Отданные долги

 
Последняя глава к :

http://www.proza.ru/2010/12/06/982


 

  Время Высоких Праздников приходит ежегодно с целью пристыдить, пересмотреть, благоговеть и признать, что от нас ничего не зависит.
Сама мысль страшна и сладка в предрешённости будущего и оправданной свыше
несправедливости прошлого. Как принимаются наши молитвы там, наверху - сие есть тайна. Главное - это верить, что тебя слышат.

  Я живу в микроклимате вынужденной изоляции и беспомощности, суета подготовок к  Праздникам обходит меня стороной, как зачумлённую территорию.
Дилемма - радоваться или лезть на стену ? Я чередую эти состояния, в перерывах  приходя в контакт с настоящей жизнью, которой живут все вокруг.

  Осень выдалась дождливая, с грозами, но я смотрю лишь на окна, которые то покрыты  мелкой сыпью капель, то самозабвенно отдаются щедрому насилию ливней. Где-то происходят затопления, машины стоят часами, вводятся чрезвычайные положения. Ночью  слышен шорох воды по крыше и ещё зелёным ветвям кустов и деревьев.

  В Рош-Ха-Шана я вижу бредущих под пластиковыми пакетами жителей нашего городка - услышать шофар. Зонты запрещены - мукцэ.
Накануне было солнце, я открыла окна и слушала бесконечные тренировки ткия, труа и шварим в исполнении соседских детей. Музыкой это назвать никак невозможно даже при виртуозном исполнении профессионала в синагоге,но устрашающий эффект был достигнут вполне.

Это не засчитывается мицвой - услышать трубный глас положено в Праздничные дни.
По такому случаю мне возвратили трёхлетний долг. Вернувшись из синагоги, мой муж, освободившись от промокших одежд, обратил свой сияющий лик ко мне со словами:

- Look , honey , what I've got for ya !

Из недр сюртука показался бараний рог. 

Я каменно улыбнулась рогу и с тоской посмотрела на мужа.

-  Not to worry ! Just be patient for a while  .

После получаса его практики  моё плечо возопило : Ткия Гедолаааааа !!!!!!, но он был так счастлив, как дитя, принеся мне в дом то, что я доставила ему в госпиталь.  На второй день он сделал то же, уже с видимым успехом и безумно гордясь собою.

Вечером в четверг мой телефон коротко пискнул.


................................................

.... В июне я ещё работала пару недель - со стариками и студентами.
Я игнорировала травму, у меня не было страховки, и вообще мои работы всегда лечили   душу и тело.
Петрович вернулся из Калифорнии, где его младший сын построил головокружительно успешную частную практику онколога-гастроэнтеролога.

  Вид у Вайнера был ошеломительно здоровый, и я заблеяла - мол, Саша,переезжай туда  насовсем, там идеальный климат хотя бы для лимфомы.
Привычно отмахнувшись от меня, как осенней мухи, он презрительно процедил:

- Здесь лежит мама. Я её не трону. Дождусь и лягу рядом.

На последней сессии он был весел, заразительно смеялся, рассказывал наипохабнейшие анекдоты и пел кошмарно нецензурные блатные песни.
Бабушки затыкали уши,неумело краснели, их губы неслышно повторяли каждое непечатное слово, знакомое им с юности.

Перед моим днём рождения я получила страховку, сделала MRI, услышала новости и  стала ждать операции.

Звонок меня слегка шокировал:

-  Где тебя носит ! У тебя совесть есть ! Здесь, между прочим, люди живые. Вообще  стыд потеряла.

-  Саша, ты что. Я же Кире ...

- Что ты Кире ? Твою мать ! Думать о людях надо в первую очередь.
Потому что лю-ди  ду-ма-ют о те-бе, переживают, твою мать. Надо было позвонить людям ! А ты ???!

В мае он сказал,что у меня артроз,и,деревня,это надо греть и пить
противовоспалительные.

И я грела, но не пила. В любом случае никакого значения ...

После своей операции я ему позвонила - доложить и посоветоваться. Он был резок и краток:

- Мне хреново. Это всё.

И отключился.

  Кира сказала, что он перестал ходить в садик, наотрез отказался от госпиталя, записался в экспериментальную группу по использованию нового препарата, съездил три раза и слёг.

Мы ездили к нему - первый раз с сыном, который превратился в моего личного шофёра, повара и сиделку.
Петрович лежал в полусознании, мой голос узнал, разлепил чёрные губы и сказал:

-  На какой хрен ты пацана тащишь ...он ещё насмотрится .. а ну пошли
вон отсюда, на Вайнера в таком виде никому не разрешается ....

Второй раз я взяла Ляльку и визит был удачен. Петрович был бодр,весь в белоснежном, стопка памперсов около кровати. Тут же он заорал на сиделку:

-  дура ещё здесь, а ну убери это позорище, меня девушки навещают, на подсрачники мои любоваться ? ах ты, моя красавица, замуж вышла ?

Я присела на край кровати, поцеловать его стеариновый лоб. Он в упор не видел мою руку в слинге, но взъярился:

-  А ну встала ! Ни-кто не сидит на моей кровати ! Ни-ког-да. Давай,давай. Дай мне с девочкой поговорить.

Лялька, давясь, начала:

- Сашенька. Саша. Мы это. .. тут с мамочкой ....

- Ой да не морочь мне яйца! я дико извиняюсь за такой вид, но другого уже не будет.    Ухожу я. К маме. Заждалась она меня. Пора.

Взгляд на фото.

