Давняя история

               
             Машину подали прямо к трапу самолета. Виктор Степанович - седовласый мужчина невысокого роста,  одетый в темный костюм с галстуком,  быстро спустился по трапу. Сегодня ему предстояло важное совещание на высоком правительственном уровне. Выехали на трассу. Впереди машина с мигалкой, сзади машина сопровождения с охраной. За окном раннее теплое июньское утро.  То тут, то там попадались группки молодежи. Девушки в нарядных платьях, юноши в белых рубашках.
            -Выпускной.  Молодые, счастливые, беззаботные - вся жизнь впереди,- подумалось ему.
             Неожиданно всплыли воспоминания.               
             Школьные годы прошли в небольшом городке на Оке, куда родители переехали, когда сыну не было еще семи лет. У отца крестьянские корни, и он мечтал о собственном доме. Пока строили дом на одной из окраинных улиц города, Виктору подошло время идти в школу. Снимали временное жилье в ближайшем селе. Оттуда  до школы было километра два, и пока туда шел, каждая сельская собака норовила его облаять и дернуть за штаны. Поэтому, когда переехали в свой, еще недостроенный дом, Виктор был счастлив. В том же положении были и соседи по улице,  и все друг другу помогали. А соседские ребятишки стали на все школьные годы дружной компанией.
              Вспомнилось, как ждал рождения Мишки, уж очень хотел братика.  Разница в возрасте у них получилась десять лет. Момент, когда мама первый раз развернула обвязанный лентой сверток, а к нем оказался маленький, красненький, кривоногий, болтающий ножками карапуз, Виктор запомнил на всю жизнь. Как и то, что ощутил острую жалость к этому беззащитному созданию, которое, подрастая, давало ему жизни. Он любил младшего братика, и тот отвечал ему беззаветной любовью и преданностью.
             Когда он заканчивал школу, Мишка только пошел в первый класс. Виктор учился хорошо, любил точные науки и преуспевал в них, поэтому после выпускных экзаменов, когда подошло время окончательно выбирать где учиться, решение могло быть только одно- технический ВУЗ в Москве. Хотя расставаться с родителями и братом было грустно.
             Мать и отец одобряли выбор. Мать считала, что если где и учиться,то только в Москве, а отец гордился тем, что сын хочет поступать в престижный ВУЗ,  и был уверен, что все у него получится.
             Из справочника для поступающих были выписаны адреса двух лучших технических ВУЗов и, захватив документы и небольшое количество денег,  Виктор отправился сдавать документы.
             В столице Виктор бывал с отцом не раз, поэтому поехал один.
             Без особого труда найдя нужный адрес, выяснил, что документы сразу сдать не сможет, так как приемная комиссия начнет работать только через несколько дней.  Расстроился, конечно, но институт понравился. Понравилась деловая атмосфера и лица ребят, толпящихся около доски объявлений, хотя и расстроенные, но полные энтузиазма. Кругом кипела жизнь, в которую хотелось окунуться по-свойски. Решение было принято. Он будет поступать только сюда. И скоро будет ходить по этим коридорам каждый день.
            Времени до поезда оставалось навалом. Обратный билет, купленный родителями, лежал вместе с документами надежно спрятанный в наплечной сумке. Беспокоиться было не о чем, и он решил съездить на ярмарку, чтобы, на имеющиеся у него небольшие деньги, купить братишке какой-нибудь подарок.
            День был не жаркий, и провести время до поезда с пользой представлялось самым лучшим. Он знал, чем можно порадовать Мишку, поэтому действовал целеустремленно. Быстро доехал до Лужников и окунулся в толпу.
            В одном из павильонов увидел яркие кеды - красная подошва, белый с синим верх и красные же шнурки. Отличный подарок для братишки, которого хлебом не корми, дай поиграть в футбол, к тому же денег хватало.
           Виктор подошел к кассе и полез в сумку за деньгами. В самом дальнем кармашке за молнией, аккуратно упакованные в полиэтиленовый пакетик лежали документы, обратный билет и деньги.
