Вербатим со сцены. Вы возмущаетесь?

- Наталья Викторовна, 1-2 октября Красноярский театр юного зрителя проводит Лабораторию современной драматургии "ВЕШАЛКА" (театр из ничего), приходите со своими студентами, будет очень интересно – сказала мне зав. литературной частью театра, на что я ответила стопроцентным «ДА».
Татьяна продолжала: Участники лаборатории, молодые режиссеры, покажут эскизы спектаклей, которые могут превратиться в полноценные постановки современных драматургов для молодежной и взрослой аудитории. Результаты их труда будут представлены зрителям города, которые после спектакля могут принять активное участие в обсуждении. Вы сможете принять участие в дискуссии и поделиться своими впечатлениями.
Работая сейчас ещё и режиссёром театра «Золотой глобус»  в СФУ, я в обязательном порядке  передала информацию занимающимся  там   студентам и вот, эти два дня наступили (сегодня первый).
То, что будет интересно, я не сомневалась, то, что я получу порцию пищи для ума  - была уверена, то, что возникнут вопросы для самой себя – бесспорно, то, что приобрету знания – ЗНАЛА.
После прочтения (просмотра) первой пьесы был шок, не у меня одной. Ненормативная лексика пёрла, именно пёрла с такой атакой со сцены, что некоторые просто не выдерживали, НО, из зала никто не вышел, кроме меня, коллеги по работе в колледже и моей милой Марго. Вышли только лишь потому, что жутко устали стоять в душном зале альтернативной сцены (мест не хватало катастрофически) и решили, дослушать спектакль, сидя в коридоре на скамеечке. Когда началось обсуждение, места освободились (часть сотрудников театра ушла готовить вторую сцену к показу), и мы включились в беседу.
- Да меня просто облили дерьмом, чтоб мои дети, или внуки такое в театре увидели??????!!!!!!!!-твердила женщина лет 50-ти
- Да это же  сущая правда, что, не слышите такого на улице? – вскричал в ответ молодой человек по имени Александр (очень активный молодой человек, занимающийся у меня в театре «Золотой глобус»)
- Да я не могу никуда деться от этой улицы, там всё это надоело, а в театре я хочу отдохнуть, подайте мне что-нибудь интеллектуальное. – продолжала нервно женшина.
- А лично я, хочу в театре видеть полную ПРАВДУ, а, выходя на улицу отдыхать….
- Товарищи, да тут есть хоть один педагог? Хоть кто-то скажет, что этого никак нельзя показывать со сцены.
Я, честно сказала, что такие в зале есть, но, не получив в свой адрес  конкретного вопроса (на который я на тот момент даже не знала бы как ТОЧНО ответить), поднялся молодой человек и сказал:
Я, педагог, и после того, как я предложил ответить на вопросы анкеты после просмотра спектакля «собаки Якудза», большинство студентов ответили, что против такой лексики, типа «яйца облизать»…..
Лично я,  со своими студентами,  смотрела этот спектакль два рада, а Алия – четыре. Потрясающий материал, великолепная режиссура  и завораживающая игра актёров.  В рамках «Сочинского театрального Олимпа» со спектаклем «Собаки-якудза» выступил Красноярский театр юного зрителя.  Красноярский театр юного зрителя одержал победу на «Сочинском театральном Олимпе» - первом фестивале главных событий театрального года в России, который проходил в Сочи с 21 по 28 июня (цитата из прессы),  но, сейчас не о нём, не об этом спектакле, продолжаем разговор о дне сегодняшнем.
- Да вас тут всех поувольнять нужно, вы не имеете права в театре вообще работать, если позволяете такому репертуару  быть – продолжала кричать женщина, задавшая вопрос  о присутствии педагогов в зале.
- Люди, человекиииииииииии, вздохнул  Олег Лоевский – художественный руководитель лаборатории современной драматургии «Вешалка». А, почему вам в первую очередь бросается в глаза, точнее в уши, лексика, почему вы не хотите обратить внимание на внутренний мир, на мечты этих молодых девчат???? Ведь, через некоторое время вы и не вспомните те слова, которые они говорили, а жизнь  будет продолжаться. Все пьесы, которые будут представлены, актуальны сегодня и не лишены ПРАВДЫ, пусть такой, которая шокирует многих….
Я переживала за своих студентов, как восприняли просмотр они. Думала о своём отношении к увиденному.  Вообще-то я шла на совсем другое мероприятие, была уверена, что нас ждёт мастер-класс по современной режиссуре и мастерству актёра  со всеми вытекающими, а тут, нам представили в первом прочтении готовые спектакли, сделанные за три дня четырьмя молодыми режиссёрами (два спектакля будут показаны завтра). Да, такая структура театра может довести до стрессового состояния, но, если у вас слабые нервы,  не посещайте  такие лаборатории, как в песенке поётся: «Не ходите, дети, в Африку гулять. Там….».
Театру сегодня нужна помощь в определении репертуарной политики, помощь зрителей просто необходима. После просмотра  и обсуждения, каждый мог проголосовать и положить свой флаер в одну из корзин. 1-я – допустить к постановке; 2-я – допустить с доработкой; 3-я – однозначно, на помойку.
Оба мои флаера были отправлены в корзину № 2 и не потому, что не понравился материал, а потому, что всегда есть над чем работать, а, после 3-х дневного прочтения и репетиций – вообще о чём говорить???  Но, я была  приятно удивлена  тому, как мгновенно (за 3 дня) было  принято режиссерское решение, сценография, костюм, звук,  свет и, конечно же – актёрский состав.
Сегодня, после просмотра второго спектакля (режиссёр – Семён Александровский), где все эти пункты были более отчётливее,  я кричала: «Браво» и это было от чистого сердца.
По окончании лаборатории мы вышли на улицу, где светило яркое солнышко, было очень тепло,  и  моя театральная молодёжь тут же полезла на фонтан……. Объятия и поцелуи, не стесняясь прекрасного и не боясь быть осмеянными…  Я подсмотрела эту картину и запечатлела  её на фотоаппарат
Вернувшись из театра, я тут же уселась за  инет в поисках информации  по поводу Вербатим.  Это новая форма театрального искусства. Была популярна на западе, потом на Украине, а теперь и у нас в России. Преподавая культуру речи и особенности коммуникативного общения, каждый мой студент знает, что такое вербальное общение, но, что есть такая форма театрального искусства, я услышала сегодня  впервые. Да, отстала и не меньше, чем на 5 лет, но, думаю, что лучше я узнаю об этом позже, чем никогда.
Вербатим в переводе с латинского значит “дословно” и представляет собой технику создания текста путем монтажа дословно записанной речи. Схему работы можно изложить по пунктам: драматург выбирает тему, собирает материал, то есть берет интервью у нужных ему людей и записывает их на диктофон, из всего этого делает пьесу и ставит спектакль. Техника эта не является исключительно новаторской (документы часто использовались в художественной литературе и ранее), однако свое новое рождение она получила в XX веке именно  в документальной драме, своеобразной “наследнице драмы исторической”, а в начале XXI века — в драме-вербатим, использующей исключительно живую речь. Новая методика пришла к нам, конечно, с Запада, в частности, она разрабатывается известным лондонским  театром “Ройал Корт” (был открыт в Лондоне в 1956 году как первый репертуарный театр, поставивший себе целью ставить значительные пьесы современных авторов).
Я стала читать, искать видео материалы данного жанра и наткнулась на следующее.
Ярким примером того, как документальное произведение может воздействовать на общественное мнение, то есть выполнять некую социальную функцию, является пьеса Ив Энслер “Монологи вагины” (“The Vagina Monologues”), написанная в 1996 году. Текст “Монологов…” был составлен из интервью на тему женского тела, взятых драматургом у нескольких сотен женщин.   http://www.youtube.com/watch?v=0GPvLMPdY7Y

