Как я побывала в рабстве

А отменили ли рабство?

Ни для кого не секрет, что летом многие студенты начинают искать возможности заработка. Кто-то идет в официанты, другие становятся продавцами-консультантами, а некоторые любители совмещать приятное с полезным ищут чего-нибудь необычного, интересного и одновременно, приносящего пусть небольшой, а доход. Вот к этому-то последнему «виду» студентов я, как одна из них, и хочу обратиться в этой статье.
Весной прошлого учебного года, бредя по коридорам главного корпуса НГПУ в раздумьях о том, чем же заняться этим летом, я наткнулась на любопытное объявление. Его составители предлагали студентам подработать летом в качестве проводников пассажирских поездов дальнего следования, движущихся по направлению Новосибирск-Адлер, Новосибирск-Владивосток. «Вот оно! Посмотрю Россию, пообщаюсь с новыми людьми, а благодаря работе - не скучно будет ехать в поезде!» - пронеслось в моей голове. И подхваченная сильными руками энтузиазма, я буквально полетела по адресу, указанному на этом клочке бумаги с изображением улыбающегося паровозика из советского мультфильма. В указанном месте мне предложили заполнить заявление на  предварительное обучение и прохождение медкомиссии - обязательных этапов на пути к работе, о которой я так мечтала тогда. За каждую из этих процедур пришлось платить (стоит почти 2 тысячи каждая). «Эти деньги Вам вернут, если Вы откатаете 450 часов» -заверила меня девушка, принимающая заявления студентов.
И вот я уже в Профессиональном училище им. Лунина с ребятами из разных вузов, приехавших сюда с той же целью, что и я - стать проводниками этим летом. Обучались 2 месяца, параллельно проходили медкомиссию (второе заставило пропустить много пар в университете - слишком большие очереди, слишком много нервотрепки и бумажной волокиты). Но вот все это было позади. С горем пополам, после многочисленных переносов «на следующую неделю», съездили в конце весны  в пробную поездку в Кулунду. Мы с напарником ехали в штабном вагоне, где помимо нас было уже два опытных кадровых проводника, четыре милиционера и начальник поезда. Сама поездка в оба конца составила всего 3 дня, а в Кулунде  успели даже покататься на аттракционе в парке, так что это «путешествие» оставило в наших умах лишь положительные эмоции, тогда мы наивно полагали, что и вся наша рабочая деятельность этим летом будет  не хуже. Зря…
Сдали экзамены (один в училище, второй в депо), получили удостоверения - можно ехать!
Первая же планерка перед поездкой сделала ясным одно – напарников - не выбирают, здесь все зависит от решения начальника поезда. Захотел-поставил кого-то вместе, не захотел -не поставил. Тоже можно сказать и про тип вагонов. Сама планерка шла 3 часа, и протекала в ругани между отдельными проводниками с начальником поезда и между собой. Основная лексика, употребляемая на ЖД -  инвективная.  Можете представить себе впечатление студентов-новобранцев…  Но пути назад уже нет.  Первый рейс во Владивосток, мой напарник, вопреки моему желанию, безразмерный потный мужлан Ч. , а вагон – открытого типа ( в разговорном лексиконе - плацкарт). Поезд еще не отправился, а Ч. уже занялся диктатурой, пытаясь перекинуть на меня всю свою работу. 2 часа ночи - поезд отправляется, а я понимаю - эта поездка будет тяжелой…
Кое-кто из моих пассажиров оказался настолько суров, что даже лапшу быстрого приготовления заливал огненной водой.  Двое мужчин, следовавших в моем вагоне из Новосибирска в Хабаровск, на заработки, начали праздновать сразу, как сели в поезд… В итоге, один из них, уснув на верхней полке, упал на пол, и продолжал спать, потому как удара о землю он, изрядно принявший на грудь, не почувствовал. Второй- сначала висел на мусорке, затем занырнул в нее рыбкой, а после вывалившись из нее, валялся посреди тамбура, заняв его весь своей тушей , в пище и выпитом, нашедшем путь обратно к свету, через его рот. Можете представить себе запах, который стоял от этих двоих, летом в вагоне открытого типа, или попросту говоря, плацкарте… Начальник поезда, к которому я отправилась в надежде получить помощь, или хотя бы совет о том, как следует поступать в такой ситуации, уже собиралась спать, она задала только один вопрос- «А они буйные?» Признаться, такой поворот событий, поставил меня в тупик- «Как они могут быть буйными, когда они спят?»