ДАР. гл. 5

            5. Встреча в лесу
            День приближался к полудню, когда женщины дошли до дальнего леска, в самом начале которого был родничок. Анна с трепетом подошла к рукотворному колодцу, а Мария Ивановна прошла дальше. Она понимала, что молодой женщине необходимо побыть одной, окунуться в прошлое.

            Наклонившись, Анна увидела, что дно устилали отполированные голыши. Из-под большого плоского валуна бил родник, заполняя водой маленький колодец. Из него ручеек вытекал между бережками, заботливо обложенными камушками.

            Зачерпнув ладошками водичку, проигнорировав стоящую на валуне кружку, Анна попила. Рябь  успокоилась и на глади воды отразилась женщина в платке. Анна торопливо провела рукой по волосам, косынки на голове не было, она висела на шее.
            - Мама, - прошептала она и вдруг услышала:
            - И что ты здесь прохлаждаешься! Тебе же травы нужно набрать. Не теряй время. Иди… У тебя всего два дня в запасе.
            - Мамочка, как же плохо без тебя…
            - Скоро, совсем скоро ты будешь не одна. Иди в лес. Поторопись…Там очень много полезных трав и не только…

            С букетом полевых цветов подошла учительница.
            - Заводила я вас, - извиняющимся тоном произнесла Анна. – То покажи, другое покажи. Из-за меня вы столько километров прошагали. Наверное, устали.
            - Есть немного. Так долго и так много я давно уже не ходила. Солнце в зените нещадно палит, пора обедать. Дома, в погребе, нас щи дожидаются. Вчера сварила…

             … Послушавшись совета учительницы, Анна пошла в лес по накатанной дороге, сворачивая на небольшие тропки и вновь возвращаясь на основной путь. Вскоре она поняла, что узкие дорожки, петляя по лесу, бегут и вливаются в накатанную дорогу, и перестала бояться, что заплутает.

            Набирая нужные травы, она любовалась отцветающими кустарниками: алым шиповником, белым цветом калины, дикой вишней. Положив мешок с травой под голову, Анна задремала в тени краснотала. Ее глаза прикрывал от лучиков солнца венок из веток клена и колокольчиков.

            Из забытья ее вывел тихий протяжный свист. Сквозь сомкнутые ресницы она увидела нарушителя спокойствия: высок, косая сажень в плечах, красив, в синих глазах читалось восхищение.

            Анна приветливо улыбнулась незнакомцу:
            - Что, любопытно отчего я здесь развалилась? Просто устала, - она сама ответила на свой вопрос.
            - Заманчивая картинка. Так и хочется прилечь рядом. Ты чья будешь? В гости приехала? – помолчав, он тоже, сам себе ответил, - приезжая. В нашем поселке такие красивые не водятся, - неторопливо, тщательно проговаривая каждое слово, изрек мужчина.

            - От чего же… Твоя жена гораздо красивее. Мой черный хвост не чета ее прекрасным пшеничным волосам.
            - Ты откуда знаешь мою жену?
            - Так.., - неопределенно протянула Анна, подумав о том, что именно об этой встрече намекала мать, что от этого мужчины она должна родить дочку.

            Завораживающим взглядом она ласкала незнакомца, заставляя загореться желанием сердце. Да так, чтобы закипела кровь, исчезла его медлительность, чтобы всего его внезапно охватила чувственная любовь.

            Завтра она уедет, свою и частичку его любви унесет с собой. Его семье останется все остальное. Об этом маленьком приключении он забудет сразу же, как только переступит порог своего дома. Там его ждут заботливая жена и ласковые дети. У Анны впереди новый этап пути.

            - Зачем нам говорить о моей жене… Я вижу, ты собираешь травы. Хочешь, я покажу тебе одну полянку, - наконец-то предложил он.
            - Хочу, - просто ответила Анна, протягивая руку, - только ты скажи, как тебя зовут?
            - По паспорту я Владислав, но все меня кличут Власом. Так моего деда звали. Я весь в него до кончиков ногтей, такой же неповоротливый чурбан, словом увалень.

            Они шли по узкой тропинке, Влас впереди, Анна следом. Сильная рука мужчины не выпускала хрупкую ладонь женщины. Биотоки с одних пальцев перескакивали на другие, спаивая их воедино.

             Влас забыл обо всем: о тракторе, который остался в поле; о причине, по которой он ринулся в село; о том, что одет он, совершенно, не для свидания с женщиной, а его натруженные руки пропахли соляркой; о семье, которая ждала его домой.
Он думал только о женщине, которая послушно шла следом, о ее зовущих цыганских глазах, о коралловых губах, жаждущих его поцелуев.