-  Эй, скорее мне неси, сейчас заблюю ведь всех !

Третий раз меня повёз Антоша, но подниматься не стал. Мам, ты понимаешь. Да да конечно.

-
Сиделка :

- Сейчас уже капельницу привезут, от ведь впертый. Что он ночью вытворяет. Ну сейчас уже подключат и будет спать. А вы идите, идите.

И я поцеловала его руки, щёки, погладила круглую голову ...Петрович мой ....

Звонили мы ежедневно. Он в основном спал. Последние дни медсестра отвечала, что  ему стало гораздо лучше,он пришёл в себя,пел песни, позвонил друзьям в Севастополь.

И вот текст в четверг, от Киры.

..........................

 Суббота. Дождик мелкий-мелкий, как всё живое по сравнению с ушедшим. Кира ждёт меня в машине за углом. По дороге она мне объясняет детали и мне становится странно холодно и пусто.

Куда я еду ? Проводить Петровича. В церковь, где будет большая панихида. Петрович крещёный и это его желание.
 
На территории этой же церкви монастырь и кладбище, где лежит и ждёт Лавандочка.

Когда я еду?

В субботу.
 

Во время Высоких Праздников. 

После Рош-Ха Шана, но перед Йом-Киппуром.
 
Что есть грех ?
Что есть благодетель ?
Зачем я всё время думаю, если всё уже предрешено ?

Сколько раз я ездила по этой улочке, не подозревая, что за рощицей молоденьких канадских клёнов, которые в октябре становятся прозрачно-рубиновыми дрожащими скульптурами, спрятано дощатое здание, совсем не похожее на мощь Успенского или Дмитровского Соборов во Владимире.

Группа моих стариков - я не видела их четыре месяца. Все состарились на десять лет -  так мне кажется.
 
Анечка ждала, когда её медсестра родит. Катя родила в среду, в четверг Анечка ушла.

 Я в чёрной одежде, которая запахивается - другая мне недоступна.
Мой слинг белый. Старики семенят ко мне, как гусята к матери.

-  Ой божеж ты, Соня, Ви приехали !

-  А шо это Вас не видно ? Вас таки уволили ?

-  Сонечка, девочка, ну отмучился наконец, как он мучался ...

-  Когда уже Вы начнёте работать ? Безобразие, никаких развлечений, хоть онанизмом занимайся! Уйду в другой садик!

-  А что это с рукой ? Опять ? Сколько ж можно ?

- Соня, а нам креститься же не надо, да ? Да ?

-  Соня, а нам транспорт назад вовремя подадут ?

Я стою к ним левым боком, ибо знаю - сейчас кто-нибудь захочет пообниматься.
 
Вот и Фикрат.

Я опережаю его, обнимая левой рукой, и он плачет навзрыд.

В глубине церкви знакомый мне по Владимиру запах ладана, тишины и умиротворённости. Все лики на стенах и потолке знакомы тоже.
Я думаю - Б-же, зачем ты разъединил людей за то, что они всё равно верят в тебя ?

Ты же Один.

Я вижу Петровича. Тума. Ло тахор. Я не могу его коснуться. Я прощаюсь с его душой - редкой, чистой.

Служба идёт, старики сидят, не понимая происходящего.
Крестится только Кира и сыновья Петровича.

Фикрат- мусульманин.

 
 Я слушаю слова поминальной литии по Александру Петровичу Вайнеру в русской ортодоксальной церкви, в субботу, и сравниваю с Каддишем, который читается при погребении иудея.

Мы все равны перед Всевышним.
 

Светлая память тебе, Петрович и земля пухом.

*******************


 Текст Кадиша с параллельными местами из Священного Писания:

Да возвысится и освятится великое Имя Его в мире, сотворенном по воле
Его. (<<и покажу Мое величие и святость Мою, и явлю Себя пред глазами
многих народов, и узнают, что Я Господь.>> (Иез. 38:23))

И да установит Он Свою царскую власть, и да взрастит спасение, и да
приблизит Он приход Машиаха Своего, при жизни вашей, в дни ваши и при
жизни всего дома Израиля, вскорости, в ближайшее время. И скажем;
Амен!

Обратите внимание, как похожи первые строки молитвы "Отче наш" на
приведенные выше строки из молитвы "Кадиш": <<Молитесь же так: Отче
наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое;
да будет воля Твоя и на земле, как на небе;>> (Мф. 6:9-10)
Да будет Имя Его великое благословенно вечно во веки веков! (<<... да
будет имя Господне благословенно!>> (Иов 1:21)

<<Да будет имя Господне благословенно отныне и вовек.>> (Пс. 112:2)

<<И сказал Даниил: да будет благословенно имя Господа от века и до
века! ибо у Него мудрость и сила;>> (Дан. 2:20))

Да будет благословенно, возвышено, превознесено, возвеличено и
прославлено Имя Святого, Благословен Он, выше всевозможных
благословений и песнопений, восхвалиний и утешений, произносимых в
мире. И скажем: Амен!

Да пребудет с небес великий мир и благополучная жизнь нам и всему
Израилю. И скажем: Амен!

Устанавливающий мир в высотах Своих, Он пошлёт мир нам и всему
Израилю. И скажем: Амен! (<<держава и страх у Него; Он творит мир на
высотах Своих!>> (Иов 25:2))

(Текст молитвы "Кадиш" -
цитаты из Писания - по Синодальному переводу

).




***********************

 Объяснение специфических терминов можно найти здесь:

http://www.proza.ru/2010/03/20/1265


Рецензии
На это произведение написано 29 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.