Дети искусства. Пролог-глава 7

Пролог

Чистый, наполненный множеством тонких ароматов трав и цветов воздух, пение птиц, тепло весеннего солнца – даже это отражалось на полотне юного художника. Зеркальная река, зелень, обрывистые берега, далёкие горы, чистое голубое небо, разнообразные животные. Завораживающий пейзаж вскоре был готов. Парень поднялся с раскладной табуретки, отошёл, чтобы посмотреть, как получилось произведение. Внезапно налетевший порыв ветра перепутал его белые длинные волосы, юноша почти не обратил на это внимания. Его светло-карие выразительные глаза смотрели в глубь картины. Парень был чуть выше среднего роста, небогато одетый, но по европейской моде конца XV века.

- Готово! – радостно, с гордостью и уверенностью в голосе произнёс юноша. Он ещё несколько минут любовался картиной, затем собрал, свернул все вещи, завешался сумками, побрёл домой, в долину.

В долине располагался город Рим. Там в старом особняке на отшибе жил юноша-художник.

Глава 1

Наш герой сидел за стареньким резным деревянным столом в своей комнате и делал различные наброски на кусочках бумаги. Неожиданно он услышал шаги и поспешил открыть комнату.

Обоятельный черноволосый кучерявый гость со смешными ямочками на щеках среднего роста и худощавого телосложения подобно молодому урагану набросился художнику на шею, радостно крича:

- Патрицио! Как давно не виделись?!

- Франциско! Друг! Зачем так бурно?! Какими судьбами, вообще, ты здесь? – спросил юноша, отстраняя от себя юного взволнованного друга.

- Я давно тебя не видел! К тому же, я пришел по делу, помнишь?! – ответил Франциско, сверкая красиво оттенёнными серо-зелёными огоньками глаз.

- Да, я нарисовал! Она должна всем  понравиться, вот увидишь! – обнадёжил Патрицио, - пойдём, покажу!

Парни подошли к картине, стоящей в углу комнаты.

- Белица! – восхитился парень, - сколько я тебе должен?

- Вообще, я рисовал просто для друга, - заотнекивался от оплаты юноша.

- Да чёрт бы тебя побрал, Патрицио, друг, не ломайся! Не отделаешься! Даю тебе двадцать пять золотых, это всё, что у меня есть, хотя  эта картина стоит больше. На, бери! – Франциско сунул кошелёк в руку парня. Так картина стала принадлежать юному и не столь опытному художнику.

- Ты обязательно выиграешь с ней в конкурсе. Я уверен! – убеждал друга Патрицио.

- Я знаю. Ещё бы! Спасибо! Я бесконечно благодарен! Можно забрать её сегодня, сейчас? Мне уже пора, её можно положить в повозку, я сегодня с транспортом.

- Хорошо. Забирай! Только чтобы я её больше не видел! – с болью от сердца произнёс парень.

Франциско обвернул картину лоскутом.

- Я помогу тебе её вынести! – сказал художник.

Парни подхватили полотно, вынесли на улицу. У входа стояла чёрная лошадь, запряжённая в повозку. Сидящий впереди человек дёрнул за поводья, лошадь направилась в сторону узких улиц.

Патрицио долго смотрел им вслед, затем вернулся в дом, выпил стакан молока и продолжил свою прежнюю работу с набросками. Этот день пролетел для него почти незаметно.

Глава 2

Поздним утром следующего дня Патрицио отправился на прогулку по городской площади.

В Риме шла оживлённая жизнь, а римская площадь была местом, где каждый зарабатывал, как мог. Художника здесь ничто не привлекало. Он пошёл к краю площади, к каменной стене. То, что он увидел там, заставило вздрогнуть его сердце: бедно одетый паренёк сидел за мольбертом, рисовал портреты людей. Натуры менялись, оставляя парнишке по две-три монеты.

Патрицио достал из кошелька пять золотых монет и подумал: “О Боже! Я же видел его! Где-то видел. Да, там! Именно там, в художественной школе, на новом наборе учеников. Но почему его не взяли?! Он же талантлив!

Художник приблизился к пареньку и медленно опустил в глиняную тарелочку пять золотых.

- Вам написать портрет? – неловко спросил парнишка.

- А этого достаточно, чтобы вы, для начала, пошли со мной? – вопросом на вопрос ответил юноша.

