Курорт Кашин

                Курорт Кашин

   Лодка плавно рассекает воду и заросли белых кувшинок и лилий на поверхности реки. Цветами усеяно вся её поверхность: только протяни руку и можешь тут же их сорвать. Но цветы прекрасны только в воде. Сорванные, они тут же теряют всю свою прелесть. Я сижу на вёслах и любуюсь и лилиями, и рекой, и медленно проплывающими берегами. Мне скоро исполнится 16 лет. Напротив меня - симпатичная девушка. Зовут её Лена и ей 18 или 19. Она не то смолянка, ни то из Вологды. Лена сидит на корме и смотрит на меня влюблёнными глазами. Я хотя и моложе Лены, но выгляжу вполне её сверстником. Она знает, что я москвич, но о возрасте моём, не догадывается. Ведь я представился ей студентом, да ещё наговорил о себе с три короба. Она не знает, что осенью мне ещё только предстоит идти учиться в 10 класс.
   У нас с Леной роман, курортный роман. Ведь мы оба на курорте, лечим - каждый свои болячки. Что лечит Лена – точно не знаю и не спрашиваю, а я - свои суставы. Три года назад я перенёс детский ревмокардит, и с тех пор у меня ревматизм. Так утверждают врачи.  И вот мама решила отправить меня на курорт в город Кашин.
   До того времени я никогда и слышать не слыхивал об этом небольшом районном, а прежде уездном, городе в Тверской (в те годы Калининской) области. Весь город расположен на холмах. Виды с холмов великолепные. Отовсюду виден расположенный в центре города старинный, построенный ещё в начале 19 века, Воскресенский собор. Через весь город, причудливо извиваясь, течёт река Кашинка, шириной не более  20-30 метров. Для купания Кашинка непригодная - вся заросла травой. Но вода в ней чистая, всюду растут кувшинки и лилии.
   Санаторий «Кашин» расположен на окраине города на одном из поросших лесом холмов. Через дорогу -  поля и леса. Среди деревьев стоят корпуса санатория. Курорт в Кашине был основан давно, ещё в конце 19 века. Тогда здесь были открыты скважины с минеральной водой. Я уже здесь вторую неделю, а всего лечение длиться 24 дня. Но всё по порядку.

                Мои соседи.

   Меня поселили в комнату с тремя взрослыми мужчинами. Одному из них, Алексею Ивановичу, было уже далеко за 50. Для меня он старик. Второй, Сергей – молодой рабочий-токарь. Он всего на пять или шесть лет старше меня, но уже и в армии успел послужить, и стаж рабочий имел солидный, не то, что я - за плечами только 9 классов школы. Эти оба были для меня малоинтересными людьми, и я почти ничего о них не помню. Зато четвёртый сосед, Пётр Степанович (он просил называть его просто Петей) – была личность весьма занимательная. Пете было в ту пору лет 30-35. Весёлый, компанейский, острый на язык, любитель и любимец женщин.
   Первое, что Петя сообщил всем нам при знакомстве, что его обчистили в поезде по дороге в Кашин. Он рассказал, что ехал в одном купе с двумя красивыми женщинами, представившимися мамой и дочкой. Вечером он пригласил их в вагон-ресторан. Там они хорошо посидели, выпили, как следует (Петя за всё расплачивался) и вернулись в купе. Далее Петя поведал нам о своих амурных делах с обеими дамами – может быть, врал, а, может, и нет. Но тогда точно помню - и  Алексей Иванович, и Сергей и я ему верили. Финал этой истории: утром, когда Петя проснулся – в купе не было ни дам, ни денег в кошельке. А денег, по Петиным словам, у него было много. Ведь он работал где-то на Севере и «заколачивал» большие «бабки». Приехав в Кашин, Петя послал телеграмму жене, и та сразу же, тоже телеграфом  прислала ему солидную сумму.
   Распорядок дня у нас был такой. С утра - процедуры, которые занимали всё дообеденное время. После обеда вчетвером отправлялись в город. Посещали магазин, где мои новые знакомые покупали спиртное. Это была водка под названием «Старка». До того времени я не знал о её существовании. Покупали сразу три-четыре бутылки. После этого шли на рынок за закуской – солёными огурцами, квашеной капустой. Эти походы были регулярными: пили мужики ежедневно. И я пил с ними вместе. В начале, конечно, не столько, сколько они, но постепенно втянулся, и через пару недель пил уже наравне с ними.

