Фрейдлин - Автобиография. 2. Учеба в МХТИ
Эти знания носили курьезный характер, т.к. наш преподаватель требовал полного знания в объеме учебника Глинки, по которому следила за ответом. И мы этот курс знали. Группой в 4 человека подали заявление в МХТИ. Поступили двое.
В школьные годы приобщился к спорту, что оказало свое влияние на учебу и жизнь.
Новый этап моей жизни начался в 17 лет и протекал с 1936 года по 1941 в городе Москве. Я выдержал конкурсный экзамен и зачислен в студенты. Поселяюсь в общежитии, корпус 6, метро Сокол вместе с двумя такими же молодыми бездельниками. Комната становится шахматным и картежным центром. И только вмешательство коменданта общежития спасает нас от жизни такой. Если еще добавить к этому, что я присоединился к активистам кафедры физкультуры, одним из первых сдал нормы на значок «ГТО» и вскоре вошел в первую команду института по хоккею, волейболу и баскетболу, то для учебы у меня оставалось немного времени. Но, первая сессия сдана и она показала, что я за несколько дней могу подготовить нужный предмет. Окончен первый курс, отдых дома в Витебске и уже осенью в Москве получаю от мамы известие и записку от отца, что он арестован органами НКВД и объявлен врагом народа. К тому времени он занимал пост главного редактора областной газеты, члена обкома и т.д. В записке пишет: «Что бы ты обо мне не слышал, не верь. Мы жертвы Истории. Помоги сестре, матери и бабушке. Если надо, поступи на работу». Мать сообщает, что уже устроилась на работу в детсад и я могу продолжать дальше свои занятия. Докладываю об этом событии в институте. Предлагают осудить и отказаться от отца, лишают стипендии. Естественно, я не согласился и начинается борьба 18-летнего юноши с властью. Большая поддержка кафедры физкультуры, кафедры пластмасс и мне удается восстановиться. Естественно, мать выселяют из квартиры в комнату в аварийном доме, бабушка старенькая, сестра школьница 14 лет. Безуспешные попытки узнать, что с отцом. Посылаю письмо Берии и через справочное бюро НКВД ответ: «Осужден без права переписки на 10 лет». Через несколько лет, уже в Ереване получаю сообщение, что он умер в 1943 году от язвы желудка. Наконец, после хрущевской «оттепели» пытался реабилитировать отца, восстановил его партстаж с 1918 года, добился пенсии для матери. Позже выяснилось, что отец был расстрелян вскоре после ареста. Так закончили свою жизнь многие участники революции, гражданской войны, ответственные партийные и советские работники.
Такие события оказали влияние на мое отношение к учебе и даже побудили стать отличником на втором и третьем курсах, что оказалось чрезвычайно важным, т.к. освобождало от платы за обучение и сохраняло стипендию. В мае 1941 года нас распределили на места работы, а в июне началась война. К этому времени мы решили, что оба будем вместе и распределились в Орехово-Зуево на завод «Карболит». Зоя Константиновна Федосеева, москвичка, студентка той же группы, что и я, с семи лет без родителей, воспитывалась у тети. Из-за отсутствия жилья собиралась бросить институт и уехать работать в Сибирь. В данном случае декан пошел ей навстречу и со второго курса она жила со мной в одном общежитии. Успешно трудилась в цехах заводов, центральной лаборатории, патентных отделах институтов, в котором нам довелось работать.
Но жизнь вносит свои корректуры — меня и других «неблагонадежных» в солдаты не берут и в академию не направляют и документы не выдают. До августа ходим каждый день в военкомат, как на работу, пока один офицер на почтовой открытке не написал в институт и нам выдали документы. Пережил первые налеты немецкой авиации, в том числе на крыше корпуса номер 6, в него угодила бомба. Ощутил, что за ужас переживают, те кто пережидает ее в бомбоубежище. Возникало особое чувство злобы и желание воевать против этих фашистов.
Свидетельство о публикации №211100100620