Молодой талант недоумённо смотрел выразительными зелёными глазами на художника, а художник внимательно смотрел в его глаза. Что-то необыкновенно привлекательное было в этом мальчике. Взгляд, от которого можно сгореть, черты лица, фигура – всё это казалось таким женственным.

- Я учусь в художественной школе второй год. Меня зовут Патрицио. Я посмотрел, как ты рисуешь. У тебя талант! Веришь мне? Не бойся меня! Если есть желание взглянуть на мои работы, можем пойти ко мне! – предложил Патрицио.

- Ты и вправду художник?! Я Джулио, я портретописец, вы это заметили. Ну я согласен, в конце концов! – парнишка вскочил на ноги, начал всё быстро собирать.

- Я помогу тебе! – мягко усмехнулся художник и взялся исполнять сказанное.

Сложив, они взяли вещи и направились в дом Патрицио.

Время летело. Картины очень понравились Джулио. Он был восхищён и не мог выразить своё восхищение одним словом «Белица!». Парнишка надолго задержался у художника. Темнело.

- Уже поздно, не так ли? Где ты живёшь? – поинтересовался парень.

- У меня больше нет дома! – грустно произнёс портретописец.

- Где же ты жил всё это время?

Джулио опустил голову и поправил берет, чтобы тот не свалился со спрятанных под ним длинных волос.

- Понятно! – протянул Патрицио.

- Понятно? Что же тебе может быть понятно?! – быстро, как девчонка, протороторил паренёк.

- Оставайся у меня, если хочешь! Я дам тебе комнату на втором этаже. Оставайся! – уговаривал художник.

- Ладно, я согласен, я остаюсь! Спасибо тебе!

- Не за что! А теперь пойдём наверх.

Они поднялись на второй этаж, в комнату, о которой говорил Патрицио. В комнате было чисто, убрано. Кровать стояла в углу, под пологом, уже застеленная. На столе у окна стояла чернильница, лежали перья, бумага. Там было всё, что необходимо.

- Располагайся! Здесь всё твоё! Захочешь помыться, спускайся вниз, там есть сауна. Уже поздно, я пойду. Покойной ночи! – пожелал парнишка.

Патрицио ушёл к себе. Вскоре все свечи в особняке погасли.

Глава 3

Утром Патрицио и Джулио сидели за большим столом в гостиной, завтракали. Послышался громкий стук в дверь. Художник мгновенно соскочил со стула, подлетел к двери, убрал щеколду и открыл.

- Доброе утро, Патрицио! Утро действительно доброе! – чему-то радуясь, вбежал Франциско.

- Приветствую! Кажется, я догадываюсь, но всё же, что случилось? – поинтересовался друг.

- Да, всё именно так! Я выиграл, выиграл, выиграл в конкурсе!

- Поздравляю! Я же говорил.

- Патрицио, спасибо! – благодарил юноша, эмоционально размахивая руками.

 - Да ладно тебе! А теперь посмотри-ка сюда! – позвал парень.

Друзья подошли к столу. Джулио поднялся с места.

- Знакомьтесь! Франциско, это Джулио, Джулио, это мой друг Франциско! – представил их друг другу художник.

- Приятно познакомиться! – сказал портретописец, грациозно садясь за стол.

- Мне тоже! – улыбнулся парнишка.

Все трое дружно начали трапезу, а после Франциско и Джулио узнали друг о друге немного больше, рассказывая о своей жизни. Джулио предстал сбежавшим отпрыском дворянского сословия, таким своенравным и талантливым. Прошло так незаметно, за разговором, ещё два часа.

Не столь опытный художник, нечаянно взглянув в окно, увидел, куда сместилось солнце. Он вежливо попрощался с друзьями, пожав им руки, и поспешно удалился.

После его ухода Джулио спросил художника:

- Хочешь, я напишу тебе портрет?

- Ну, можно. Пойдём в комнату, я не против! – согласился Патрицио.

Они пошли в комнату, где парень работал, воплощал своё вдохновение в картинах. Джулио занял привычное место за мольбертом. Понемногу на чистом холсте форматом «А2» появлялось изображение Патрицио: его выразительные глаза немного миндалевидной формы под чёткими немного треугольными бровями, красиво выточенный прямой нос, тонкие губы, слегка зауженный подбородок… Так, творчески, с перерывами, закончился день.

Глава 4

Наступило утро. Солнце, розовыми лучами пробиваясь сквозь шторы, бегало по стенам комнаты Патрицио.

