2. Людвиг Фридерик Вильгельм- детство и юность

Лебединое озеро и тайны сказочного короля Людвига.
( история и политика. публицистика)


ВНИМАНИЮ КНИГОИЗДАТЕЛЕЙ!
ОТ АВТОРА ЕВФ:

Принимаю предложения от профессиональных издателей о сотрудничестве по поводу публикации авторского исследования (книги) о жизни всемирно известного короля Людвига Баварского, получившего среди современников титул « последний в мире сказочный король». Книга  «Лебединое озеро и тайны сказочного короля Людвига».
Учитывая большой опыт публичных выступлений, яркую внешность автора и несомненную харизму, возможно участие автора в многочисленных презентациях книги, событийных мероприятиях, вплоть до авторских вечеров и проведения лекций с использованием аудио-видео-аппаратуры, что, несомненно, простимулирует интерес к книге и продажу ее широкой публике. Возможна организация PR- компании по продвижению книги в СМИ.
Возможно сотрудничество с турфирмами, организующими поездки по Баварии и непосредственное включение книги в турпакет, что без сомнения, обеспечит гарантированную продажу книги.

Объем  – примерно 15- 18 усл. п.л. с уникальными цветными иллюстрациями
Возможен выпуск подарочных VIP- изданий на хорошей бумаге увеличенного формата.
Целевая аудитория – неограниченный круг читателей разных возрастов, интересующихся загадками истории и жизнью выдающихся людей, а также широкий круг путешественников по историческим местам мира.

По вопросам сотрудничества обращаться: helenavagner@mail.ru,
Фейсбук: Елена Вагнер Федосеева.
Skype:helenavagner2011
Whatsup:+ 7 926 896 86 61
Viber:+ 7 926 896 86 61
с УВАЖЕНИЕМ, ЕЛЕНА ВАГНЕР фЕДОСЕЕВА.




2. Людвиг Фридерик Вильгельм- детство и юность короля


«Наивность мышления никогда не может быть свойством испорченных людей и принадлежит лишь детям и по-детски мыслящим людям».
Фридрих Шиллер


  «Сказочный принц» родился в полночь 25 августа 1845 года ( дата и время рождения были объявлены официально) в летней резиденции Виттельсбахов - дворце Нимфенбург, который в то историческое время находился за городом, за пределами Мюнхена. Предзнаменования для рождения этого красивого, сильного, и здорового ребенка были хорошими. Мистическое совпадение, историческое предначертание преемственности власти или подтасовка фактов со стороны членов королевской фамилии? Но в тот же самый день и в тот же самый час в 1786 году за сто до смерти ЛюдвигаII, родился его дедушка, Людвиг I. Такое совпадение казалось маловероятным и по всей Баварии тут же начали распространяться  ложные слухи о том, что будущий король родился двумя днями раньше, и что реальная дата его рождения была сфальсифицирована.

Известно, что именно 25 августа католическая церковь празднует День Святого Людвига. Юный принц стал, таким образом, одним из самых несчастных детей, чье имя и день рождения попадали на эту дату. Маленькому ребенку практически невозможно было точно определить, все же по какому случаю собираются гости? В радость от празднований дня рождения всегда примешивались религиозные мотивы.
Вдобавок к имени Людвиг мальчик был также наречен именами  Фридерик Вильгельм, как это было принято для потомков мужского пола в прусских семьях его матери. Эти последние имена, однако, в реальной жизни мало использовались.

На момент рождения принца Людвига, его отец Максимилиан был все еще Крон Принцем. Престол занимал его отец король Людвиг I, и Максимилиану не удавалось надеть корону до 1848 года. Именно в этом году родился брат Людвига принц Отто.  В порыве отцовской гордости, Крон Принц Максимилиан выразился «Какое замечательное чувство быть отцом», но его энтузиазм очень быстро прошел. Отношения Максимилиана с сыновьями были холодными и отдаленными. Между ними не было сердечного тепла и близости. Отец  плохо понимал своих сыновей, да, похоже, и не стремился к этому. Он почти никогда не улыбался им. Детям практически не приходилось рассчитывать ни на отцовскую, ни даже просто на мужскую поддержку отца. Вместо этого Максимилиан только наказывал своих детей за малейшие проступки и непослушание. Будучи весьма строгим, не только к своим сыновьям, но и к самому себе, Максимилиан, бывало, выносил наказание самому себе, что было весьма странно и непонятно для слуг.  Но что поделать? Максимилиан рассматривал физические наказания, как необходимую составляющую роста и важное средство воспитания.

