Не стреляйте в журналиста! Или - кое-что о редакто

Не стреляйте в журналиста…! Или - кое-что  о редакторской правке


Интересно, кто-нибудь из читателей хоть раз задумывался над тем, как создается то или иное печатное издание? Задумывались? Особенно когда в изданиях  республиканских СМИ обнаруживали ошибки? От стилистических до - орфографических? Что греха таить, сегодня ими пестрит наша пресса, совершенно не зависимо от того, на каком языке она издается. И вот в праведном негодовании, а еще и с чувством превосходства вы, дорогой читатель, пафосно произносите, - «Даже грамотно написать не могут»!  Было…? И еще в сердцах изрекаете, - «Везде – непрофессионалы».

И не без оснований приходится признать, что отчасти, уважаемый читатель, вы правы. Потому что, не в обиду некоторым представителям нашей пишущей и в особенности -  редактирующей и корректирующей братии будет сказано, но, большая часть поставляемой сегодня на республиканский информационный рынок печатной продукции - качества языкознания - оставляющего желать лучшего. Ну а о СМИ - «на-вынос», то есть, «он-лайн», лучше вообще промолчать. Потому как  на эту тему - словарный запас  слов и выражений очень быстро иссякает. Цензурных выражений.
   
Не говоря уже о модном нынче  журнально-престижном - английском, в интерпретации республиканских СМИ больше напоминающем язык племени Тумбу-юмбу, с характерным таким «нашенским» акцентом. И в большинстве несчастных случаев, к английскому языку имеющем такое же отношение, как известное «имение» к не менее известному – «наводнению».

Вы спросите- почему? Да потому что на самом деле, язык это не только - слово, это еще и - фраза. И строиться фраза должна в соответствии с тем, как принято ее строить именно на этом языке, с присущими этому языку стилевыми оборотами речи.  Ибо как ни крути, но язык есть - выражение ментального мышления.

 Ну, не мыслят так  «англоязычные» как пишут у нас! Ментальность у них, извините, другая. Ну, да ладно, это чуждый нам язык, ставший употребительным в наших эмпиреях с не таких уж и давних пор, и незнание его хоть не так предосудительно. Но вот когда с ошибками печатают на родном  азербайджанском? Или на – русском…? То тут уж, извините…!  И в данной ситуации с занудствующим читателем просто необходимо соглашаться. И не только потому, что безграмотность чести нашей прессе не делает, а еще и по той простой причине, что печатное слово это, простите, идеология, призванная работать на манипулирование массовым сознанием, потому как впечатывается в сознание и подсознание читателей. Идеология… с ошибками…? 

Ну, а талантливо написанные журналистские материалы, которых так жаждет страждущая читательская душа…? Не косноязычная сухая информация, которую из-за отсутствия признаков жанровой принадлежности уже давно стали называть нейтральным словом - «материал». Где художественные творения в многообразии журналистских жанров? С литературной подачей, с прологом, завязкой, кульминацией, развязкой, эпилогом  и... жизненным опытом? 
Где  художественно-публицистические зарисовки, эссе, очерки, пасквили, памфлеты, фельетоны, наконец? Где - многообразие авторских стилей? Ведь даже сообщить о факте - главной ценности журналистики тоже можно по-разному.

Могу точно сказать, что талантливых авторов у нас немало, а вот материалов талантливых – увы! Парадокс! - воскликнет читатель и опять окажется прав. Потому как пальцев одной руки может хватить, чтобы перечесть издания, на страницах которых сегодня можно увидеть безукоризненно изданные авторские материалы. От чего это происходит, и кто в этом виноват? - спросит читатель. Ну, что ж, попробуем разобраться.

