Гипноз, ЕГЭ и рыночная экономика

     Гипноз – не полный сон, а что же?

     Ни одна из стадий глубокого сна не сравнима с гипнотическим состоянием. Естественный сон, в отличие от гипнотического, характеризует состояние нормального сознания.

    В течение многих лет на страницах «Медицинской газеты» продолжалась дискуссия между психиатрами и психотерапевтами о целесообразности применения гипноза в клинической практике и в целях стимулирования творческой активности личности. К сожалению,  дискуссия прекратилась, а гипноз вышел далеко за рамки медицинских учреждений и  стал чуть ли не главным принципом современной экономики.

     Итак,  гипноз – не сон. А что же? Без ответа на этот вопрос невозможно рассуждать о вреде и пользе применения данного метода.

     Естественная природа человека не предусматривает постороннего вмешательства в психическую деятельность во время сна.
   
     Профессор психиатрии Т.Доброхотова в своих научных работах подчеркивала, что нормальное нервно-психическое развитие ребенка, поддержание достаточной эффективности психической деятельности взрослого  основываются на фундаментальном свойстве головного мозга – его функциональной асимметрии. Это значит, что в норме процессы в левой и правой половине организма происходят не синхронно. В то же время, значительное преобладание функций правой половины (правшество) или функций левой (левшество) нарушают адекватное восприятие человеком окружающей действительности.

     "Правшество" и "левшество", по сути, патологии, не позволяющие человеку объективно реагировать.

     В экспериментах профессора В. Димпфеля (Институт гипноза Линден, Германия),  испытуемые в состоянии глубокого гипноза с открытыми глазами играли в шахматы, сидели в креслах и слушали музыку, - чем не «обычное общество»? -  только у них были зарегистрированы «весьма симметричная активность полушарий мозга» и «правополушарная доминанта медленной активности», которая связывалась экспериментатором с готовностью к максимальной управляемости физическими и психическими процессами организма.

     Итак, гипноз... При отключении процессов запоминания бесполезен (я все равно не куплю в магазине товар, который мне навязывают повторяющаяся под музыкальное и видео сопровождение реклама и заботливые консультанты). А если я, все-таки, запомню, что со мной происходило в этом магазине, то вряд ли захочу прийти в него снова - попытка внушения причинила мне моральный вред и материальный ущерб, если я все-таки купила ненужный мне рекламируемый товар.

      Запоминание того, что происходило под гипнозом, по мнению медицинских специалистов, приводит к более или менее длительному синдрому раздвоения личности, который характеризуется как «состояние постгипнотической инерции», продолжающееся после гипнотического сеанса от двух-трех дней до недели, а при проведении сеансов 2 – 3 раза в неделю длится практически беспрерывно.

     Психотерапевт В. Райков («Психологический журнал», 1992, т.13, №3, с. 105) приводил примеры жалоб пациентов, подвергшихся воздействию гипнозом. Одним в состоянии постгипнотической инерции  казалось, что всё в реальной жизни  происходит не с ними, а  кем-то другим. Другие   утверждали, что ситуации, которые явно имеют для них неприятный и негативный характер, не задевают их сердца. Эти состояния раздвоения личности автор почему-то называл  внутренней автоматической антистрессовой защитой.

     Не по этой ли причине - в целях антистрессовой защиты экзаменуемого,  и была введена процедура сдачи школьниками ЕГЭ.

     Установка не на поиск решения в конкретной ситуации, исходя из всего накопленного опыта, а на один из предложенных, готовый результат,  репетируется со школьниками годами и навязывает с юношества патогенетический стиль мышления. В качестве отдаленных последствий у таких людей, как наиболее частые, прогнозируются  депрессия, невротическая тревога, стереотипное поведение.

     О творческом процессе в гипнозе  не может идти речи. Творчество, а выбор решения - именно процесс творческий, – это активное восприятие многообразной действительности и ее личностное отражение в принципах, действиях и мышлении, а не «хаотичный фонтан фантазии», как считает В. Райков, характеризующийся рефлекторно повторяющимися движениями. Гипноз, внушение направлены на притупление поисковой активности. Экзамен, являющийся проверкой накопленного творческого потенциала (умения применить знания), превращается в проверку успешности рефлекторного реагирования.

     Отмечено, что у людей, когда-либо подвергавшихся гипнозу, занижен ситуационный анализ, у них формируется зависимость от лидера, способность к немотивированным поступкам. «Оголенность» психики гипнотиков делает их легкой добычей для преступных элементов, которые могут манипулировать их измененным сознанием в своих корыстных целях. У общества гипнотиков существует реальная опасность свернуть в иллюзорный мир…

      Пробуждайтесь!
    


Рецензии
Браво! С точки зрения гипноза еще никто ЕГЭ не рассматривал. Глубинный анализ психического аспекта тестирования...

Елена Гвозденко   05.10.2011 16:46     Заявить о нарушении