Фрейдлин - Автобиография. 4. Кемеровский период

Первоначально предполагалось, что мы едем в Новосибирск. Оказались, на снегу в городе Кемерово. Два слова о заводе «Карболит», чтобы понять, почему его эвакуировали.

Это было самое крупное предприятие новой отрасли народного хозяйства — производства пластмасс полным циклом от сырья до готовых изделий. На заводе из исходного формальдегида и фенола производили смолы, лаки, текстолит, аккумуляторные баки, автотракторные изделия, радиоцоколя, электротехнические изделия, некоторые вооружения и т.п.

В Кемерово под завод выделили Областной театр, гараж и еще несколько зданий, расположенных на нескольких площадках. Провели линии электропитания, питания паром и начались труднейшие дни строительства, пуска и освоения производства на новом месте.

Местные власти оказывали посильную помощь в строительстве и расселении эвакуированных в частном секторе и других зданиях. Надо иметь в виду, что благоустроенных домов в областном центре было всего несколько. Бытовые условия эвакуированных были далеко не комфортными, и наше подселение в деревянный дом в проходную комнату без всяких удобств надо считать удачным. Тем более, что хозяйка квартиры отнеслась к нам исключительно доброжелательно и всячески помогала в организации быта в условиях сорокоградусных морозов, отсутствия необходимой одежды, обуви, топлива, воды и т.д. И дом на балансе Госбанка, не частный!

Цех волокнистых материалов остался в Орехово-Зуеве, а я зачислен в бригаду ИТР на монтаже: таскаем на себе оборудование, копаем траншеи под фундаменты, собираем схемы, ездим в командировки в поисках смежников.

Работали очень напряженно и самоотверженно — все для фронта, все для победы! Надо сказать, что первую продукцию на заводе мы стали производить через три месяца после прибытия первого эшелона, наращивали объемы. Цеха были размещены в случайных зданиях, на разных площадках, транспорт — лошадки-монголки, всего несколько телефонов, никакой механизации, оборудование, материалы — где найдешь, совещания днем и ночью, холодно и голодно. В этих условиях могли выстоять только сильные люди, и они находились. Руководство завода состояло из опытных инженеров среднего возраста, а цеха и участки возглавляли выдвиженцы из рабочих. Это были талантливые люди, самородки, у которых нам, молодым, было чему научиться.

Вскоре меня назначили заместителем главного диспетчера завода. Бегаю с площадки на площадку, знакомлюсь с работой различных цехов и администрации, позднее назначен  технологом цеха пресспорошков. Этот опыт оказался успешным.

Надо сказать, что до того, как я побывал на практике, на заводе «Карболит», во время которой я понял задачи инженера на заводе и почувствовал способность их решать, почувствовал интерес к новым технологическим решениям.

Но первым делом инженера на заводе является обеспечение выполнения плана производства, качества, себестоимости и техники безопасности, умение организовывать коллектив. Все это мне удавалось легко и казалось интересным испытывать возможным.

Исходя из этого, я соглашался переходить из цеха в цех, где не ладились дела, хотя это никак не улучшало моего материального положения, даже наоборот.

Таким образом, я переходил из цеха в цех, когда возникала необходимость в резком улучшении работа цеха. Во всех случаях я начинал работу техноруком, а затем и начальником цеха. Как правило, сам проходил практику на всех рабочих местах. Так, после цеха пресспорошков, я работал в цехе смол и текстолитов, начальником прессового цеха и, наконец, объединенных двух цехов.  Организационные вопросы в цехе являются главными, но у меня всегда вызывали интерес новые технические решения, которые в ряде случаев удавалось реализовывать. Были проведены ряд работ, в результате появились мои первые публикации в журнале «Промышленная энергетика». О научной работе тогда не было и речи.  Работа получила премию на всесоюзном конкурсе и результаты разработок применены на производстве. В 1956 году проведены и опубликованы первые работы по новому методу получения поливинилового спирта, которая послужила в будущем основанием для написания кандидатской диссертации.

Цех прессизделий был отличной школой руководящей работы, т.к это был большой коллектив (700 человек) с 40 инженерными должностями, своим плановым отделом, механическим и электроцехами. Огромный ассортимент изделий затруднял руководство цехом. В течении 6 лет мне удавалось успешно руководить этим сложным производством, и я находил в этом свой большой интерес. Но, увы, всему приходит конец. Работа стала неинтересной, однообразной, бесперспективной. Стало ясно, что у меня нет перспектив роста из-за особенностей моей биографии.

К этому времени семья наша удвоилась — в 1946 году родились два мальчика-близнеца Эмиль и Юрий. Как-то удалось решить бытовые вопросы в силу возможности того времени. О предстоящем рождении сразу двоих ребят стало известно только во время родов. Поэтому заранее ничего не было подготовлено для двоих. ОРС мне очень помог — выдал талон на необходимую ткань, работницы цеха сшили одеяла, бельё, детсад выдал две старые детские кроватки, которые я отремонтировал. Получение ордера в комнату в благоустроенном доме было чудом, но оно произошло. Хозяева двух других комнат в квартире, много старше нас, приняли нас хорошо и стали почти родными. Комната была площадью 16 кв.м. Позже мы получили приличную квартиру в новом, первом  послевоенном доме, построенном заводом. Директор на несколько месяцев выделил женщину на помощь Зое, чтобы я мог выходить на работу.

Материально мы жили очень трудно, дети часто болели, Зоя вынуждена была сидеть дома. Врачи рекомендуют сменить климат на более мягкий и я обращаюсь с такой просьбой к Зам. Министру Химической промышленности. Через некоторое время я получаю предложение поехать в Армению на строительство нового завода. 


Рецензии