Возрождение
Благоверный князь Андрей.
Тогда…
Решили мы сходить на выходных на фотосессию. Фотокружок – хобби. Волшебство – проявлять черные катушки лент, на которой оставались, запечатлены движение времени, его мгновения, нашей радости, сомнений, дурачеств или строгие лица, дома, деревья. Все, что привлекало наше внимание. Затем в свете красной лампы, это дыхание, движение переносить на бумагу. Сначала появляются штрихами, очертания проявляясь, чернеют. Быстрей промывать, а затем фиксировать в фиксаже. Сколько раз сжигала кожу рук, в нетерпении работая, ловя тот самый миг, который спустя столько времени буду рассматривать, и вспоминать события тех незабываемых лет. Мелочи ускользают, но в целом картина неизменна…
Странно, не могу объяснить почему, но наш руководитель привел к заброшенному Лужецкому монастырю. Остатки стены, выщерблены, как грустная ухмылка полу беззубого рта Госпожи Времени. Нас тянуло войти и ощутить себя в другом измерении Прошлого, соприкоснуться с тем, что когда – то было нашей гордостью, местом поклонения для одних, жилья для других, забвения для нас.
Встреча с запустением. Бойкая трава скрыла следы упадка, кирпичи, облицовка - в бурьяне. Колкие стержни иссушенных трав, как пики скрытых воинов. Будто осень заглянула сюда, разметав желтизну, не дав отдохновения, пролилась дождем, но непогода навсегда поселилась в этих местах, вызывая тоскливые мысли. Здания с заколоченными окнами, дверями. Но это не стало преградой для ребят. Мы проникли на колокольню.
Кирпичная лестница, уводящая в небо. Узкие окна, как бойницы. Невольно приходили на ум осада врагов, и через эти самые щели можно наблюдать за передвижением противника. Плюс что-то мушкетерское: как тут сражаться на шпагах, парируя удары и стараясь не рухнуть вниз. Но мы спешили выбраться наверх.
Колокола не было. С высоты открылась красивая панорама простора Можайских земель. Даже дух захватило. Мы не галдели, обсуждая впечатление. Наоборот притихли от такой волнительной минуты. Я пыталась представить, как бы звучал колокол, разнося окрест свой голос, призывая или наоборот радуясь праздникам. Впечатление осталось до сих пор такое, что будто и вправду слышала звон.
Потом мы разбрелись по территории. Побывали в церкви. Пустое место. Нет, находясь внутри, ощущение какого-то присутствия было. Мы уважительно ходили, оглядывая разоренное место. Облезлые стены, ни иконы, ничего. Кое-где остались росписи, не осыпавшиеся, не замазанные масляной краской. По ногами хрустел битый кирпич, птичий помет, но даже в таком виде церковь внушала уважение к себе. Мы стояли перед ликами Святых, испытывая двоякое чувство: веры и неверы. Может, не показывая другим, в душе теплилась свеча Благоговения перед Ними, теми, кто создал это благолепие, перед Теми, Кто был изображен, ощущая Всепрощающую Любовь Бога к нам, забредшим .
Мы молча вышли за ворота и только тогда разговорились, зашумели, обсуждая виденное.
Прошлое….
История возникновения монастыря восходит ко времени княжения Дмитрия Донского. Он завещал земли Белозерского края и Можайск третьему сыну – Андрею. Андрей был богобоязлив и радел о построении монастырей.
В 1408 году по велению князя Андрея, близи города Можайска, основал монастырь во имя Рождества Богородицы, впоследствии получивший название Лужецкого, преподобный Ферапонт, ученик Сергия Радонежского. На Московском соборе 1547 года преподобный был причислен к лику святых, чтимых всей православной церковью.
Место, где был выстроен монастырь, ранее представляло собой обширные луга. «Лужки», как называли эту территорию, по сему и название монастыря пошло Лужецким.
Раньше постройки были деревянные. Потом отстраивался сколько раз уже каменным. Сколько пожаров, нашествий врагов испытал на себе монастырь. В 1617 году литовский королевич Владислав стоял «со своей ордой» и «опустошил Лужецкую обитель».
1812 год . Французский генерал Жюно поместил в монастыре артиллерию, пробив стены ограды до 220 отверстий.
Великая Отечественная война. В период оккупации и артиллерийского обстрела города Можайска с 20 октября 1941 г по 20 января 1942 г были повреждены здания монастыря.
В 1922 г Лужецкий был закрыт.
В 1994 году!!! Началось возрождение древней обители. А 26 мая 1999 года памятная дата монастыря – обретение мощей преподобного Ферапонта.
Кстати, в 1673 году начинают, а в 1692 году заканчивают строительство новой каменной колокольни, в которой я была в далекие 80. Колокольня имеет в высоту более 35 метров. Нижняя прямоугольная трехярусная часть сделана глухой с небольшими окошками с каждой стороны. Далее сквозной ярус аркады – площадка для колоколов и выше восьмигранный шатер с тремя рядами окон – слухов, затем, луковичная главка.
Колоколов к концу XIX в. Было 12, «звон производился очень музыкальный».
Сейчас в нижнем ярусе колокольни устроена поминальная часовня. В ней собраны древние могильные плиты, которые были обнаружены на территории монастыря.
Недавно…
Ходила службу стоять. По велению души. Прихожан было мало, течение службы «хождения ставящих свечки торопливых людей» не было. Помолившись, поклонившись мощам преподобному, сразу покидать обитель не хотелось. Мы прошлись по территории, с радостью наблюдая возрождение монастыря. Я вспоминала прошлый свой визит. Перемены радовали. Деревья в праздничной желтизне, но уже не навевала пустоты одиночества. Ухоженные тропинки, скошенная трава - эти, казалось, мелочи говорили о возрождении не только этих мест, а в душах людей, снова обретших потерянную когда-то Веру.
Свое повествование хочется закончить словами, которые Алексий II написал 31 мая 1999 года: « Слава Богу, что еще одна святыня обретена. К мощам преподобного Ферапонта, основателя Лужецкого монастыря, почивающим ныне в обители, будут притекать люди Божьи, прося молитвенного предстательства и укрепления на своем жизненном пути у подвижника земли Русской.»
4. 10. 11
фото автора
Информация:
Виноградова Т.В. "Лужецкий монастырь"
интернет
Свидетельство о публикации №211100400655