             Они пришли на крохотный пятачок, плотно окруженный деревьями и кустарниками.  Над травой вросла в землю широкая деревянная лавка, приют влюбленных парочек.

             - Я не знаю, почему привел тебя сюда. Ноги сами дорогу выбирали. Но здесь нас никто не потревожит. Желающие придут вечером, гораздо позднее. – Он помолчал, затем спросил. – Ты замужем? Собственно мне все равно. Ты же пришла со мной и не сопротивлялась. Значит не против…

             - Нет. Я не против, - тихо отозвалась женщина.
             - Мне кажется, что я любил тебя всю свою жизнь. Ждал именно этого дня, этого часа. Со мной такого никогда не было. Я тебя еще увижу?
             - Если только завтра. Дальше в вашем селе я не задержусь, - проронила Анна.
             - Но я хочу быть с тобой всю оставшуюся жизнь, - прошептал Влас. – Ты такая, такая необыкновенная, словно неземная…

             - Такое не возможно. Я приехала сюда всего на два дня. Я не предполагала, что тебя здесь встречу. Но даже если бы я знала, что здесь живет моя судьба, то все равно не смогла бы задержаться. У нас с тобой разные дороги. Каждый пойдет по своей.
             - Но, как я буду жить без тебя? Мне божий свет не мил… Я умру, - взмолился Влас.

             - Это ты сейчас так говоришь. Придешь домой, обнимешь свою жену и все забудешь: меня, эту беседку и все то, что ты мне говорил. Меня здесь нет и никогда не было. – Анна монотонно произносила слова, которые слоями укладывались в голове Власа. – Для тебя есть только одна женщина – жена и ваши дети. О них ты должен заботиться и будешь заботиться. Ты еще не знаешь, но у вас скоро родится ребенок, твой сын, наследник. Сегодня ты об этом узнаешь… А сейчас поспеши… Поздно уже… Иди… Тебя дома заждались.

            На другой день Анна возвратилась в свое село. Вскоре она переехала в другой район. Но и там не задержалась. Едва дочке исполнилось несколько месяцев, им вновь пришлось сменить местожительство.

            … Раннее утро. Солнце нещадно палит последнюю, еще не выжженную траву. Анна идет среди полей, готовых к уборке урожая. С одной стороны мощные валки озимой ржи тянутся до самого неба, скрываясь вдалеке, за горизонтом. С другой – колосится полновесный ячмень. Пройдет немного времени и его скосит жатка.

            На ходу поправив сверток, который тяжелым грузом висел на шее; перекинув сумку из одной руки в другую, Анна торопилась дойти до села. Она спешила. Ей предстояло устроиться на «постой» к какой-нибудь старушке.

            Для начала она зайдет к одной знакомой женщине, которая приходила к ней в Максимовку. Ее дочка болела. Спасибо, Господи, травы помогли. Она сейчас здорова.
Возможно, Матрена поможет ей найти пристанище и какую-то приемлемую работу. Если не добуду пропитание, как прокормлю малютку дочь. Марии всего полгодика. Ненасытная утроба. Скоро проснется, а в сиськах почти нет молока. Откуда ему там быть, если я со вчерашнего дня ничего не ела…

            Анна остановилась, бросив сумку на землю и, осторожно положив сверток с девочкой рядом, не спеша пошла к волкам ржи. Намолотив колосья, она стала усердно разжевывать зерна. Это тоже питание. Но лучше бы встретить пшеницу. Рядом есть ячмень, но он в чешуе, от которой не избавишься, поэтому она будет жевать рожь.

            Позавтракав зерном и какой-то съедобной травой, Анна попила воды из бутылки. Посуду выбрасывать не стала, возможно, пригодится или сдаст в магазин. Копейки не помешают в хозяйстве. Покормив девочку, Анна двинулась дальше… Вот и село. Осталось найти Матрену или ее дочь.

            От колодца, с полными ведрами на коромысле, шла женщина. Анна двинулась навстречу, разглядывая сельчанку. Одета простенько: цветастое платье с оборочкой, белый платок, на ногах – тапочки. Ничем эта колхозница не отличалась от нее, разве лишь возрастом. Женщина годилась ей в матери. Анна узнала в ней Матрену. Вот повезло, подумала она. И спрашивать никого не надо.