Художник проснулся от этого света и через некоторое время был уже умыт, одет, обут, причёсан. Он собрал недавно сделанные наброски, сложил в сумку, повесил её, перекинув лямку через голову на другое плечо. Затем Патрицио вышел в коридор, легко сбежал по лестнице на первый этаж.

Зайдя в гостиную,  художник положил сумку на стол, достал из шкафчика хлеб, завёрнутый в полотенце, и кувшин с молоком. Позавтракав, парень оставил всё на столе, забрал сумку, поспешил покинуть особняк.

Он пошёл через узкие улочки Рима почти в самый центр этого города, в огромное каменное здание, в художественную школу.

В это время Джулио спустился с лестницы, зашёл в гостиную. Паренёк поел, сделал небольшую уборку. Немного подумав, он взял нужные вещи, пошёл в сауну.

Патрицио направлялся в зал, где работали ученики. В коридоре он случайно столкнулся лицом к лицу со своим другом.

- Приветствую, Франциско! – обрадовался художник.

- Доброе утро, Патрицио! Но мне пора, занятия уже начались, я к своим! Поспеши тоже! – торопливо сказал парнишка и побежал в свою сторону.

Патрицио же продолжил свой путь.

Войдя в зал, он вежливо поздоровался с преподавателем:

- Добрый день! Извините за опоздание! – извинившись, парень прошёл к своему месту.

Старый учитель с морщинистой кожей, которая обвисала жирным складками, угрожающе посмотрел на художника и спросил:

- Я не понял, где ваша совесть? Почему вы зашли и не поздоровались? Вы опоздали, а где ваши извинения?

- Простите, но я зашёл, поздоровался и извинился. Мне очень жаль, что у вас такой плохой слух, в этом нет моей вины! – ответил парень, доставая наброски.

- Как ты смеешь так со мной разговаривать, мальчишка! Не дорос ещё! Ещё одна подобная выходка, и я прикажу тебя выпороть! Неси сюда, что принёс!

Патрицио подошёл к учителю. Мужчина посмотрел рисунки и с умным видом произнёс:

- Хорошо! Но не смей отрицать! Я вижу, не все рисунки рисовал ты, их рисовал другой ученик этого  заведения. И если ты ещё не знаешь, его картины выставили в твоей галерее. Я думаю, ты не обидишься, таланты на это не обижаются! 

- А кто этот ученик? – поинтересовался парень.

- Это новичок Франциско, у него замечательные работы, особенно та, что была представлена на конкурсе.

- Я его знаю! – твёрдо сказал художник.

- Прекрасно! А теперь отправляйся на место и работай!

Патрицио послушно пошёл на своё место.

Время неслось, как и мысли Патрицио. Это были негодование и злость, которые ему трудно было удержать, желание доказать билось быстрым ритмом благородного сердца. Но как ещё он мог доказать, если не свой работой?

Вечером художник вернулся домой усталый, измотанный и молчаливый. Джулио приготовил вкусный ужин из аппетитно тушёных овощей, они поели. После этого каждый ушёл к себе, лёг спать.

Глава 5

Патрицио проснулся поздно утром, собрался, позавтракал. Вскоре к юноше зашёл Франциско. Он помог другу вынести две картины и сложить их в карету. Затем друзья залезли в неё сами, кучер погнал лошадей.

Через полчаса парни были уже в здании школы. Патрицио занёс картины в галерею. Тут же к нему подошло поинтересоваться несколько учителей. Художник показал им картины. Преподаватели посмотрели, посовещались, и один из них говорит:

- Божественно! Я и о той, и о другой картине. Написаны они великолепно, к тому же искусно. Но мы пришли к одному мнению: их писал не ты!

- А кто же, если не я? – настойчиво спросил парень.

- Их написал Франциско, никто иной! Хватит нам лгать! Мы просто раньше не знали о его существовании, а он писал тебе картины, - отстаивал свою точку зрения учитель.

- Неправда! По какой глупости я стал бы брать чужие картины?! – оскорблено закричал Патрицио.

- Ты хотел стать великим художником благодаря своему другу. Но мы не дали совершиться этой ошибке. А сейчас мы забираем твои картины, они у нас. Ты свободен! – закончил преподаватель и пристально взглянул на юношу.