Анализируя записи  одного из секретарей Франца фон Пфистермейстера, можно узнать, что « Король  видел своих сыновей, принца Людвига и принца Отто от силы только один или два раза в день: в середине дня, во время второго завтрака и вечером за общим обеденным столом. Отец редко бывал в их апартаментах, где они росли и занимались. В случае, если  они встречались где-либо во дворце, он просто предлагал им руку для рукопожатия и затем стремительно уходил». Позже, тридцатилетний Людвиг писал, что его отец всегда обращался с ним: « снисходительно, приветствуя холодными словами, сказанными мимоходом, как бы,  между прочим».
Мать Людвига Мари, была прусской принцессой, дочерью принца Фридриха Вильгельма Карла. В молодости, она была весьма хорошенькой, с голубыми глазами и темными волосами. Ее портрет украшал знаменитую галерею красавиц короля Людвига I, которая и по сей день находится во дворце Нимфенбург. Судя по портрету, красота Мари была весьма деликатной, можно даже сказать классической, ее облик был полон благородства и некоторой скромности, как и положено члену королевской фамилии. Позже, когда она стала взрослой женщиной, ее глаза приобрели некую глубину, а во взгляде появилось нечто многообещающее. По свидетельствам очевидцев в более зрелом возрасте она выглядела даже более привлекательной, нежели в молодости.

У матери Людвига был доброжелательный и неконфликтный характер. Но, по мнению придворных, ей не хватало «изюминки». Она казалась окружающим довольно скучной, бесцветной, недалекой, простой и весьма прозаичной. Во многом это объяснялось тем, что у нее почти  вообще не было каких-либо интеллектуальных, поэтических, музыкальных или иных интересов. Руководствуясь правилами проведением особ ее ранга и соответствуя своему времени, она проводила время в заботе о цветах или занималась  работой по управлению домом и слугами, иногда вышивала. Она не любила театр и  заявляла даже с некоторой гордостью, что никогда не читала книг. Мать Людвига любила свою красивую деревню Швангау в верхней части Баварии и вошла в туристическую историю региона как первая женщина, которая любила длительные пешие прогулки в Альпах.
Ее  часто видали  без устали карабкающуюся в горы вместе с маленькими принцами. Кстати, в наши дни вокруг замка Хоэншвангау, в котором семья проводила большую часть времени, особенно летом, замка Нойшванштайн, а также вокруг Альпийского и Лебединого озер проложены пешеходные маршруты. Огромное число любителей пешей ходьбы - одиночек и организованных групп единомышленников с самого раннего утра штурмуют местные вершины гор. Можно встретить и молодые семьи,  часто за спиной или на груди у отца или матери, удобно устроившись в мягком кресле-рюкзаке путешествуют их маленькие 3-4 месячные отпрыски.

Такой образ наивной, доброй матери, несомненно, с позиции здравого смысла располагал к тому, чтобы у нее установились хорошие отношения с ее экзальтированными сыновьями. Но, к сожалению,  контакты мамы Мари с детьми были далеки от того, чтобы считаться даже удовлетворительными. Франц фон Пфистермейстер сделал такой вывод в своих воспоминаниях: « Королева имела мало представлений о том, как построить хорошие отношения с принцами. Она навещала сыновей в их комнатах более часто, чем отец, но была неспособна вести себя с ними так, чтобы дети ее понимали. Таким образом, между ними не суждено было вырасти настоящей нежности».  Людвиг имел мало общего со своей матерью в течение всей своей жизни. « Моя мать не понимает меня вообще», - заявил он Рихарду Вагнеру и в 1876 году. Он писал: « Как приличествует, я люблю и уважаю мою мать Королеву. Но, тем не менее, невозможность близких отношений с натурой такой, как она, отнюдь не моя ошибка». В более поздние годы в своих чувствах к матери он дошел до того, что  возненавидел мать до такой степени, чтобы относиться к ней, как к « вдове моего предшественника». Странно, но он полагал, что такое отношение к собственной матери заставит ее относится к нему с уважением, как к сильной личности. В записях Людвига можно найти такие слова, относящиеся к матери: «Я монарх, а она только мать и в то же время мелкая сошка». Такая ситуация, возможно, требует комментариев профессионального психолога.

К сожалению, образование принцев Людвига и Отто сложно назвать удовлетворительным для особ их ранга. Они получили частное образование в домашних условиях и находилось оно в руках людей с ограниченным воображением. От своих воспитателей, гувернеров и наставников они почерпнули слишком мало и были далеки от обладания знаниями, которые соответствовали бы их статусу. Руководящим принципом их образования были  положения духовного характера, которые можно было бы назвать «не от мира сего», а также непогрешимая  строгость в исполнении режима дня и в ежедневных упражнениях. Мальчики росли сильными в физическом отношении и довольно рано повзрослели. Они проводили  долгие часы в ежедневных занятиях. У них не было ни  конфет, ни карманных денег. Им выдавались очень скромные суммы на личные расходы. Контакты с другими детьми их родители не рассматривали слишком важными для личностного развития. Готфрид фон Бэхм, автор признанной за образец биографии Короля Людвига писал: « Жизнь двух принцем протекала весьма просто. Это был один из общих моментов недоразумения в высших классах общества того времени. Детям никогда не позволялось есть вдоволь. В результате, жизнь будущего Короля сложно было назвать очень счастливой, если бы его добрая нянька Лили, или кто-либо другой из слуг не приносил голодным детям из жалости какие-нибудь оставшиеся от общего стола продукты, или не давали принцам что-нибудь свое, например, припасенную ими ранее более обильную и сытную пищу». Другими словами, дети короля Баварии, принцы королевской крови голодали, как какие-нибудь оборванцы. Они не могли даже поесть вдоволь. Но всем этим строгостям принцы подвергались из тех соображений, чтобы сделать их трудолюбивыми, сознающими свой долг правителями, поощрить, таким образом,  их стремление к сдержанности и простоте. Насколько такое воспитание было правильным?