На что начальник поезда ответила зевая-«Ну и пускай едут тогда, куда едут», и отправилась спать. На небольшой станции Мариинск,  к которой мы подъехали, пока они продолжали безмолвно нарушать порядок, я вызвала дежурного по перрону милиционера. Обрисовала ему ситуацию, после чего получила уже знакомый  мне от нач. поезда вопрос-«Буйный?». Все что сделал почтенный страж порядка в ответ на мои уговоры хоть как-то помочь- подергал одного из спящих, того что занял собой весь тамбур с нерабочей стороны вагона, за мочку уха, на что последний отреагировал полным отсутствием какой-либо реакции. После этого милиционер развел руками и вернулся на перон, оставив меня наедине с моей «спящей красавицей». Я простой студент и методы пробуждения спящих ото сна у меня не царские- вылила на него ведро холодной воды… Он поднял голову, предложил мне в не самых вежливых выражениях прогуляться до мест не столь отдаленных и… снова вернулся  в объятья  Морфея. Я, порядком нанервничавшись, в своем отчаянии дошла до того, что ая-яй била его по голове дверью, в тамбур, на это он реагировал так же, как и на уховерчение, проведенное в Мариинске, то есть- никак. Тут на глаза мне попалась женщина несущая свой только что заваренный кофе в поездном стакане. «Горячий?»-спросила я, опьяненная новой идеею. «Да»-ответила она, еще не понимая ЧТО я собираюсь сделать. «Можно?»-сказала я решительно. «Зачем?»-удивилась она. На что я молча кивнула в сторону новоявленного Венечки Ерофеева. Она, явно обрадованная, протянула мне стакан. Человеколюбие, все еще присутствующее где-то в моей душе, опустило мою руку, занесенную, на подобие домоклова меча, над головой любителя  «напиться и забыться», на уровень плеча. Нескольких капель кипятка низвергнутых на мирно храпящего отравителя и без того спертого воздуха (о вентиляции в плацкарте, разумеется, и речи быть не может. Этими благами цивилизации в Новосибирских поездах даже вагоны  повышенной комфортности и те не все обладают), живо заставили спящего принять  сидячую позу.  После чего моим ушам вновь представился поток обильной русской брани, выражавшей ряд претензий относительно моего не тактичного вмешательство в чужие сны.  Наш диалог, если перевести реплики моего собеседника на литературный язык, выглядел следующим образом:
-Ты что делаешь? Совсем сдурела? Нельзя так обращаться с людьми.
-Это ты что делаешь? Лежишь посреди моего тамбура, я что должна мост через тебя строить? Займи свое место в вагоне!
Пассажиры, оживленные хоть каким-то развлечением, на протяжении длинного пути, только что ставки не делали. Повсюду слышались реплики вроде этой - «Отчаянная! Против такого большого выступает, он и ударить может». Мое подсознание в ужасе вторило их голосам, однако, я стояла на своем. Упорство вознаградилось - мужчина похлопал глазами, как все эти женщины в рекламах туши, и, видимо осознав, что в этом споре ему  свое право спать на полу отстоять не удастся, вперевалку отправился к своей койке. Вот он, урок первый, позже- не раз доказанный в других ситуациях – На железной дороге, абсолютно всем ты безразличен, причем не важно проводник ли ты, или пассажир(Летом на ЖД высокая смертность именно пассажиров. Например, если кому-то в вагоне стало плохо, медицинскую помощь он сможет получить на следующей большой станции, ждать которой приходится от нескольких часов, до нескольких суток. Причем, далеко не на каждой из них такая возможность есть).
На этом закончились мои бедствия с пассажирами, с чудо-напарником же они только начинались…
Чтобы вы имели наилучшее представление о том, как выглядел Ч. , скажу одно - похоже, пещерных троллей, авторы эпох минувших,  выдумали столкнувшись с людьми его типажа.  Он, видимо пекясь о своем здоровье, ежедневно ел чеснок, при этом, по какой-то неведомой мне причине (лень?), не считал нужным в поездных условиях соблюдать  элементарные правила личной гигиены, говоря иначе - не мылся… как говорит один мой друг - «от слова СОВСЕМ».
Кроме того, Ч. был завсегдатаем пьянок с пассажирами, которые нередко продолжал в одиночестве в комнате отдыха проводника. Его навязчивой идеей было сделать как можно больше денег из ничего, вернее из всего, что его окружало - наценка на продукты, предлагаемые ЖД на продажу; нелегальная продажа алкоголя, а однажды он даже умудрился посадить зайца!
В первый же день поездки он вторгся в мое дежурство, пошел проверять билеты у пассажиров вместе со мной, в итоге в конце первой же смены, недостача комплектов чистого белья составила 10 штук (!)- он выдавал белье пассажирам, не забирая у них контрольного слипа билета. Причем, что характерно для Ч., заявил, что не примет у меня смену, пока я эти комплекты не найду, и вообще хорошо бы мне подежурить за него, раз он мне всю ночь «помогал» в моем дежурстве.