Патрицио больше ничего не сказал, он поспешно удалился из галереи. Его сердце сильно билось, появился ком в горле, голова раскалывалась, в груди болело. «Значит, картины не мои, да?! Значит, они ничьи! Не пройдёт!» - думал художник, быстро шагая по коридору. Он незаметно пробрался к лестнице, поднялся на чердак. Там было много хлама. Парень сел на сундук у стены в тёмном углу, куда не попадали лучи солнца, чтобы не дать себя обнаружить случайно отброшенной тенью, если кто войдёт. «Подожду здесь темноты!» - подумал Патрицио.

Время шло. Стемнело. Лунный свет проник через окно на чердак. «Время пришло!» - подумав, художник осторожно вышел на лестницу, взял первый зажженный факел, спустился на нижний этаж здания. Он прокрался в один из залов, нашёл сосуд с жидкостью, предназначенной для того, чтобы разводить чернила. Потом юноша пересёк коридор, ворвался в спокойные, тихие и прекрасные просторы галереи.

- Никогда! Никогда! – крича, Патрицио стал срывать картины, выбрасывая их на середину зала. Когда эта работа была завершена, он достал из-за пояса сосуд, принялся поливать картины этой жидкостью. Вылив всё, он бросил сосуд на полотна и положил факел. Разыгралось пламя. Художник кинулся к выходу из галереи, но дверь была заперта снаружи. Сгореть вместе со своими непризнанными работами ему вовсе не хотелось, но дым начинал пробираться в лёгкие. Чтобы выбраться из школы, парню пришлось вернуться на чердак. Среди хлама он нашёл крепкую верёвку, забрался на сундук, открыл люк, вылез на крышу здания. Патрицио подполз к краю крыши, завязал верёвку за каменный зубец. Вторым концом он обвязал верёвку вокруг пояса и начал медленно спускаться вниз по выпуклым камням стены.

Ступив на землю, парень отвязался, огляделся по сторонам. Тишина. Охрана, как обычно, была слишком пьяна. Патрицио бросился бежать.

Глава 6

В полночь художник вернулся в особняк. Он был в депрессии, и ему хотелось с кем-нибудь поговорить, с тем, кто бы его понял. Парень поднялся в комнату недождавшегося его Джулио. Портретописец спал. Патрицио приблизился к его постели. То, что он увидел, привело его не только в изумление, но и в ярость.

Спящая девушка была похожа на ангела. Ночная рубашка немного спускалась с её правого плеча, обнажая нежную плоть; вьющиеся длинные тёмно-каштановые волосы, отливающие красными и золотыми цветами, рассыпались по подушке густыми прядями.

- Джулио – девушка? – вслух удивился художник.

Девушка, услышав голос, проснулась. Она испуганно села на кровати, натянув до шеи одеяло.

- Можешь не скрываться, я уже всё понял. Девушка в моём доме! Что всё это значит? Почему ты мне раньше не сказала?! Как ты могла мнить себя талантом?! Я разговаривал об искусстве, о картинах, о высоком предназначении художника с женщиной? Ты вообще ни этим должна заниматься! – разозлённо высказал Патрицио.

В глазах девушки застыли слёзы, но она гордо произнесла:

-Да, я – художник, как и ты! Если ты думаешь, что женщина не может быть художником, ты ошибаешься, ты сам видел, как я рисую. Пойми! Это моё предназначение, моё призвание, это цель, смысл моей жизни!

- И как мне теперь тебя называть? – строго спросил парень.

- Джульетта. А лучше продолжай звать меня Джулио. Пожалуйста, не выдавай меня! Никто не должен знать, очень тебя прошу! – взмолилась девушка.

- Кто ты вообще такая? Откуда ты родом? Кто твои родители? Как ты оказалась на улице? – усыпал её вопросами художник.

- Я - Джульетта ди Мангротте. Наш род обеднел за последнее время, поэтому мой отец хотел выдать меня замуж за лорда Эдгара, очень богатого феодала, - девушка вдруг замолчала.

- Что случилось? Почему ты отказалась? – поинтересовался Патрицио.

- А знаешь, как чувствует себя птица, которую посадили в клетку? Клетка золотая, но птице от этого ничуть не легче! Именно поэтому я и сбежала, - казалось, закончила на том свой рассказ Джульетта.

- Ты что-то не договариваешь, - говоря, художник сел на кровать рядом с девушкой и накрыл своей ладонью её хрупкую руку, - доверься мне! Расскажи мне всё!