Кто формирует стилевую политику того или иного печатного издания? Совершенно верно, - редакторская цензура. И низкий поклон ей за это. Ей, стоящей на страже всеобщего невысокого профессионального уровня сегодняшней нашей журналистики. И в большинстве изданий эта самая цензура творит, руководствуясь тезисом, - «Не выпендривайтесь, господа, нельзя писать лучше редактора». И зачастую редактора, к журналистике имеющего такое же отношение, как вышеупомянутое «имение» к  - тому самому - «наводнению» (не следует подозревать автора в отсутствии фантазии).

 И на страницах шуршащей или высвечивающейся информационной продукции в лучшем случае - творения в стиле советских передовиц, в худшем - абракадабра (с точки зрения стиля, да и не только - стиля). Помните, в старом новогоднем фильме? – «Вот это не заливная рыба, это - Бог его знает, что»! И хоть под каждым из напечатанных материалов стоят разные фамилии разных и вполне себе живых авторов, впечатление от некоторых СМИ такое, будто писал их один и тот же… компьютер. Настолько материалы эти безлики, ну или обезличены.


Ну, а теперь к -главному. В защиту пишущей братии хотелось бы поведать уважаемому читателю очень грустную историю… о редакторской правке. Предложив небольшой экскурс в – «святая-святых», в творческий процесс рождения печатного издания. И чтобы иметь целостную картину всего процесса, пройдем весь этот скорбный путь, с момента написания автором его творения - до того момента, как выстраданное, рожденное в творческих муках маленькое произведение журналистского искусства попадет на газетную(журнальную, и-нетную) полосу.

Так вот, по этапу оно попадает в руки к редактору рубрики или по-другому - заведующему отделом, отвечающему за чистоту стиля и грамотность рубрики. И редактор эти самые руки к нему прикладывает. То есть, редактирует, он ведь - редактор.

 Причем, исходя из соображений собственного вкуса, профессионализма и осведомленности в той области, о которой идет речь в «творении». И счастье для всех, если все перечисленное у редактора в наличии - есть. Потому как иначе он - редактор такое может присовокупить к вашему творению…! Вовек не отмоетесь! Затем произведение по этапу плавно переходит в руки к редактору, отвечающему за выпуск, и тот тоже - прикладывает руки. Ну, а дальше  к корректору, и тот тоже - соответственно вкусу и образованию, «по образу и подобию». И режут, коверкают, калечат - в шесть рук. Иногда так обрезают, как в том анекдоте: - «Я знала, что у вас обрезают, но чтобы так обкорнать!" Иногда - дописывают…, вплетая собственные «непричесанные мысли». Иногда, ну совсем - непричесанные!

И вот когда это коллективное творение появляется в печати, отдуваться приходиться - кому? Правильно, тому, чья фамилия стоит под творением. И все претензии теперь к бедняге-автору, есть адрес - фамилия и имя.

И вот вы, уважаемый читатель, с ядовитой усмешкой на устах и склоняете эту самую фамилию во всех падежах. Благо, с падежами у вас, в отличие от тех, кому по роду деятельности их знать положено, все в порядке.


И не важно, что к тому, что вышло на полосу, он - автор имеет уже весьма отдаленное отношение. И ничего уже не попишешь, ну не опровержение же давать, мол, не писал я этих глупостей, да еще так неграмотно. Да и стиль это не мой, ну не выражаюсь я в стиле школьной стенгазеты, да и штампов не использую.

Вот, слышу, как возмущаются обиженные  редакторы, - «Мы честно работаем, и вообще, - как же без нас? Мы имеем право вообще до 60- ти процентов материала менять, есть такое правило»! Возможно. Хоть совершенно не ясно, - откуда такое правило? Может, из печально-известных совковых времен? Когда все, что работало на идеологию, было под строжайшим присмотром партийной цензуры? Да и - «работаем» тоже звучит как-то не убедительно, скорее – «отрабатываем», в смысле, - зарплату. И от некоторых наших редакторов иной раз пользы для наших СМИ было бы больше, попей они кофейку вместо - «работаем».