                Курортные занятия

   Помимо лечения водными и грязевыми ваннами, главным  курортным занятием были  романы. Тут к чести моих соседей надо сказать, что никто из них своими «победами» не хвастал. Может быть они и делились, но между собой в моё отсутствие: берегли мою нравственность. Замечу здесь, что наш Петя почти никогда не ночевал с нами. Ночи он проводил у своих новых подруг в городе, которых, как говорили другие обитатели нашей комнаты, у него было множество. Однако поутру Петя исправно являлся к завтраку. А потом также исправно ходил на все прописанные ему процедуры.
   Мои соседи давно уже завели себе курортные романы, а я всё никак не мог найти себе подходящую подружку. Самым молодым дамам на курорте было за тридцать – для меня тогдашнего - старухи. Всё же нашлись две, с которыми я стал часто встречаться. Мы вместе гуляли, а вечерами я ходил с ними на танцы. Танцевать я любил, и танцевал неплохо.
   Эти молодые дамы были подругами, всегда ходили вместе и обе очень сожалели, что я «малолетка». Все мои попытки доказать, что это не так, были безуспешными. Они только смеялись надо мной, наблюдая, как меня разбирает. Чудом сохранилась фотография, где я стою рядом с моими «подругами».  Они-то и познакомили меня с Леночкой, о которой я начал рассказ. Но Леночка появилась в Кашине только к концу моего «срока», и мы с ней стали встречаться. Помимо лодочных прогулок наши свидания с ней почему-то происходили на кладбище, расположенном неподалёку от санатория, на.
Третьим курортным занятием были карты. Здесь особенно отличался Петя. Играл он по-крупному, и большие выигрыши у него чередовались со столь же большими проигрышами. Когда Петя выигрывал, то вечером угощал всех нас. Как-то он заметил, что выигрывает, если я сижу с ним рядом. С тех пор он постоянно требовал, чтобы я присутствовал при его игре. Я не возражал: мне было очень интересно в компании взрослых мужчин. Все они, и Алексей Иванович, и Петя, и Сергей, да и другие взрослые, хорошо ко мне относились. Смешно, но они ценили во мне рассказчика анекдотов, которых я уже тогда знал массу. Я тоже иногда играл в карты, но по мелочи: денег-то мне мама дала мало. Хватало только на мороженое, да на небольшие рыночные покупки.

                На лодке по Кашинке.

   Корпуса нашего санатория располагались совсем недалеко от реки. Там была лодочная станция, и за вполне умеренную плату можно было взять лодку и покататься по реке. Кашинка, разрезая весь город, делала причудливую излучину, почти смыкающуюся  петлю вокруг старой части города. Река очень живописна: высокие холмистые берега, заросли кувшинок и тростника, плавные повороты и неспешное течение воды. А сам город вольготно раскидан по холмам и берегам реки.
   Мы очень часто ходили на лодках по реке, любуясь симпатичными видами старинного города. Поражало обилие церквей. Многие из них были построенные ещё в 15-17 веках. А ещё в Кашине было два или три монастыря. Правда, большинство церквей и все монастыри не действовали и были в запустении. Несколько церквей поражали своей красотой, особенно Воскресенский собор с его высоченной колокольней. Он представлял собой  геометрический и архитектурный центр города. Не помню, посещал ли я церкви и собор, кажется, что нет: нас воспитывали атеистами.
   Хорошо запомнил одну из прогулок. Компания из 6  человек, в том числе мой сосед Сергей, «мои» дамы и конечно Леночка. Мы взяли три лодки и отправились вниз по течению реки. Предполагался пикник, а потому мы взяли с собой всё, что обычно берут в таких случаях. Шли долго, давно уже миновали окраину города. Дальше потянулись бесконечные просторы, леса и луга. Наконец, причалили, выгрузились, соорудили подобие стола, и начали пир. Всё сопровождалось шутками, взаимными подколами. Рассказывали анекдоты, зачастую весьма скабрезные. Женщины не уступали мужчинам ни в анекдотах, ни в количестве выпитого спиртного. Потом все дружно взялись за нас с Леной: стали, в шутку конечно, «сватать» её за меня. Лена вся зарделась то ли от стеснения, то ли от выпитого вина. Мы сначала целовались с ней, совершенно не обращая внимания окружающих, а потом она вдруг расплакалась. А потом  и вообще впала в истерику. Наши дамы принялись её успокаивать, намекая нам на какую-то её нервную болезнь. Еле-еле смогли Лену успокоить. А потом нам всем, и мне, в том числе, было уже не до неё – веселье продолжалось. Домой мы вернулись только к ужину.

                Драка на рынке.

