Страх, кошмары, осмысление

Часто родители, переживая за своих детей, на многие их действия ставят жесткие запреты и ограничения. Само общество, по отношению к своим гражданам, поступает так же. Хорошо это или плохо? И достаточно ли эффективны жесткие запреты? Посмотрим, как эту проблему решает мозг через сновидения. Снилось, будто я нахожусь на кухне со своей бывшей женой и маленьким сыном. Нам всем надо позавтракать супом. Потом мы с женой уходим на целый день по делам, а сын остается один дома. Надо, чтобы он нормально питался и ел горячую пищу. Но для этого, когда захочется есть, он должен разогреть суп на газовой плите. Стоп. Нельзя. Газ. Опасно. Спички нельзя доверять. Но и холодный суп из холодильника тоже есть нельзя. Что же делать? Тупик, «неразрешимое» противоречие. Стоп. Не иди на поводу у возбуждения, всмотрись в ситуацию, чтобы противоположности смогли объединиться. Найди компромисс. А суп можно не ставить в холодильник. На кухне тепло, и суп будет достаточно теплый для еды. Но ведь он может испортиться. За день не испортится. Но ведь сына все равно надо приучать пользоваться газом и спичками. Не сейчас, пусть еще подрастет, но постепенно его этому обучать надо, а то, без знания, он может натворить бед…. С осмыслением ситуации, пришло успокоение и ощущение безопасности. Надо двигаться дальше. Бегу вниз по подъездной лестнице. Стоп, куда ты так несешься очертя голову, вдруг впереди какая-то опасность? Да не может быть никакой опасности, все проверено не одним днем. Но ситуация может измениться – нет ничего постоянного, поэтому ты должен видеть, куда бежишь, чтобы обезопасить себя в первую очередь. Ладно, заторможу бег и всмотрюсь в ситуацию. Черт, во время я это сделал. Последней части лестничного марша нет, а вместо него – приставная хлипкая деревянная лестница. Надо осторожно с нее спускаться. Спустился, а она вся развалилась. Некогда мне об этом задумываться, надо срочно бежать в школу, а то опаздываю на занятия. И так грозят отчислить из-за неуспеваемости (всплыли давние тревоги). Стоп, станови бег. Но ведь «надо», «обязан», «должен». Останови, я сказал, наплюй на школу, лестница для тебя важнее. В чем же ее важность? Сын может нестись по ступенькам, как я когда-то и свалиться вниз. Этого допустить нельзя. Неужели нет другого выхода? Есть, можно перепрыгнуть с площадки на площадку и тогда спуск будет нормальным. Все равно опасно. Я поднимусь в квартиру и запрещу сыну спускаться по хлипкой лестнице. Но он может забыть, может не послушаться. Тогда отремонтируй ее. Нет материала, да и в школу надо. Совсем запутался. Всмотрись в ситуацию. Что, всмотрись? Всмотрелся, дальше что? Лесенки все равно нет, а перепрыгивать с площадки на площадку опасно, можно зацепиться ногами за перила. Где же выход? А ты поставь себя на место сына, как бы сам поступил? Никого бы не слушал, а сделал бы все так, как посчитал нужным, а именно – спрыгнул бы с площадки и получил бы кайф от адреналина. Но ведь опасно. Плевать, я сам учту риски. Даже если они велики, все равно все сделаю по-своему. Тогда самым правильным будет правдиво рассказать сыну о ситуации, о возможных решениях проблемы, а он пусть самостоятельно принимает решение. Пусть учится быть самостоятельным, за каждым его шагом я все равно не услежу, да это и не обязательно. Недавно наблюдал такую картину. На небольшом пустыре, группа детей, возраста лет одиннадцати – двенадцати, оседлала небольшое дерево. Им было интересно испытывать себя, карабкаясь по ветвям и спрыгивая с них на землю. Детская площадка, на которой все предсказуемо, им была неинтересна. Девочка постарше, из класса восьмого – девятого, забралась выше всех, о чем-то поразмышляла, слезла и пошла по своим делам, сосредоточившись на мыслях. Детям нужны не стандарты, а возможности испытать