            Его прошиб холодный пот, когда понял, что пакета в сумке нет. Он не мог в это поверить, шарил и шарил в сумке, в то время как в голове билась мысль:-«Обокрали! Обокрали!». Все молнии в сумке были раскрыты. Беспочвенная надежда сменилась жгучим отчаянием.
            Документы, обратный билет, деньги- все пропало! Как будто никогда их там и не было.
            Виктор оглянулся по сторонам. Народ толпился вокруг равнодушно и отстраненно. Никому до него не было дела. Он долго топтался из угла в угол, то тупо глядя в пол, как будто была вероятность, что сам обронил бесценный пакет, то разглядывая толпящихся вокруг людей, пытаясь угадать – кто мог так бесчеловечно поступить с ним.
             Отчаяние накатывало волнами.
             Документов нет!
             Обратного билета нет!
             Денег нет!
             С одной мыслью:-«Что же делать?»-бесцельно бродил он между павильонов. Сколько прошло времени, он не понимал. Мысли не хотели выстраиваться конструктивно. А время шло. Толпа стала даже гуще, видно рабочий день закончился, и ярмарка почувствовала прилив новых сил.
            Отчаяние незаметно перешло в злость. Как посмел какой-то негодяй такое с ним сотворить, что он будет делать теперь, что скажет родителям, да и как, вообще доберется домой? Ну, домой-то он как-нибудь, и пешком дойдет, а документы? Об институте можно забыть! Что будет с родителями, когда они узнают, что он натворил?
            Прикинув, как будет добираться домой, где зайцем на электричке, где своим ходом, Виктор, сам не заметил, как очутился в том самом павильоне, где он обнаружил пропажу. Народу в нем стало заметно меньше.
            Непонятная сила повлекла его к кассе, где несколько часов назад он обнаружил пропажу.
            В узком проеме между окном и кассой он увидел сверток. Это был его пакет!  Пакет от какой-то маминой кофточки, он узнал бы его среди тысячи других по красной дорожке букв, его опоясывающих! Дрожащими руками схватил он пакет, с замиранием сердца раскрыл…, в нем были его документы - аттестат, паспорт, медицинская справка и обратный билет. В висках что-то застучало, слезы подступили к горлу. Радости не было, было опустошение. Деньги, конечно, исчезли, но это уже ровным счетом не имело никакого значения. Виктор вышел на воздух. Здесь он смог в полной мере оценить ситуацию. То, что произошло, было просто невероятно!  Он посмотрел на часы, если поторопиться, он еще может успеть на свой поезд. Он быстро, все ускоряясь, расталкивая поредевшую толпу, бросился к выходу. Мелочи хватило на метро.
            Поезд прибывал в город ночью, отец встретил на вокзале. Виктор только сейчас подумал, что было бы, если бы он не приехал на этом поезде. Родители просто сошли бы с ума. Коротко объяснил отцу ситуацию с институтом. Переступив порог и увидев мать, сказал: - «Мам, у меня деньги украли!» Долго сдерживаемые слезы потекли из глаз. Мать вздохнула с облегчением, видно увидев на пороге застывшее лицо сына, подумала о чем-то уж совсем не добром, сказала, погладив по голове:- «Господи, ну чего в жизни не бывает. Это не самое страшное».
           « А ты думал! Это же Москва,- сочувственно, утешая, добавил отец, - держи ухо востро!»
            Виктор так и не рассказал тогда родителям всей правды, да и никому никогда не рассказывал он этой истории, а вот сейчас, почему-то, вспомнил.
            Вспомнил и подумал: « Что было бы со мной, не вернись я тогда в тот павильон? Пожалел пацана вор, что вытащил документы, или они просто не были ему нужны, по тем временам, скорее даже опасны?  Достал из пакета деньги, огорчился, наверное, что их мало, и с досады  и за ненадобностью, сунул тут же в ближайшую щель ненужный ему пакет с документами. И я по сей день благодарен ему за этот поступок. А мне- молодому и самоуверенному, было полезно столкнуться с правдой жизни. Я и к учебе, и к жизни уже после того случая относился как к подарку судьбы."
            Виктор Степанович тряхнул головой, отгоняя воспоминания, предстоит трудный день, надо собраться.
            


Рецензии
Хороший теплый рассказ. У каждого есть такие давние воспоминания.
С теплом, Галина.

Галина Прокопец   11.03.2013 00:54     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.