Ну, что тут сказать??????? От одного названия, а у нас именно по названию,  зачастую,  судят о спектакле, можно уже быть шокированным. Далеко ходить не надо. Когда мои ребята сыграли в спектакле "Географ глобус пропил" шума  былОооооооо........   Все ждали мужика, что в ларёк сдаст наглядное пособие и обменяет его на бутылку водки.......... он сдаст, пропьёт, а общественность, в частности преподаватели географии, что на премьеру строем пришли, по костям главного героя разберут и преподавателям по биологии, как наглядное пособие отдадут. Так сказать – одно пособие пропили, другое вернули, как книжку в библиотеку, ну, знаете, если потеряли, то можно другой заменить. По количеству  ведь в школе ничего не изменилось. Караул, мыслить совсем не хотят, или мыслят в силу  своего уровня. А сегодня: «Ипотека и Вера, мать её». Какое актуальное название для современной пьесы. «И как прикажите его понимать?» -  подумал прохожий, бросив взгляд на афишу?  А Вы придите и посмотрите спектакль, как молодая женщина по имени Вера, мечтая о собственной квартире, собирает всевозможные купоны от акций, чтобы получив  обещанные призы и  продав их тут же,  выручить  нужную сумму денег и  внести первый взнос  за ипотеку. Так  она мечтает, видя всё это во сне и исполняя ариозо наяву, что родившуюся дочурку решает назвать Ипотека, ласково – Ипочка.
 