себя. Им не интересно постоянно жить по правилам, придуманными взрослыми для своего удобства. Вспомнилось свое детство. Возле нашего дома росло большое дерево, окрещенное «тарзанкой», с очень гибкими ветвями, которые могли гнуться от верха до самой земли. Это было наше любимое место для игры в ловитки (догонялки, пятнашки). Море эмоций, адреналин, дух соревнований, физическая закалка. То, чего сейчас так не хватает современным детям, отдавшим предпочтение компьютерному виртуальному мирку. Снилось, будто я, как проклятый, вкалываю на работе, занимаясь сразу несколькими делами. Начал было жаловаться мастеру, но он заметил, что я за это неплохо получаю, и мне пришлось заткнуться. Уйду я с этой работы, а альтернативы нет, придется пока смириться и терпеть (ожили давние страхи). Вымотался, сил больше нет. Надо еще привести фрезерный станок в порядок (первая моя специальность, которой я начал обучаться в пятнадцать лет). Но я не закончил на нем работу. Надо хотя бы смести стружку и протереть, чтобы он не заржавел от эмульсии. Черт, там стоит другая пальчиковая фреза. Это Зюзя решил поделать на нем свои делишки. Надо за это набить ему морду. Стоп. Станок не твой, здесь ты не прав. Тогда надо, чтобы он вернул мне фрезу. На мое требование, он, нагло ухмыляясь, сует мне обломок от нее. Я говорю, что раз он ее сломал, пусть обменяет в инструменталке и вернет мне ее целую. На что он еще наглей заулыбался и сказал, что раз мне надо, то сам и обменяю. Тут я не выдержал и дал ему в морду. Я бросился за ним бежать, чтобы как следует поколотить, но он оказался проворней и сбежал. Его дружкам объяснил, что я его и в молодости гонял, за поганый характер (образ Зюзи собирательный, но схожесть портретная). Сбросил стресс, вызванный тяжелой работой и недовольством собой, разрядился и можно успокоиться, расслабиться. Но, не тут -то было. Зюзя взял себе на подмогу двух профессиональных бандитов – убийц, и они начали мое преследование (образы убийц из боевиков). С этими мне точно не справиться. Что делать? Они обложили меня, и выхода нет. Пытаюсь запутать следы, но кольцо вокруг меня все больше сжимается. Ужас, кошмар, эти не пощадят. Что делать, как найти выход? Надо вернуться к первоначальной ситуации и заново ее осмыслить. Прав я или не прав, по отношению к Зюзе? Но ведь он сломал мою фрезу и нагло улыбался, разе мог я поступить иначе? Всегда ожидай, что против любой силы, может найтись сила еще большая. Что, не надо отстаивать свои интересы, если их попирают? Надо, если ты прав. Но ведь я в данном случае, прав. Это, с какой стороны посмотреть. Фрезерный станок не твой лично. Ты не закончил делать деталь и пошел заниматься другой работой, а он понадобился тому же Зюзе. И фрезу нечего было оставлять в патроне. Но ведь я…. Вот именно, ты выставляешь свое «Я» на первое место, не считаясь с интересами других людей. Будь самокритичен, умей признавать сво ошибки. Что мне это даст? Понимание и успокоение. Равновесие. Будешь везде лезть со свои «Я», будешь получать удары. И устойчивое нарушение равновесия, отразится на твоем здоровье. Посмотри, как сразу меняется ситуация, когда ты учитываешь чужие интересы. И Зюзя сразу стал нормальным и доброжелательным, и его дружки приняли тебя в свою компанию,  бандиты из «страшных» и агрессивных, стали нормальными доброжелательными людьми. Ушло раздражение на «ненавистного» мастера, потому что начал видеться его интерес. И к работе стал относиться спокойно и делать ее без спешки, без надрыва. Прежде чем раздражаться на кого-то, разберись сначала в себе, в причинах, породивших раздражение. В большинстве случаев окажется, что ты сам не прав. Можно себя оправдать, но ущерб, наносимый самому себе раздражением, не устранить, поэтому лучше и выгодней быть объективным. 4.10.2011 г.


Рецензии