Я сказала ,что дежурить в его смену не стану, и его в мою- тоже не просила, после чего отправилась спать. Не тут то было! Разгневанный Ч. объявил мне войну. Так или иначе, первую ночь, фактически утро, но тем не менее, я провела без сна, потому что он сначала стоял в комнате отдыха и разглядывал меня, укутавшуюся в одеяло, первых минут 15, потом намеренно громко искал что-то в своей сумке, зачем-то заглянул в мою, что заставило меня оторвать голову от подушки, а в конце-концов, и вовсе устроил постирушки в тазике, который он установил в области моей головы (я лежала на нижней полке, потому что верхнюю поглотили его многочисленные вещи).  Чтобы сдать второе  дежурство и отправиться на боковую мне пришлось просить начальника поезда, чтобы она засвидетельствовала, что у меня в вагоне все готово к сдаче, и то, что он его не принимает -его личная причуда. С горем по полам, освободившись от его гнета, я заняла место на той же полке ,что и до этого, но на этот раз -закрыла дверь на секретку, обезопасив себя тем самым от его грубых вторжений. Что Ч. вычудил на этот раз? Начал стучать в дверь, его терпения хватило на долго - около часа, пассажиры же оказались не столь терпеливы и громко выказывали свое не довольство по поводу тарарама, который он устроил. На что он заявил что-то вроде детского - «Мой вагон - что хочу, то и ворочу». На следующую ночь,  я была вынуждена принять пост  с остывшим титаном и кусками пыли, катающимися как перекати-поле в прериях по всему периметру пола вагона: мой любезный Ч. решил, игнорируя свои обязанности, придти на призывный маячок дешевого пива. Позднее, от проводников других вагонов и недовольного начальника поезда, я узнала, что одну из станций он благополучно проспал, и самостоятельные пассажиры сами открывали себе дверь, чтобы сойти на перроне.
У меня появилась стратегия работы с ним- я унесла все свои вещи в другой вагон, о чем договорилась с проводницами, работавшими там, и в конце смены, сразу же, как только отписывалась об ее сдаче в соответствующем поездном документе, уходила туда спать, возвращаясь лишь ко времени начала своего очередного рабочего дня. Это работало исправно, Ч. Хоть и злился, а кроме ругани в мой адрес, решительно ничем не мог мне досадить. Единственное время, когда я снова столкнулась с его непроходимой дремучестью,- когда мы прибыли во Владивосток. Вместо того, чтобы совместными усилиями «драить палубу» нашего вагона, как положено по поездному уставу, он пошел в местный магазин, пополнять свои запасы выпивки, видимо на тот случай, если жажда замучает его, пока он моет полы и стены вагона и сортирует, использованное пассажирами за поездку, белье. Я вымыв свою часть вагона, вместе с другими студентами отпросилась у начальника поезда в город. Вдогонку услышала какие-то оскорбления от Ч., вернувшегося к тому времени из магазина, и видимо не обрадованного приморскими ценами (гораздо выше Новосибирских).  Несправедливость, преследующая меня всю дорогу на восток, заставила слезы навернуться на глаза, что для меня, обычно не позволяющей себе подобных слабостей было в новинку. Владивосток встретил нас не приветливо, а может просто разделял мои чувства-все время стоянки нашего поезда шел дождь. Так что мы ничего толком и не успели посмотреть, только раздразнили аппетит, ведь и того, что мы видели достаточно, чтобы понять - город очень красив. Пришло время возвращаться в свою железную, дрожащую при езде, клетку. Несколько часов до самого отъезда ругались с Ч. по поводу того, кто же все-таки должен убирать вторую половину вагона, перед  тем,  как  принять на борт пассажиров. Как справедливо заметил Каттнер, в своем рассказе «Механическое эго»,- с паровым катком способен бороться лишь такой же паровой каток, но больших размеров… Единственный способ заставить Ч. что-либо сделать - применить физическую силу, которой у меня не всегда хватает даже на такие простые повседневные операции, как открытие дверей. Пришлось убирать вторую часть самой. На обратном пути «ветра перемен» ожидать не приходилось. Во Владивостоке в мой вагон сели 7 бывших заключенных, только что освободившихся из заведений, в пояснениях не нуждающихся. Один из этих людей, предъявляя билет, подошел ко мне почти вплотную, и громко так сказал-«Я бывший зэк, на зоне я и мой друг»-при этом, он указал на не внушающего доверия субъекта, стоящего рядом-«подхватили туберкулез в открытой форме. Вы это, детей не садите рядом, а то жалко их». Меня, пытающуюся не дышать, сразу после слова «туберкулез», ему, по видимости, жалко не было.  