Научная стажировка в сша

                Александр В. Дмитриев

          Научная стажировка в США.

- Что за совещание? Кто-нибудь в курсе?
     Мы собрались в приёмной Ректора. И теперь пытались выяснить, по какому поводу сбор. Референт Ректора, как и Учёный секретарь, только таинственно молчали.
- Заходите, пожалуйста! – вежливо пропела миловидная секретарша, открывая высокую, массивную дверь в кабинет Ректора.
     Кабинет выходил окнами во двор, на север, поэтому здесь всегда была относительная прохлада, тишина и немного сумрачно. Высокий потолок, широкие окна, добротная деревянная мебель. Атмосфера уверенности, основательности, покоя.
     Ректор сидел за столом, негромко говорил с кем-то по «вертушке». Судя по тому, что он сидел очень прямо, казалось, что даже чуть привстав  с кресла, то говорил с важным человеком. «Вертушка», украшенная гербом СССР, для того и предназначалась: обеспечивать связь с сильными мира сего.
     Он всегда говорил негромко, чётко и ясно. В движениях был не суетлив, ходил практически не слышно. Очень аккуратный сам, того же требовал и от всех сотрудников института, особенно преподавателей. Во время работы ГЭК в июне, а в это время уже жарко, требовал, чтобы члены комиссии были в костюмах и при галстуке. Проверял. Делал внушения. Порой доходило до того, что во время экзамена выставляли «дозорного», который предупреждал о его появлении.
      Каждое дело тщательно взвешивал, выверял, только потом уже брался за него. Брался основательно. Старался всё доводить до разумного конца. Помнил всё до мельчайших деталей. А чтобы другим «освежить» память, на заседаниях установили микрофон и записывали на магнитофон. Если раньше бывали любители поспорить, что я, мол, не то сказал или не так, теперь трудно было оспорить. Не сошлёшься, как прежде на нерадивую секретаршу. Всё зафиксировано! Многих это раздражало, настораживало. Но настойчивость Ректора дала результаты уже в ближайшие годы. Возросло, и значительно, число преподавателей с учёными степенями и званиями, упорядочился учебный процесс. Институт всегда соответствовал высокому уровню, но сейчас хоть и стало строже, но и более понятно, предсказуемо. Во многом…
     В кабинете, кроме него, уже сидели за длинным приставным столом проректоры, парторг, председатель профкома и несколько деканов.
     Ректор завершил разговор, повернулся, с чуть заметной улыбкой внимательно осмотрел поочерёдно всех приглашённых. Словно рентгеновский аппарат. Такое впечатление, что насквозь нас видит.
- Ну что? Гадаете? Зачем, мол, собрали избранных?
     Слово "избранные" он явно выделил.
     Мы переглянулись. Действительно, среди приглашённых преподавателей все были активными, деятельными, недавно защитившими кандидатские диссертации.
     Многие работали в деканатах, а иные уже заведовали кафедрами.   
- Мы собрались, чтобы рассказать вам об очень серьёзном мероприятии. Долго совещались, советовались. Должен прямо сказать, что в настоящий момент здесь собрана молодая элита. Не только нашего института, но и города, республики, а может и страны. Элита интеллектуальная, в первую очередь.
     Сделал паузу, дал осмыслить важность сообщения.
- Была сделана большая предварительная работа. По всем направлениям. Рассматривалась и научная деятельность, и учебная, и методическая, и административная, владение иностранными языками, и, не в последнюю очередь, личностные и моральные качества. Подготовка заняла не один месяц. Так что, здесь действительно достойные представители.
- Министерство высшего образования выделило места на научную двухгодичную стажировку в США. Так как наш ВУЗ многопрофильный, это не просто место по конкретной специальности. Мы имеем право порекомендовать специалиста с любого факультета, практически в любой ВУЗ Америки. Но это и большая ответственность. Надеюсь, вы понимаете, что будете представлять нашу великую страну?
- Более подробную информацию доложит Учёный секретарь. Надо будет пройти подробное анкетирование, собеседования.
     Ректор сделал паузу. В кабинете была абсолютная тишина. Мы даже не представляли, что такое возможно! Стажировка! В АМЕРИКЕ! Не сон ли это?
- Время у нас ещё есть. И я попрошу это время не тратить попусту. Работать, работать и работать! Каждый имеет шанс. И немалый! Проявите себя, постарайтесь. Не рассматривайте это как конкуренцию, а, скажем, ещё один пункт в нашем социалистическом соревновании. Особо афишировать это не стоит, информация для узкого круга. Мы в вас верим! Вопросы есть?
     Воодушевлённые, окрылённые, мы окунулись в дела. Кроме того, что это действительно надо было заслужить, сама мысль оказаться в далёкой, фантастической Америке, грела душу. Мы и в загранпоездку попасть не могли, а уж на два года… Просто немыслимо!
     И началось! И до этого собрания все старались, а уж теперь… Анкетирование, собеседование, в том числе с куратором КГБ, партком, местком. Друзья из других ВУЗов подтвердили, да, есть такая программа. Вот мы и проявляли себя.
     Прошёл почти год. Нас вновь собрали у Ректора. Правда, уже меньше людей осталось. Кто-то отсеялся из-за слабого знания английского, кто-то ещё по каким-то причинам. Настроение было отличное. Прошёл слух, что практически все прошли, мест выделено достаточно. Шли, как на праздник.
     Ректор был воодушевлён. Сказал хорошую речь, похвалил каждого. Отметил несомненные успехи, возросший уровень подготовки. Ни одна деталь не ускользнула от его внимательного ока. Завершил он своё выступление, говоря чуть громче, чем обычно.
- Дорогие товарищи! Мы видим, что не ошиблись, рекомендуя наших коллег, как грамотных специалистов! По всем техническим параметрам они проходят! Пришло время подвести итоги, принять решение. Кто же получил право поехать на стажировку в Америку?!
     Все замерли: вот она, кульминация! Кому повезёт?
- Но сначала я попрошу посмотреть вас, уважаемые соискатели, на нас, старшее поколение, тех, кто дал вам путёвку в жизнь. Посмотреть в глаза тем, кто не покладая рук столько лет трудится на благо нашей великой Родины!
- Все вы - достойные специалисты. Подчёркиваю – специалисты! Но очень горько мне…
Похоже, что мы всё же ошиблись в вас.  И это люди, которые столько могут, в которых столько вложено, хотят сбежать с передового фронта науки, образования и махнуть за рубеж? Теперь мне ясно ваше истинное лицо.  Или здесь работы нет? Нечего созидать, налаживать? У вас совесть есть?
     Ректор замолчал. Когда пауза стала невыносимой, очень эмоционально «пригвоздил»:
- Здесь будете работать!
- Работать так, как показали, что умеете!
- Родной институт, республику, страну поднимайте!
- Все свободны.
     Расходились молча. Да и что тут скажешь?
     А на стажировку в США поехали. Другие люди. Сплетничали, что родственники «сильных мира сего».
     Ведь наш институт "добровольно и единогласно" отказался от мест…

Начало:  http://proza.ru/2011/11/27/1149


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.