На какой товар нет покупателя? Поэзия или проза

  Я наблюдаю парадоксальное явление: тех, кто пишет стихи, вокруг больше, чем тех, кто их читает. Причем иногда одно исключает другое, плачевно это именно в комбинации “пишу и не читаю”. Вопрос о том, зачем и почему пишут, я откладываю в правый угол верхней полки, сейчас я хочу поразмышлять над тем, почему их не читают.
    Пускай это будет похоже на эксперимент в изолированной системе, но абстрагируемся от критерия качества. Возьмем абстрактно достойную прозу и абстрактно достойную поэзию. Проза идет. Ее мало-мальски воспринимают. Я знаю один секрет, который поможет здесь разобраться. Секрет - в характере различия между этими двумя родами литературы. Кстати, было время, когда предлагали отделять поэзию от литературы как вид искусства, стоящий особняком. Помимо формальных различий есть то, что соотносится с уровнем восприятия.   
    Проза вмещает в себя неоднородный внешний мир с различными характерами, показанными в их индивидуальном развитии, через конфликты, действия. В поэзии мы видим лирического героя, воплощающего весь мир, то есть смотрим изнутри. Для понимания поэзии нужно такое редкое качество как сопереживание, способность проникнуться чьими-то эмоциями, впечатлениями. В идеале лирический герой воплощается эпоху с ее уникальным настроением.
   Скажем, лирика А. Блока - это воздух Петербурга в мутные годы вокруг революции. Вся фундаментальная философия символистов - это отражение потребностей эпохи. И понять Блока можно только представив, как он жил, о чем говорили на неотапливаемых кухнях, что происходило вокруг, когда он писал. То есть полное погружение в другой мир. Но мы…плохо знаем историю, не умеем думать ни о ком, кроме себя, у нас слабое воображение, а “Блок, он так далек”. Вот проза - такая удобная штука: и не поймешь - а все равно интересненько.   
     Что касается современников, то здесь не требуются перемещения во времени и пространстве, здесь загвоздка в другом - в современниках. Могут ли современники воплотить эпоху? Эпоха сужается до личностных переживаний. А мелочи чужой жизни, возведенные в масштаб трагедий, никого не впечатляют. Вот и получается: с одной стороны - неспособность читателя ощущать прошлое, с другой стороны - неспособность современного поэта показать настоящее. “Настоящее” как категорию времени и настоящее как признак написанного - истинное, искреннее.   
    Поэзия или проза? Этот показатель постоянно смещается то в одну, то в другую сторону. Разные поколения, что ли. В самом деле, может ли отсутствие массового интереса к поэзии характеризовать общество? Мне кажется, сейчас в первую очередь гонятся за эффектом, разными уловками, компонентами головоломки, игры, а психологизм, искусство передать чувства отходят на второй план. Соответственно преобразуется литература. Избавьте меня от необходимости оценивать это явление как положительное или отрицательное. Так бывает. Бывает по-разному.

fawnenok.com


Рецензии