Св. Бонифаций

Памятник св. Бонифацию в Фульде

Христианство стало проникать в Германию еще во времена римского господства. В III и IV веках по Рейну и Дунаю, в городах, образовавшихся из римских военных поселений, было уже несколько епископских кафедр. Но в эпоху великого переселением народов, в V и VI веках, здесь вновь повсеместно укрепилось язычество. Новые попытки распространения Евангелия в Германии начинаются с конца VI столетия, отчасти со стороны франков, но главным образом со стороны британских и англо-саксонских монахов-миссионеров, которые в течение VII в. основали в Германии несколько церквей. Благодаря им христианство стало постепенно утверждаться к западу от Рейна. Однако по восточную сторону этой реки и в ее низовьях германцы в подавляющем большинстве продолжали придерживаться своих исконных верований. Трудное дело их обращения было довершено английским монахом Уинфридом, принявшим позже латинское имя Бонифация. Свершенное им имело столь значительные и масштабные последствия, что Бонифация называют иногда «самым великим из всех миссионеров Темных веков» и «человеком, который оказал более существенное влияние на историю Европы, чем любой другой англичанин за всю человеческую историю».

    Родился Бонифаций в Кредитоне, в Девоншире,  около 680 г. Его родители, богатые и благородные люди, желали, чтобы их сын избрал гражданскую службу, но мальчик с ранних лет страстно возжелал стать монахом. В семилетнем возрасте он вступил в монастырь в Эксетере, откуда позже удалился в Нутсцельский монастырь в Гемпшире. Здесь  около 710 г. его рукоположили в священники. Бонифаций рано  прославился своими способностями проповедника и толкователя Св. Писания. Уже в молодые годы ему стали поручать важные церковные дела, и он имел возможность занять выдающееся положение в церкви своей собственной страны. Однако он пожелал посвятить себя распространению христианства среди язычников.

     В 716 г. вместе с двумя спутниками Бонифаций  отправился проповедовать Евангелие во Фризию. Это первое его путешествие оказалось неудачным. Страна была охвачена войной. Правитель Фризии Радбод, хотя и допустил Бонифация  к свиданию с собой, не позволил ему вести проповедь. Бонифаций ничего не оставалось как вернулся в Нутсцеллу. Тамошние  монахи очень желали, чтоб он остался с ними и даже избрали его своим аббатом. Но его миссионерская ревность оказалась сильнее склонности к спокойной монашеской жизни. Назначив на свое место другого аббата, Бонифаций весной 717 г. отправился в Рим. Здесь он встретил добрый прием у папы Григория II, который всемерно поддержал его замыслы и обещал всячески содействовать им со своей стороны. Отпуская Бонифация, папа снабдил его рекомендацией к самому могущественному правителю тогдашней Германии – майордому франков Карлу Мартеллу (http://www.proza.ru/2018/08/02/1862). Его помощь действительно имела большое значение и в немалой степени обеспечила успех миссии Бонифация. Позже он писал: «Без защиты со стороны принца франков я не смог бы ни править людьми и церковью, ни защищать служителей и священников, монахов и монахинь; я не мог бы прекратить практику языческих обрядов и жертвоприношений».

    В 718 г. Бонифаций начал христианскую проповедь в Баварии и Тюрингии. Однако в это время он еще не до конца решился связать свою судьбу с Германией. Узнав в 719 г. о смерти Радбода, он вновь отправиться во Фризию  и  трудился там в течение трех лет. По всей видимости, успех его был более чем скромным. Наконец, в 722 г. Бонифаций возвратился в Германию и поселился в Аманабурге. Здесь его дела пошли намного лучше, и он в короткое время крестил несколько тысяч человек. Папа Григорий, узнав об этом, вызвал Бонифация в Рим и в ноябре 723 г. посвятил его в епископы (перед этим Бонифаций должен был дать торжественную клятву у гроба апостола Петра, что будет во всем повиноваться папе и будет служить  интересам римской курии).

