Эпоха Ельцина

Начало 90-х. Несколько лет назад умер наш начальник отдела Саве­лий Семенович Глузман. Умер в 50 лет, не осуществив свою мечту выйти на пенсию и уехать за границу. Началась эпоха наших несчастных реформ. Все пошло вкривь и вкось. Отдел стал быстро рассыпается - кто ушел из него, а кто и уехал навсегда из страны: Михалевский, Файнгольд, Лит­вак. Работы все становилось все меньше, задержки с зарплатой все боль­ше.

Шура ушла сначала в компрессорную, а потом в цех, на завод. Вско­ре перестал существовать и отдел. Осталась лишь небольшая лаборатория, возглавляемая Федоровым. Светлая голова, Саша Федоров, выдвигал один заманчивый проект, за другим, но все они кончались ничем. Мы сотрудни­чали с Тулачерметом, наши рекомендации не были приняты. Мы сотруднича­ли с нашим Опытным заводом в области маркетинга автомобильных красок, усилия оказались напрасны. Мы пытались заинтересовать определенные ве­домства в безопасном и эффективном способе уничтожения накопленного в СССР арсенала химического оружия, нашим предложением не заинтересова­лись. Даже пытались наладить отношения с США и проводили у себя в ла­боратории небезопасные опыты с концентрированной азотной кислотой для получения кристаллического тринитротолуола. И эта работа пошла прахом. Продолжалась вялотекущее сотрудничество с НЗСП, велась работа с отде­лом Хейфицем. Была смонтирована пилотная установка для проверки эффек­тивности существующих катализаторов получения БАД, для выдачи последу­ющих рекомендаций. Потом НЗСП сам стал испытывать трудности и наши исследования его стали мало интересовать. Наступило тяжелой время.
В.И.Хейфиц, как энергичный и предприимчивый руководитель, стал искать новые сферы деятельности. И вскоре я с его сотрудниками (как свой) уже занимался разгрузочно-погрузочными работами на удобрениях. Отдел оптом покупал удобрения на химзаводе, а мы осуществляли их мел­кую фасовку и поставку в хозяйственные магазины. На фоне абсолютного безденежья это здорово поддержало нашу семью.

Из всех настроений главным была тоска - как жить дальше? В то вре­мя меня даже посещали мысли о самоубийстве. Осенью мы, всей семьей, меся грязь сапогами, отправлялись за город, за остатками с полей - капус­той, морковкой, яблоками. Набирали целые мешки и волокли домой. Рядом с нами шли целые колонны таких же неизвестных нам горемык. Потом еще была кооперация с нашим бывшим сотрудником С.Ериловым. Пиво тогда было в относительном дефиците и не продавалось на каждом углу, как сейчас. Я покупал пиво, бутылок 10-15, он добавлял свои, и продавал где ни будь на бойком месте, естественно с наценкой. Частью выручки он делился со мной. Не забуду, как раз, пожадничав, я взял 20 бутылок и, проклиная все на све­те, тащил их домой, раз 20 останавливаясь по дороге.
Потом наша бывшая сотрудница, которая уже лет пять преподает на разных курсах и в школах основы информатики и компьютерной грамотности, предложила мне читать лекции по курсу компьютерной грамотности для на­чинающих бизнесменов при службе занятости. Я сначала испугался, что не справлюсь, а потом согласился и два месяца, каждый день, учил людей работе на компьютере. Курсы располагались в Заречье. Народ очень инте­ресный, "тертый", возраст от 30 до 50 лет. Есть люди, которые прошли "огонь, воду и медные трубы": работали на Севере в шахтах, участвовали в "лунной программе" фирмы С.П.Королева, бывали и работали за грани­цей, были руководителями производства, пережили национальные распри в азиатских республиках и т.д. В настоящее время они, как правило, были безработными или начали свое маленькое дело - продавали семена, шили простыни, наволочки и реализовывали их и пр. Мной они остались доволь­ны и вошли во вкус работы на компьютере.

Потом мне поступило предложение обучить работе на компьютере двух машинисток во ВНИПИМе. Взялся и за это, в результате этого одна из ма­шинисток через знакомого стала меня устраивать в государственную меди­цинскую страховую компанию.  Походил туда пару недель и понял, что ра­бота не для меня - частые командировки плюс еще необходимость програм­мировать на совершенно незнакомом мне языке.  Отказался с большими ду­шевными муками.
Далее поступило еще одно предложение. Наша хорошая знакомая, друг семьи Таня Забродина предложила мне свою работу ночного сторожа в одном косметическом салоне. Она ус­тала ездить туда через день и предложила работу мне. Я согласился, т.к. салон был рядом с домом и проработал там два месяца, далее от мо­их услуг почему-то отказались. Работа была не сложная, надо было прос­то ночевать во вверенном помещении. Вообще-то спать лучше в своей кро­вати, чем на чужом холодном кожаном диване в прохладном помещении - похоже на ночевку на вокзале. Платили немного, ходить надо было через день на 10 часов, так что, узнав об увольнении, я не сильно расстроился.

Поскольку на работе делать было нечего, я соглашался на все пред­ложения и в результате в институте я стал подрабатывать еще в двух местах: для отдела снабжения печатал договора, бланки, рекламки, praise-list и прочее, а для химиков сопровождал базу данных для сертифика­ции продуктов, созданных сыном Димой уже больше года назад.
Были и три месяца хождения в некоторое частное издательство, куда я попал по рекомендации нашей знакомый, которое кончилось ничем - в работе мне отказали. Но зато я приобрел небольшой опыт работы на сов­ременных компьютерах с современными издательскими системами. А изда­тельство вскоре "лопнуло".

Но и это еще не все. Как-то звонит Николай Михайлович Доброволь­ский, мой дальний родственник, сотрудник Педуниверситета по поводу со­баки. Был у нас раньше разговор о том, что наш пес болеет, снова че­шется и облезает. Николай предлагал мне врача, который лечил его соба­ку, заодно спросил и о жизни. Я пожаловался, рассказал о том, что инс­титут вот-вот закроется, зарплату не платят, надо искать новое место работы. Сам он работает в педагогическом университете, завкафедрой. Обещал посодействовать и вскоре я устроился на полставки в Университете. Рабо­та моя заключается в том, чтобы в компьютерном классе все было в по­рядке, все работало и при необходимости я должен помочь преподавателю. Сначала я ходил сюда на три часа в день, а потом устроился постоянно, и ра­ботой была занята вторая половина дня с обеда до вечера. Плюсы такой работы - регулярная оплата труда, отсутствие командировок, возможность подработать лекциями, программированием, перспектива роста. Минус - рутинность работы. В апреле 1996 я совсем ушел из ВНИПИМа.

март 2000


Рецензии