Путешествие натуралиста

(Из сборника эссе «Мой календарь знаменательных дат»)



«Климат тут великолепный и совершенно здоровый, но в моих глазах он теряет свою прелесть из-за неприветливого вида страны. Поселенцы имеют то преимущество, что их сыновья с раннего возраста помогают им в делах. В возрасте от 16 до 20 лет они нередко ведут хозяйство на отдаленных пастбищах. При этом, однако, приходится допускать тесное общение юношей с прислугой из преступников. Мне неизвестно, чтобы моральный уровень общества принял какой-нибудь особенный характер, но при подобных нравах и отсутствии каких бы то ни было интеллектуальных интересов он, почти несомненно, должен упасть. Что до меня, то я думаю, что только острая необходимость заставила бы меня эмигрировать.

Быстрый расцвет и будущие перспективы этой колонии мне, человеку, не разбирающемуся в этих вопросах, совершенно непонятны. Двумя главными предметами вывоза являются шерсть и китовый жир, но и тому и другому продукту есть предел. Страна совершенно непригодна для проведения каналов, а потому существует некоторая не очень далекая граница, дальше которой сухопутная перевозка шерсти не окупит затрат на стрижку и уход за овцами.

Подножный корм повсюду так скуден, что поселенцы уже продвигаются далеко в глубь материка, а в этом направлении страна становится чрезвычайно бедной. Сельское хозяйство никогда не удастся развить в широких размерах вследствие засух; поэтому, насколько я могу предвидеть, Австралия, должно быть, останется, в конце концов, только в будущем страной промышленной. Обладая углем, она всегда имеет под рукой двигательную силу. Так как обитаемая местность тянется вдоль побережья, а жители — выходцы из Англии, здесь сложится, безусловно, морская нация. Раньше я представлял себе, что Австралия вырастет в такую великую и сильную страну, как Северная Америка, но теперь ее величие в будущем кажется мне довольно сомнительным», - так писал почти двести лет тому назад в своем «Дневнике натуралиста», путешествовавший  вокруг света на корабле «Бигль» магистр наук, член Королевского общества Чарльз Дарвин. В ходе этой экспедиции, начавшейся 27 декабря 1831 года «Бигль» под командованием Роберта Фиц Роя обогнул Южную Америку, посетил Новую Зеландию и Австралию. А 2 октября 1836 года кругосветная экспедиция, в которой принимал участие Чарльз Дарвин, благополучно завершилась.

Путешествие  принесло  так много новых данных в области зоологии, геологии и географии, что оно по праву занимает одно из главных мест в ряду научных экспедиций XIX в. по Южной Америке и островам Тихого океана. Кроме того, оно сыграло  исключительное значение в формировании научных воззрений Чарльза Дарвина, в частности, повлияло на его выводы об «изменчивости видов».

Во время путешествия натуралист Дарвин изучал геологию посещаемых территорий, описывал встречавшихся ему на берегу животных и морских беспозвоночных. Об этих и других наблюдениях автора можно почитать  в «Путешествии на корабле «Бигль», изданной, например, в Москве в 1953 году. Глубокая любовь к природе и к её научному познанию, пронизывающий всю книгу подлинный гуманизм Дарвина – делают эту книгу интересной и для современных молодых читателей, начинающих исследователей-натуралистов, впервые отправляющихся в какую-либо научную экспедицию.

Одним из неоспоримых достоинств книги является и то, что она также может служить и практическим руководством, обучающим искусству видеть, умению точно записывать увиденное, производить на месте первичную «обработку» материала, приводить в систему разнородные и разрозненные факты. Именно эти методические приемы, разработанные  двадцатидвухлетним ученым в самом начале путешествия, позволили ему тут же, в ходе путешествия, строить рабочие гипотезы и проверять их в процессе дальнейшей работы под непосредственным впечатлением наблюдаемых фактов. «Таким образом, - пишет в своём предисловии к московскому изданию книги проф. С. Л. Соболь, - Дарвин сумел избежать ошибки, часто допускаемой молодыми исследователями, которые откладывают «обдумывание» и «осмысливание» виденного до возвращения из путешествия, что нередко приводит к утрате свежести впечатлений, схематизированию и упрощению явлений природы, вследствие того, что многие стороны и детали наблюдавшегося во время путешествия того или иного явления или процесса забываются».

Интересно сравнить прогнозы и личные впечатления ученого с тем, как обстоит дело в нынешней Австралии и Новой Зеландии, современных развитых странах. Так, Дарвин недоумевает, кому же захочется жить в этой стране, кроме, конечно, насильственно сосланных и отбывающих там наказание, преступников?  Однако население Австралии на 2011 год составляет 22,697,004 человек, а по версии журнала Newsweek - страна занимает 4 место в списке «Лучшие страны мира».  По данным Всемирного экономического форума (World Economic Forum), в рейтинге мировой конкурентоспособности (Список самых конкурентоспособных стран мира) /за 2010 – 2011 года/  Австралия занимает почетное 16 место.

Так что тут (как и с выводом о происхождении человека от обезьяны) Чарльз Дарвин, похоже, с окончательным ответом несколько погорячился…

В эти же дни заканчивает свое водное путешествие и рыба, принимающая участие со 2 по 8 октября в ежегодной рыбной «Сельдевой ярмарке» в Хельсинки (Финляндия), где главной виновницей праздника является, конечно, сельдь, которая представлена на ярмарке в самых разнообразных видах – соленой, копченой, маринованной, с лимоном, луком, горчицей. (Замечу лишь, что хронологически, ярмарка «стартовала» многим раньше, чем экспедиция с будущим создателем фундаментальной «Теории видов» Чарльзом Дарвином – еще в 1743 году…)

В Нью-Йорке  (США), 2-ого же октября отмечает свой день рождения, проживающий со своей многолетней спутницей Труди Стайлер, с шестью детьми и собаками, бывший учитель английской словесности, британский рок-музыкант и актёр Гордон Мэтью Томас Самнер, больше известный любителям музыки в стиле рок, под именем Стинг…

Певец изрядно поколесил по миру с гастролями в группе и с сольными концертами, много путешествовал. Но именно после путешествия по бразильским тропическим лесам Стинг стал ярым защитником природы и учредил вместе с женой Фонд защиты тропических лесов. В честь него, за особые заслуги в этом направлении, даже  назвали один из подвидов лягушки — бразильской древесницы (en:Dendropsophus stingi) (то есть, в честь сценического имени, которое, кстати, переводится, как «жало»; забавно, но в современном русском языке это слово имеет не одно, а два значения...).    


Рецензии