            Матрена обрадовалась встрече. Сразу же стала благодарить за излечение дочери.
            - Верочка сына родила, - с радостью сообщила она. – С мужем живут хорошо. Со свекровью ладит. Да, что там, сваха в ней души не чает… Так, что мы встали, пойдем в дом.

            За завтраком Анна рассказала о своей проблеме, которая сразу же и разрешилась.
            - Поживи у меня. Я с ребеночком тебе помогу. Ишь девка какая! На тебя похожа глазастая.
            - Спасибо за приют, - поблагодарила Анна. – Я на время. Не хочу стеснять тебя. Мне бы какую-нибудь хатку найти.

            - В конце улицы есть один дом, - вспомнила Матрена. – Тетка Анисья на лето уехала к дочери. Возвращаться пока не собирается. Ее помощь там требуется. У ее дочери, Зойки, двойняшки родились. Так что зиму, наверное, там пробудет. Я думаю, она позволит тебе в доме пожить. И тебе польза и ей польза. Хозяйство под присмотром будет.

            Сейчас Надька, сноха ее, за домом приглядывает. Но у нее самой дел невпроворот. Скотины полон двор и огород. Да семья не маленькая.Я сегодня видела ее. Она пришла картошку полоть.

            - Я бы ей помогла. Пока Мария спит, с огородом управилась бы, - отозвалась Анна.
            - Без ведома тетки Анисьи, конечно, не заселишься. Мы сейчас пойдем к Надьке, поговорим. Она вечером скажет мужу. Думаю, за недельку все выяснится…

            По селу быстро разнесся слух о том, что у Матрены живет бабушка, которая лечила ее дочь.
            Все началось с соседки, которая пришла в обед занять хлеб, а может просто ради любопытства. Одно всех удивило: бабушка оказалась молодой, чуть старше Верочки и с маленьким ребеночком.

            Соседка ушла и прислала свою дочку. Анютка порезала мотыгой ногу и та не хотела заживать. Знахарка сделала отвар из трав, остудила его и тщательно промыла рану. К ступне привязала листочки подорожника.

            Следом пришла Клавдия, у которой были сильные боли в животе. Анна внимательно обследовала ее, составила сбор из трав, подробно объяснила, как готовить отвар и в какое время принимать.

            К вечеру травница поняла, что сможет задержаться здесь на какое-то время.
            - Прокормлюсь тем, что принесут, - поведала Анна хозяйке. – К весне дочка подрастет, можно будет пойти на какую-нибудь работу. В колхозе всегда нужны телятницы или доярки.

           Работы Анна не боялась, бралась за любое дело, быстро всему училась.
В Семеновке Анна прожила три года. Работала телятницей профилактория на животноводческой ферме.

           В селе вскоре заговорили о том, что прекратился падеж молодняка. Матрена этому не удивлялась. Она знала, что Анна при малейшем подозрении на понос дает теленку отвар из трав, дубовой коры. Молодая работница строго соблюдает правила санитарии: клетки чисто вымыты, стены побелены, подстилка всегда свежая.

           Село нравилось ей своим спокойствием. Люди относились к знахарке доброжелательно. Но Анна нутром чувствовала, что вскоре все это рухнет. Ее вновь обвинят в том, в чем она совершенно не виновата.

           Однажды к ней на лечение привезли парнишку. С одного взгляда в усталые голубые глаза, подернутые невидимой пеленой, Анна поняла, что он не жилец на этом свете. Единственное, что она могла сделать – это уменьшить боль, которая вскоре его настигнет.
Но как сказать об этом родителям, которые надеялись на чудо, но опоздали с приездом. Она рассказала им о болезни, не открывая правды о скором уходе мальчика. Дала трав, рассказала, как ими пользоваться.

           - Молитесь, - прошептала она близким, - только господь Бог может помочь ему.
Родители благодарны за излечение детей, но никогда никого не прощают за их уход.
           Через два месяца борьбы за жизнь, парня не стало и они, конечно, обвинили в этом знахарку. Возможно, от работяги милиция отмахнулась бы, все знали, что у парня рак костей и смерть его неизбежна. Но начальнику отказать не смогли, на Анну завели уголовное дело.

           Ранним утром  в ее пристанище на краю улицы, прибежала соседка председателя колхоза.
           - Уходи быстрее, - с ходу проговорила женщина, - к обеду приедет милиция.
           Не мешкая, Анна схватила заблаговременно собранные немудреные пожитки, мешок с травами, взяла за руку Марусю и выбежала из дома. Тропками, огородами добралась до соседнего села. К вечеру они оказались в городе.
                (продолжение следует)


Рецензии