Несмотря на всенародную любовь, властьимущие – различные  партийные  чиновники и чиновники от искусства его не любили, ненавидели и даже боялись. Поэтому он лишь в 57 лет получил звание народного артиста СССР, в 70 лет – Звание Героя Социалистического Труда.  А вот  Ленинскую премию  он  получил только в 1980 году(в 69 лет), хотя еще в середине 60-х годов его кандидатура была выдвинута на эту премию институтом истории искусств.  Поэтому каждая его программа выходила буквально с кровью, прорываясь через всевозможные запреты и преграды.  Было время, когда  в  министерстве культуры при поддержке  идеологического отдела ЦК КПСС  готовился самый настоящий разгром театра. В центральной партийной газете появилась грязная статейка о том, что Райкин  в выборе   авторов и артистов неосторожен (он взял к себе  нескольких артистов из закрытого еврейского театра, а заведующим литературной частью – Александра Хазина, который вместе  с Ахматовой и Зощенко  был изничтожен в докладе Жданова).  В  статье писалось, что  «эта неразборчивость довела Райкина до того, что он замахнулся на самое дорогое и священное для русского человека – на дурака». Имелось в виду, что в «монологе попугая» у Райкина имелись такие слова: «Я, конечно, дурак, но меня не снимут с занимаемой жердочки. В крайнем случае подыщут умного заместителя». Зять Хрущева Аджубей, всесильный главный редактор  газеты «Известия» выступил тогда в защиту Райкина.
   В 1970 году в жизни Райкина и его театра  произошли очередные неприятности. К 100-летию со дня рождения Ленина  был поставлен спектакль с цитатами из сочинений вождя, которые по тем временам   особенно ревностным охранителям «системы» казались прямо-таки  крамолой и «контрреволюцией». Последовали доносы,  Райкина вызвали в ЦК, и там Шауро,известный мракобес и сподвижник Суслова стучал кулаками по столу и советовал артисту «менять профессию». После этого  у Райкина произошел инфаркт, и он стал совершенно седым. Театру запретили на целый год выступления в Москве и Ленинграде. Потом, чтобы снизить  в народе любовь к Аркадию Райкину, запустили грязную сплетню о том, что он будто бы отправил в Израиль гроб с останками своей матери и вложил туда драгоценности. Эта сплетня сделала свое черное дело – Райкин слег в очередной раз в больницу.
   Особенно тяжелая жизнь для театра и для его руководителя наступила в 1970 году, когда первым секретарем обкома партии в Ленинграде стал Романов, человек  довольно одиозный, не  отличавшийся особой любовью к искусству и к интеллигенции, преследовавший любые проявления свободомыслия.  К Аркадию Райкину он испытывал  особую ненависть и великому артисту зачастую не разрешали ставить те или иные спектакли, долго не пускали на телевидение. По его указанию происходили неприятные случаи даже на уровне местной милиции – Райкину могли   внезапно сообщить, что отбирают гараж или предлагали освободить занимаемую им квартиру. Райкину становилось  плохо( а он перенес  три    инфаркта) после каждого визита к Романову.  И он, что пора, по примеру других талантливых актеров, писателей и художников, уехать из Ленинграда, города, в котором он проработал 40 лет. Переезд в Москву  был осуществлен с помощью Брежнева, с которым он встречался в 1942 году на «Малой земле». На одном из приемов в Кремле престарелый генсек спросил у Райкина: «Чем я могу тебе помочь?» и  Райкин   ответил, что хочет переехать вместе с театром в Москву, но боится, что Романов его не отпустит – просто чтобы сделать ему больно. Брежнев тут же позвонил Романову и дал ему указание не препятствовать. А Романов прокомментировал этот отъезд с присущим ему хамством: «Этот человек, который в свои пасквили все время вставлял всякую      антисоветчину, уехал из города, и бог с ним, у него никакого таланта особенного и не было».
   После переезда в Москву и создания там своего театра   силы Аркадия Райкина были совершенно истощены. Тем не менее, незадолго до своей смерти он все-таки совершил гастрольное турне по Америке. Говорил на сцене он уже тихо, но все равно это был тот самый, всеми любимый Райкин, которого все русскоязычные американцы прекрасно знали и помнили. И где бы Аркадий Райкин ни выступал, везде, лишь только он появлялся на сцене, зрители в зале вставали и рукоплескали ему.  И начинали...   плакать. Они понимали, что больше живым этого великого артиста они уже больше никогда не увидят.
   Сейчас в России два театра носят его имя  – Московский театр «Сатирикон», которым руководит  его сын Константин Райкин. И Санкт-Петербургский Театр эстрады , который находится в том здании, где  многие годы со своим театром выступал Аркадий  Райкин.               


Рецензии