Девушка опустила голову, продолжая разговор:

- Из-за него погиб мой брат, но я никому не могла рассказать. Эдгар давно положил на меня глаз, а свадьба была бы выгодна и для него, и для моего отца. Я была просто предметом сделки. К тому же, он знал, что я хорошо рисую. Узнав о свадьбе, я сбежала, больше не появляясь в художественной школе. Он бы искал меня. Но на площади он не стал бы меня искать, ибо уверен, что я не способна на такого рода унижения. Мне нужно было заработать немного денег, чтобы уехать подальше от этих мест. Иначе он бы меня когда-нибудь нашёл, я стала бы его женой, пленницей в его замке, а так как он боится портретов, а особенно ненавидит, когда рисуют его самого, словно это связанно с каким-то предсказанием или проклятьем, он запретил бы мне творить! – закончив, Джульетта расплакалась.

- Всё в порядке, всё хорошо. Оставайся у меня, будь Джулио, так безопаснее. Я с тобой! – успокаивая, парень обнял её.

Спустя некоторое время девушка заснула. Патрицио ушёл к себе. Упав на кровать, он провалился в глубокий сон.

Глава 7

Утром художник проснулся от стука в дверь. Торопливо приведя себя в порядок, он спустился вниз посмотреть, кто пытается выломать дверь в такое время. Только Патрицио снял щеколду, к нему ворвались вооружённые стражники города, а с ними судья. Ничего не объясняя, двое солдат связали парню руки за спиной и поспешно вытолкали его на улицу. Следом за всеми, окинув презрительным взором помещение, вышел судья, дверь громко захлопнулась.

Проснувшийся от шума и наблюдавший за происходящим портретописец вышел из-за широкой колонны на балконе второго этажа. Она ничего не поняла, она ничего не знала. В ней спорили какие-то странные чувства. Девушка молча умылась, переоделась, вновь стала Джулио. Её не оставляли в покое два вопроса: «Почему? За что?». Она даже не замечала, как быстро неслось время.

Ближе к обеду, без стука, как обычно, когда там была открыта дверь, в особняк зашёл Франциско. Увидев его, Джулио сбежал по лестнице на первый этаж, подлетел к парню. Крепко схватив юношу за воротник, он начал кричать:

- Ты должен знать! Отвечай! Почему? Зачем? За что?!

- Но я ничего не знаю! – оправдывался парнишка.

- Лжёшь! Я не верю тебе! Отвечай! Отвечай! – на последнем слове портретописец наконец ослабил свой натиск, отпустив гостя, но продолжал жечь его огнём зелёных глаз.

- Может, чёрт возьми, ты объяснишь мне, что происходит! – потребовал Франциско.

Джулио рассказал ему всё, что видел. Их беседа длилась около получаса. Друг пообещал сходить к судье, всё выяснить и помочь, чем сможет. Потом портретописец проводил гостя до двери. Покинув особняк, Франциско направился в судебный корпус городской тюрьмы.

Джульетта вновь стала собой. Она не могла больше сопротивляться слезам, то и дело смахивая их. Ей было больно, как никогда раньше, ещё ничто так не жгло её сердце, как сейчас. Она подошла к большому открытому окну и закричала в пустоту, наполненную вечерним спокойствием:

- Патрицио!

Вдруг что-то словно пронзило сердце художника, он услышал её голос, нарушивший тишину одинокой и тёмной в это время суток камеры. Откуда? На этот зов сбежалась бы стража. Тут он понял, что голос прозвучал в его голове. Патрицио представил себе образ Джульетты, нежно провёл рукой по завиткам её волос.

- Только не плачь! Всё будет хорошо! – уговаривал он.

На другом конце города девушка почувствовала прикосновение к волосам. Она закрыла глаза и вообразила, как целует Патрицио в губы. После она произнесла:

- Я не уверена, что всё будет хорошо, но я буду надеяться, я буду верить! Ты нужен мне!

Художник ощутил, как его кто-то осторожно поцеловал. Снова увидев перед собой образ Джульетты, он сказал:

- Если бы ты только знала, как мне тебя сейчас не хватает!

Юная ди Мангротте бесцельно ходила кругами по своей комнате. Когда на пути ей попалась постель, она также без всякой цели упала в мягкие объятия сна.



Продолжение следует...

Писалось 12.2000, 12.2001, 02.2002г.


Рецензии