Теперь, к моим повседневным перепалкам с напарником, добавилась новая забота - ссадить этих ребят-заключенных с поезда как можно раньше. По билетом же пунктом их назначения значился Новосибирск. Благо, они сами дали повод, начали пить. В Хабаровске, заручившись поддержкой начальника поезда, вызвали милицейскую бригаду, и распрощались со знатоками Магадана, составив на них акт, как на буйных.  И что же? Вот тут-то Ч. и посадил зайца, видимо, чтобы я не успела заскучать от полного вагона пассажиров, которые ведут  себя спокойно. Сделал он это втихушку, с рассказами Драгунского, несчастный, знаком не был. А между тем, по выведенному писателем закону, все тайное продолжало «становиться явным». В мою смену на одной из станций, зашедший в наш вагон парень, пожаловался мне, что на его месте спит ребенок. И это была не просто жалоба, так и было в действительности. Ребенок указал на свою мать, она в свою очередь, пролила свет на эту загадку-«Второй проводник попросил моего сына лечь здесь, чтобы на его место мог сесть другой мужчина» . «Другой мужчина» оказался, по традиции, в стельку пьян. На мою просьбу показать билет отреагировал бурно, но предъявлять ничего не стал, сначала сославшись на то, что потерял его, потом сознался, что проводник этого вагона взял с него плату за проезд без билета. Руководствуясь логикой, иду к Ч., тот выбирает нападение, как лучшую защиту, его доводы не стоят даже того, чтобы их слушать, потому как то, что он говорит о чем угодно, только не о том, почему он так себя повел. Следующая инстанция- начальник поезда. Но она уже готовилась ко сну и сказала, что разберется утром. По факту же вспомнила она об этом зайце уже в Новосибирске, куда тот, вероятно, благополучно и доехал. Но не в моем вагоне - в этом, моя совесть чиста. По приезду в родной город, все надежды уйти домой, пришлось оставить  - оказывается, всю ночь, до тех пор, пока другие проводники, отправляющиеся в рейс в нашем вагоне, не примут его у нас, мы должны сторожить, чтобы ничего из оборудования не пропало.  Затем подошло время мыть вагон, кроме того, как назло, было переоборудование (так называется не приятная процедура, когда старые, впитавшие в себя пыль поездок, матрасовки и наперники, нужно снимать все (!), а в плацкарте их по  64 комплекта). Ждать помощи от Ч. было бы нелепо. Он в очередной раз залил алкогольного топлива в свой бездонный живот, и пошел смотреть сны, в то время как я, одна готовила вагон к сдаче. Меня отпустили только в 23 часа, когда сил моих, уже еле хватило на то, чтобы добраться до дома. Ч. же умудрился потерять все документы нашего передвижного дома, и показаться пьяным на глаза начальству. После чего был разжалован до должности, получающего гроши, экипировщика вагонов. Добравшись наконец,  до дома, и приняв горячую ванну, я отсыпалась 10 суток. Мой организм оказался настолько перенапряженным, что все, что я могла делать-спать и есть. При передвижении по квартире покачивало из стороны в сторону, как это бывает в поезде. В первую ночь дома - проснулась, когда солнце еще не взошло, в темноте причудилось, что я все еще в вагоне. Сердце билось об ребра, как птичка о прутья, пленившей ее клетки, в голове свербила только одна мысль -«Я же ушла от туда! Я точно помню, что ушла!».Тут бы и сказочке конец, да по прошествии 10-ти суток, я вновь ввязалась в эту поездную авантюру, только от того, что мне было обидно, что Владивостока я так и не видела. В этот раз все было намного удачней- в качестве вознаграждения меня поставили в СВ (купейном вагоне на 18 персон), с проверенной временем проводницей.  В остальном все было так же: вечное чувство голода и необходимость заниматься поиском еды, в любое свободное от работы время. Совершенно дикие рабочие графики (с 7 утра до 7 вечера по Москве), а как следствие этого - вечное недосыпание. Тошнотворные укачивания вагона. Необходимость вечно маяться с тазиком, так как душа в старых вагонах поезда № 7 нет и не предвидится. Так и едешь… Днем – чувствуешь себя шашлыком на мангале, вечером и ОСОБЕННО ночью – пингвином, и стоишь по пятой ирландской позиции, пытаясь, таким образом,  подколенной ямкой одной ноги, согреть хотя бы колено другой. И как завершающий этап- мытье вагонов на протяжении почти суток. И все это за какие-то жалкие 50 руб. в час, для сравнения- простой промоутер, раздающий на улице рекламные проспекты получает в два раза больше.
Зато Владивосток посмотреть успела…  А стоило ли оно того? Я никогда не чувствовала себя такой маленькой и не защищенной, как на железной дороге. Здесь ты оказываешься один на один с любой неприятностью, которая только может произойти.  От бессилия я плакала целых 3 раза, скажите об этом людям, которые знают меня хорошо, и они удивятся, а быть может, даже не поверят вам.
Таков мой опыт.  Связываться ли контрактом с ЖД? Решение за вами.


Рецензии