Гипноз - не сон, а что же?
Итак, гипноз – по оценке специалистов - один из методов внушения, и нам все чаще приходится сталкиваться с ним в обыкновенной рекламе.
Профессор психиатрии Т.Доброхотова в своих научных работах подчеркивала, что фундаментальное свойство головного мозга – его функциональная асимметрия. Это значит, что в норме процессы в левой и правой половине организма происходят не синхронно. Однако, и значительное преобладание функций правой половины (правшество) или функций левой (левшество) нарушают адекватное восприятие человеком окружающей действительности.
Гипноз синхронизирует работу обоих полушарий мозга.
В экспериментах профессора В. Димпфеля (Институт гипноза Линден, Германия), испытуемые в состоянии глубокого гипноза с открытыми глазами играли в шахматы, сидели в креслах и слушали музыку, - у них были зарегистрированы «весьма симметричная активность полушарий мозга» и «правополушарная доминанта медленной активности», которая связывалась экспериментатором с готовностью к максимальной управляемости физическими и психическими процессами организма.
Итак, гипноз - это еще и настройка сознания на подчиненность доминирующему субъекту.
При отключении процессов запоминания гипноз бесполезен (я все равно не куплю в магазине товар, который мне навязывает повторяющаяся под музыкальное и видео сопровождение реклама). А если я, все-таки, запомню, что со мной происходило в этом магазине, то вряд ли захочу прийти в него снова, если я все-таки купила рекламируемый товар и понесла неоправданные расходы.
Запоминание того, что происходило под гипнозом, по мнению медицинских специалистов, приводит к более или менее длительному синдрому раздвоения личности, который характеризуется как «состояние постгипнотической инерции», продолжающееся после гипнотического сеанса от двух-трех дней до недели, а при проведении сеансов 2 – 3 раза в неделю длится практически беспрерывно.
Психотерапевт В. Райков («Психологический журнал», 1992, т.13, №3, с. 105), приводя примеры жалоб пациентов, подвергшихся воздействию гипнозом, называл это состояние "автоматической антистрессовой защитой". Но какая же это "защита", если одним в состоянии постгипнотической инерции казалось, что всё в реальной жизни происходит не с ними, а кем-то другим, а другие утверждали, что ситуации, которые явно имеют для них неприятный и негативный характер, не задевают их сердца.
В качестве отдаленных последствий у таких людей отмечались депрессия, невротическая тревога, стереотипное поведение.
О творческом процессе в гипнозе также не может идти речи. Творчество, а выбор решения - именно процесс творческий, – это активное восприятие многообразной действительности и ее личностное, волевое отображение в принципах, действиях, мышлении, а не «хаотичный фонтан фантазии», ограниченный состоянием транса (гипнотическим сном) и выражающийся в рефлекторно повторяющихся движениях.
Отмечено, что у людей, когда-либо подвергавшихся гипнозу, занижен ситуационный анализ, у них формируется зависимость от лидера, способность к немотивированным поступкам. «Оголенность» психики гипнотиков делает их легкой добычей для преступных элементов, которые могут манипулировать их измененным сознанием в корыстных целях.
Свидетельство о публикации №211100501078
Елена Гвозденко 05.10.2011 16:46 Заявить о нарушении