Джоконда

Картина Леонардо да Винчи, находящаяся в Лувре (Париж, Франция), одно из самых известных произведений живописи в мире, которое, как считается, является портретом Лизы Герардини, супруги торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо.

"Исходящее от „Моны Лизы“ ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. И сама улыбка её отнюдь не выражает превосходства или пренебрежения; она воспринимается как результат спокойной уверенности в себе и полноты самообладания». Искусствовед Ротенберг.

И все, что Ротенберг описал, можно назвать одним словом - просветление. Джоконда - это портрет просветленного (пол не важен) человека. И если главное для зрителя в искусстве - это ощутить исходящую от произведения энергию, то Леонардо, как техник, дал всему миру огромную возможность - стать просветленными. В этом и есть тайна этой картины, на мой взгляд. Зрителю достаточно взглянуть, прочувствовать, принять энергию и...просветлеть.

Конечно не все так просто, иначе люди не гадали бы веками, выстаивая очереди в Лувре, а просветлялись ежедневно и навсегда. Проблема состоит в не просветленности ума человека (человечества). В нашем мире не существует культа просветления. Нет школ, нет общепринятых ежедневно оттачиваемых методик. А принять высшую энергию невозможно без Знаний. Иисус хотел передать Знания, но люди убили его, ведь он говорил не понятные вещи. Леонардо "повезло больше" - он передавал Знания не с помощью слов, а с помощью кисти.

Очень важен на картине окружающий пейзаж. Просветленного можно изобразить только в гармонии с окружающим миром. Иногда встретишь на прилавках усеченный вариант этой картины – только лицо Джоконды. Такая картина (репродукция) не будет нести то, ради чего она написана. Картина "Мона Лиза" имеет все качества, необходимые для живой иконы, и только в первозданном виде.

Леонардо был не только художником, но и ученым, естествоиспытателем и изобретателем. Придуманные им техники, такие как «неотрывный взгляд», «эффект присутствия», «временной эффект» приняты искусствоведами, но не разгаданы. А разгадать может только тихое сердце: без ума, без мыслей, находящееся в состоянии "здесь и сейчас". И не важно кому это сердце принадлежит, главное, что оно живое. Все живое поймет друг друга, ведь оно - единое целое.

Думаю, что сам Леонардо да Винчи жил ОСОЗНАННО и сделал все, чтобы его картины несли такую энергию людям. Совместное владение кистью, техникой и духовное Знание своего дела создало эффект невероятности. Можно образно сказать: вклад Леонардо в просветление человечества заключен в рамке одной картины «Джоконда».


Рецензии