   Городской рынок мы посещали довольно часто. Там всегда можно было купить что-либо из съестного. Кормили нас в санаторской столовой не очень сытно, а может быть, мне только так казалось. Ведь я быстро рос вверх и вширь и мне, конечно, не хватало столовской еды. А здесь на рынке стояли ряды со всевозможной снедью, вкусной и не очень-то дорогой. Торговали в основном женщины. Нас курортников они сразу же отличали и наперебой зазывали отведать того или другого кушанья.
   Как-то в очередной раз мы прогуливались по рынку. Вдруг вокруг нас началась какая-то суета. Вначале мы ничего не поняли, а только услышали приглушённые удары, потом послышалась ругань, громкие выкрики. И здесь нам открылась картина: на небольшом участке рынка развернулось настоящее сражение. Мужики дубасили друг друга, сопровождая драку отчаянным матом. Вдруг один из них громко заорал и рухнул на землю. Остальные бросились врассыпную. Мы стояли и глядели на всё это, как зачарованные. Понимали, что совершается что-то ужасное, но с места не трогались. Скоро прикатила милиция, за ней примчалась скорая помощь на какой-то задрипаной «эмке». Раненого увезли.
Драки в городе и на рынке случались нередко. Но нас, курортников, не трогали. Объяснение простое: мы приносили городу доход.               

                Рыбалка

   Как-то Петя предложил нам съездить на рыбалку. Мы согласились, и вот, мои соседи и ещё два-три курортника договорились совершить поход на лодках. Поскольку инициатором похода был Петя, он и стал нашим руководителем. Петя договорился с кухней санатория, и нам всем выдали на 2 дня (это были суббота и воскресенье) «сухой паёк». Взяв продукты и накупив спиртного, мы отправились в лодочный поход. Шли на вёслах  вниз по Кашинке к Угличскому водохранилищу, что  неподалёку от впадения Кашинки в Волгу. По существу водохранилище представляло собой небольшой разлив Волги, который образовался при строительстве Угличской ГЭС.
   Сколько мы шли и когда прибыли на место – не помню. Зато запомнил раннее утро следующего дня. Солнце ещё не взошло, но было уже тепло. Вид водохранилища и пологих волжских берегов был великолепен.
   Многие рыбаки уже сидели со своими удочками и время от времени выдёргивали из воды пойманную рыбу. Один рыбак из нашей компании встал, вероятно, совсем ещё затемно. Он удобно расположился у кромки воды, и вот так, сидя, задремал. Мы решили над ним подшутить. Исполнителем, как самого молодого, назначили меня. Я должен был тихо зайти в воду, нырнуть и нацепить на крючок его удочки пойманную и давно уже уснувшую рыбу. Её мы взяли у этого же рыбака. Я всё исполнил, как и было задумано. Во время всей операции я очень боялся, как бы рыбак этот, проснувшись, ни дёрнул крючок и ни «поймал» на него меня. Когда я, нырнув, подплыл к крючку, мне пришло в голову прицепить рыбку не за губу, а за хвост. Так я и сделал. От этой выдумки  мне самому стало так смешно, что я невольно ещё под водой засмеялся и, помниться, слегка нахлебался воды. Сколько же было смеху, когда рыбак, наконец проснувшись, решил ещё раз закинуть удочку, и вытащил из воды за хвост снулую рыбёшку.

                Кашин и Кашира

    Примерно за неделю или полторы до отъезда у меня закончились деньги (рынок, карты). Не было их и на обратную дорогу. Что делать? Пришлось срочно звонить маме, объяснять ситуацию. Конечно, я умолчал, о моих карточных подвигах. Мама меня слегка пожурила, но деньги обещала прислать.
    До отъезда оставалось совсем немного, а деньги всё не приходили. Я снова позвонил маме и очень её удивил, сообщив, что денег не получил. Потом, уже по приезде домой, всё выяснилось. Маме было некогда, и она поручила послать мне  деньги постояльцу, снимавшему в то время тогда угол в нашей комнате. Он был армянином, по-русски говорил плохо, понимал, наверное, ещё хуже. Мама сказала ему мой адрес, а он, или плохо понял, или не запомнил. В результате вместо Кашина он послал деньги в Каширу. Я мог бы ждать этих денег  ещё очень долго. Пришлось маме ещё раз посылать деньги, на этот раз уже самой и срочно телеграфом. А те, посланные в Каширу,  примерно  через месяц, никем не востребованные, вернулись домой.
Вот и вся история моего первого и последнего курорта.
                Курорт Кашин    Апрель 2006


Рецензии