    Возвратившись через некоторое время в Германию, Бонифаций с неудовольствием обнаружил, что за время его отсутствия многие из крещеных им вернулись к языческим обрядам и оказались вновь вовлечены в поклонение духам и занятия магией. Чтобы противостоять этому осквернению Бонифаций решил применить жестокие меры и нанести удар в самое сердце местного языческого поклонения. Он собрал большую толпу в Гейсмаре, где находился священный дуб бога грома Донара, и на глазах многих тысяч язычников срубил его. После этого торжества над язычеством тысячи людей признали превосходство христианского Бога и обратились к Нему. Бонифаций, не давая им опомниться, продолжал действовать в таком же непримиримом духе: разрушал храмы и жертвенники, разбивал священные камни. Впрочем, если обстоятельства способствовали тому, он вел себя мягче – вступал с язычниками в споры, расспрашивал о происхождении их богов, о связи их с началом мира, искусно изыскивал противоречия в их ответах, и своими меткими репликами  приводил их в замешательство. (Природное красноречие, величественная внешность, непреклонная сила духа и непоколебимая уверенность в своей правоте помогали ему неизменно одерживать вверх над своими соперниками). Одну за другой он строил новые церкви и основывал монастыри.  Прослышав об успехах Бонифация из Британии прибыло много монахов и монахинь. Каждый из них был прикреплен к определенной территории, где организовывал монастырь и школу для вновь обращенных. Пишут, что среди добровольных сподвижников Бонифация большую роль играли женщины, на плечи которых оказалась возложена значительная часть миссионерской работы.  В 732 г., отмечая заслуги Бонифация,  папа Григорий III возвел его в архиепископы. Когда он в 738 г. в третий раз посетил Рим, его  приняли с великой  честью, подобающей миссионеру, который к этому времени крестил сотни тысяч обращенных. Его полномочия были значительно расширены.

    В 739 г., возвращаясь из Рима, Бонифаций задержался в Баварии и устроил по просьбе ее герцога  правильное управление здешней церковью. В 741 г. папа Захарий уполномочив его преобразовать также франкскую церковь. Бонифаций основал несколько епископств в Гессии и Тюрингии, а в 742 г. провел первый австразийский собор. Все это  способствовало некоторому упорядочению дел и смягчению нравов франкского духовенства, которые до этого были очень грубы. (Так собор запретил духовенству  заниматься охотой, служить на войне и вступать в брак. Низшее духовенство было подчинено епископам. Бонифаций искоренил многие языческие пережитки, в том числе принесение жертв святым, которые у некоторых германских племен заняли место прежних богов. Однако подчинить франкскую церковь Риму ему так и не удалось). В 744 г. Бонифаций основал знаменитый монастырь в Фульде, который по сей день остается центром католицизма в Германии. Спустя два года, он был провозглашен архиепископом менцским, в подчинение ему перешли епископы вормский, шпейерский, тонгресский, кельнский и утрехтский со всеми германскими племенами, принявшими христианство благодаря его трудам.

    Когда в 754 г., не имея больше сил заниматься активной миссионерской деятельностью, Бонифаций сложил с себя архиепископство, подавляющая часть германцев была уже крещена.  Последние дни он намеривался провести в своем монастыре в Фульде, но,  перед тем как окончательно удалиться на покой, решил еще раз побывать во Фризии. Вместе с несколькими спутниками Бонифаций отправился в Утрехт и крестил здесь несколько тысяч язычников. Всем новообращенным он велел собраться накануне Троицы в местечке близ Доккута, чтобы совершить над ними таинство миропомазания. Однако вместо христиан в Доккут явилось множество агрессивно настроенных язычников. Старик Бонифаций и все его спутники в числе 52 человек были убиты (в том числе пал утрехтский епископ Эобан). Произошло это в 755 г. Тело Бонифация, согласно его завещанию, погребли в Фульде. В дальнейшем ничто так не способствовало процветанию этого аббатства, как обладание его мощами. Что касается Фризии, то она была крещена учениками Бонифация только в конце VIII века.

Конспекты по истории культуры  http://proza.ru/2011/06/02/190

Королевство и империя франков  http://www.proza.ru/2010/08/06/257


Рецензии