Можно менять плохой, непроверенный и неубедительный материал и даже нужно, на то вы и – цензура. Хотя, на мой взгляд, плохой материал лучше вообще не печатать. Но, когда материал написан нормально? И поводом для редакционных манипуляций с ним  является лишь то, что написан он сложноватым  для некоторых наших редакторов языком …?
 
Все же, как ни крути, настоящий редактор обязан быть, как минимум, профессиональным журналистом. А еще и с полным джентльменским набором - знаний, умений, эрудиции, знанием  хотя бы языка, с которым он работает. А еще и высшие рефлекторные связи, профессиональная интуиция, талант…, хотя тут все претензии –  к господу Богу.

Словом, настоящий редактор должен быть значительно более лучшим журналистом, чем те, кого он редактирует. По-моему, - логично.
 
В противном же случае, действительно придется соглашаться с читателем по поводу,- «везде - непрофессионалы». И соглашаться частенько. С тем самым  ехидным зловредом - читателем, который сидит и специально выуживает из глянцевых журналов или с экранов мониторов  ляпсусы и орфографические ошибки и при этом  довольно ухмыляется.А иногда просто откровенно ржет, подобно коню, над бредом, публикуемым в некоторых наших СМИ. И самое страшное, все чаще не доверяет откровенному вранью, льющемуся со страниц нашей печатной продукции.
 С тем самым читателем, ради которого мы все работаем и чей уровень грамотности, культуры и осведомленности  призваны повышать.

Артистизм - старое, редко употребляемое сегодня в нашей журналистике слово. Качество - присущее всем творческим профессиям. Надеюсь, хоть в этом мне никто не возразит, что журналистика – профессия творческая? А для чего нужен артистизм редактору? Да все он же, его величество – Стиль. Так вот, обладая этим качеством, редактор не только не станет навязывать  автору мыслей, которых тот не высказывал, но даже формы, в которой автор высказаться не мог, по определению. Не вызывая желания у автора на такое редактирование бросить - известное, - "Сам - дурак"!
Ну, конечно, все это – высший пилотаж. А нам - простым азербайджанским журналистам пока - «не до жиру, быть бы - живу». Быть хотя бы застрахованными от чужой безграмотности, за  которую, порой, устаешь расплачиваться немалой ценой. Ценой репутации профессионального журналиста и порядочного человека.


На диком Западе в одном салуне рядом со сценой висела табличка с надписью: «Не стреляйте в пианиста! Он играл как умел…». Возможно, это анекдот, но в пандан этой надписи мне бы хотелось на титульном листе каждого печатного издания, выходящего сегодня на республиканском информационном поле, сделать надпись: «Не стреляйте в журналистов! Вполне возможно, что они этого не писали»....


2006г


Рецензии
Бывает так, что и редакторы оказываются людьми подневольными. Но! Нужно быть честными с собой и прямо признать: настоящий журналист не станет работать в издании, где стоит его фамилия под исковерканным до неузнаваемости текстом. Сильный редактор или заставит вышестоящее руководство считаться с его мнением, и не даст гробить материал, или УЙДЕТ! А все остальное - лирика...
С уважением к Вам и без уважения к таким журналистам.

Людмила Лайм   03.10.2011 22:54     Заявить о нарушении
Спасибо. Именно так и поступаю многие годы, в итоге, осталось 2-3 издания, где печатаюсь, и то нет гарантии, что завтра и там не возникнут проблемы. Возможно потому и пишу по большей части книги.

Лейла Сабзали   03.10.2011 23:00   Заявить о нарушении
Профессионалы уходят в интернет. Но и там работать не дают - на смену редакторской правке /впрочем, вряд ли это слово здесь уместно/ пришла жёсткая цензура. Сайтам устраивают "зависание", "атаку", блокируют посетителей, приемов много - по ту сторону монитора ведь также сидят профессионалы.
Как говорит моя подруга: куда катится мир? и тут же отвечает: в гору...

Р.S.а может, ну его? давайте жить как все - ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не знаю...
Грустно!

Людмила Лайм   03.10.2011 23:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.