Будущее показало, что этот метод воспитания потерпел неудачу и оказался очень неэффективным. Изъяны характера, которые проявились в жизни принцев позже, во многом могут быть объяснены практически полным отсутствием удовольствий и проявлений любви в их раннем детстве со стороны близких. Возможно, именно такое суровое воспитание стало причиной того, что Людвиг, будучи уже взрослым мужчиной и монархом, тратил большие деньги и вел довольно расточительный, почти что сказочный образ жизни, который как казалось многим не соответствовал его долгу по отношению к доверенной ему стране. Возможно, именно потому, что будучи ребенком он никогда не получал ничего подобного? Деньги во времена его правления лились как вода, и казалось, что  взрослый король как будто играет в игрушки, воплощая наяву свои детские мечты. Возможно, щедрые побои, которыми король Людвиг награждал своих слуг, были памятью о бесчисленных наказаниях, примененных к нему самому его собственным отцом? Нелюбимым и нелюбящим отцом? Может быть, его обжорство, в результате которого он рано потолстел и потерял королевскую статность и красоту, возникло именно из-за голодных лишений в детстве? Мог ли его энтузиазм по поводу абсолютной монархии  иметь отношение к его восхищению Бурбонской Династией Королей, или происходить от законов чести членов и кавалеров Ордена Святого Георга?

Возможно, корни его частых припадков гнева и проявлений безудержного темперамента ведут назад, в его детские годы, во времена насильственного привития навыков умеренности во всем,  в еде, в чувствах, в играх, в отношениях? Была ли его привычка превращать ночь в день негативной реакцией на детские годы, когда необходимо было вставать слишком рано? Несомненно в этом есть доля истины. И это богатый пласт для любителей психологических исследований.

Некоторые очевидцы того времени, когда Людвиг был  еще Крон Принцем делятся воспоминаниями, что «молодые принцы Людвиг и Отто, были очень статными, красивыми и очаровательными детьми, каких можно было только пожелать». Действительно, внешне принцы были весьма привлекательны. Об этом свидетельствуют и их фотографии в юные годы. Несмотря на домашнее образование и отсутствие хороших педагогов, Людвиг был интеллигентным и довольно образованным человеком, он довольно много читал. Однако став взрослым, наделенным властью человеком, как показывает история, не смог применить свои таланты в одинаковой степени во всех областях жизни. Еще в юном возрасте он проявлял склонности к строительству и живо интересовался архитектурой. Хотя у него был гораздо меньший дар к музыке, но он обладал весьма тонким слухом и весьма чувствительным сердцем. В записях Франца фон Пфистермейстера можно найти такое высказывание: « Для его бывшего учителя по фортепиано, день, когда он дал последний урок Крон Принцу был одним из самых счастливых, вследствие явного отсутствия таланта у этого знаменитого ребенка». 

Рихард Вагнер впоследствии также подтвердил, что  « Король абсолютно без  музыкального таланта и предлагает вниманию окружающих только поэтический дух». С другой стороны, молодой Людвиг был великолепным пловцом и наездником. Он великолепно держался в седле, был вынослив и, учитывая его привлекательную внешность и стройную фигуру, представлял весьма красивое зрелище, когда скакал на лошади. Правда, у него был жесткий характер и довольно вспыльчивый нрав. Однажды, как  свидетельствуют очевидцы, он даже пытался убить своего брата Отто за несоблюдение субординации.

К счастью его намерения были во время раскрыты и действия, последствия которых были бы весьма плачевными,  остановлены. Правда, воспоминаний, связанных с крутым нравом короля не так много. Как мужчина и монарх он обязан был даже по статусу иметь волевой характер, в чем ему невозможно  отказать. Но более всего интересно, то, что, не обладая в чем-то даже детской восприимчивостью к красоте окружающего мира, его звуков и форм, не сумев сохранить в себе этой детской « наивности мышления», мечтая о реализации сказочных планов по строительству замков и музыкальных театров, он не смог бы оставить столь яркий след в истории, и заставить потомков пытаться долгие годы понять загадки его жизни и смерти. Нет, несмотря на странности его поведения, его нельзя назвать безнравственным или испорченным. В этом можно согласиться с наблюдениями Ф. Шиллера: «Наивность мышления никогда не может быть свойством испорченных людей и принадлежит лишь детям и по-детски мыслящим людям».

2008


Рецензии