Церковь

Одинокая мертвая женщина держала в своих заскорузлых пальцах старый желтый фонарь, освещавший мне дорогу.
Была ночь. Светила полная луна.
Я брел по кривому лабиринту улиц в незнакомом городе на берегу моря. Черные кипарисы как обелиски Осириса высились тут и там, напоминая о том, кости скольких народов уложены в этой холмистой земле, окруженной с трех сторон преградою гор и черным морем с четвертой.
Я, однако, заплутал. Двигаясь вверх на крутой, ведущей на один из холмов улице, которая словно расщелина скалы пролегала между безобразным серым зданием и стеной дикого камня, я оказался  перед мощными воротами. Подняв глаза, я увидел в туманном эфире ночи колоссальный храм, к которому вела монументальная лестница.
От этого серого исполина веяло древностью веков. Хотя его мощным стенам едва сровнялось сто лет, он воплощал искусство народа, которому было уже не одно тысячелетие. Из глубин сознания до моего слуха, словно еще доносились звуки той музыки, но теперь они смешивались с низким гулом мрачного органа из храма.
Я тронул ворота и они оказались не заперты. Я медленно поднимался по высокой лестнице, и все это время почти неотрывно глядел на церковь и созерцал все происходящее. Теплая южная ночь позволила мне расслабиться и раствориться в этом процессе окончательно.

Подойдя к дверям, я услышал погребальные песнопения и собрался уйти, но высокая седая женщина, стоявшая в дверях, коснулась моего локтя и безмолвно пригласила войти внутрь. Это была, очень худая и статная дама, от которой исходило нечто, вызывающее во мне чувство благодатного почтения.
Войдя, я ощутил жар многих свечей и скорбь многих людей, а еще холод и пустоту, которые царили вокруг храма. Сердце мое на мгновение сжалось, но золотое свечение заслонило все другое и тепло разлилось по всему моему существу.
Я не понимал, что происходит, но видел мозаики и слышал орган… в какой-то момент все начали двигаться. Один за другим все те кто наполнял храм начали подходить ко гробу, говорить какие-то слова и уходить. Когда я осознал это, кто-то мягко, но настойчиво надавил мне в спину, показывая, что мне тоже нужно идти. Я скоро нагнал процессию и приблизился к мертвому телу.
«Что я скажу?»
«Кто он?» – пронеслось у меня в мыслях.
«Кто я, – спросят эти люди».
Темные спины, теснившиеся у покойника, начали расступаться.
Я увидел его черный сюртук. Я увидел его холодные руки.
Я увидел, свое лицо… Я был тем покойным.
Я лежал в том гробу.

Ялта. Июль 2008.


Рецензии