Несмотря на то, что материал интересный и  может сослужить службу социуму, я бы не стала ставить подобные спектакли, будь моя на то воля, будь я художественным руководителем театра. В своё время мною не были реализованы такие замечательные проекты, из-за чего я и ушла из театра. Они касались не постановок, я очень хотела расширить возможности театра, использовать архитектуру его для проведения тематических балов для молодёжи, что могло существенно повлиять на их интеллектуальный рост и одновременно развлекало бы их, меняя мировоззрение и возрастая в Духе, Но..........
Всё может иметь в нашей жизни место. Всё нам разрешено, но, не всё нам на пользу. Я не ханжа, но, я и глубоко верующий, интеллектуально развитый человек. У каждого свой путь к познанию истины, мы познаём её  и уходим из жизни, порой,  так и не познав.
Если мой старший сын только в 31 год сообщил мне о том, что бросил курить по причине элементарного подсчёта денег, что он прокурил, загубливая при этом ещё и здоровье, а какая-то молодая девушка, посмотрев в театре такую чернуху, вылетающую из уст молодой красивой девчушки, только что принявшей наркотик, никогда не пойдёт на этот шаг, ужаснувшись увиденному, ТЕАТР ДНЯ СЕГОДНЯШНЕГО ВЫПОЛНИЛ СВОЮ ЗАДАЧУ. Цель будет достигнута, пусть и такими методами, общество будет выздоравливать.

Я пишу это в первую очередь ни как педагог, или режиссёр, я пишу это, как мать, что прожила всё это не по пьесам, не по книжкам, а в РЕАЛЕ. Может быть, мною движет сейчас именно материнский инстинкт, я бессильна что-либо сделать, ничего не меняется. Мои молитвы ежедневные и моя ВЕРА  принесёт плоды, я знаю, но не все матери сегодня прочно стоят в этой вере и Бога хулят, что допустил такое в их жизнях. Наркотики и счастье - несовместимы, это такой ужас, понять который может только  тот, кто испытал  всё это на себе. Сегодня, глядя на жуть, что окружает вокруг, кажется, что можно любые методы применить, лишь бы...
Ответьте сами себе. Что для вас будет важнее? Чтобы ваш сын не услышал ненормативной лексики со сцены театра, или услышав её, узнав себя со сцены, прочувствовав боль, что пережили героини спектакля,  вернётся домой совершенно иным человеком???! Лично мне всё-равно.  Я мать и хочу видеть своих детей счастливыми и здоровыми.

Если сегодня, чтобы быть услышанным, и заставить измениться, нужно сказать со сцены нечто,  нужно значит сказать. Хотя, КРАСНОЙ нитью обоих спектаклей и всего обсуждения после просмотра,  была не имеющая  в них место лексика, а МЕЧТА, то, о чём думает каждый и имеет на это право, право быть счастливым, любимым, здоровым, жить в уютном доме, рожать детей  и быть СВОБОДНЫМ.
P.S. Любое время, отпущенное мне Богом, я принимаю с огромной благодарностью. Всё  мне в рост.


Рецензии