Записки Прогдиггера 66 Музыка эпохи барокко

Эпоха барокко – мой самый любимый период в истории классической музыки. Математически выверенное буйство звуков, звенящие аккорды клавесина, виртуозность и инновации – барокко, фактически, исчерпало собой все многообразие возможностей музыки, идущей от чистой духовности и веры. В последующие эпохи композиторы стали писать либо чувствами, либо идеями, что в равной степени делало музыку приземленной, слишком человеческой. В эпоху барокко музыка была – божественной. Не даром самого великого композитора того времени называют "пятым Евангелистом" – его музыка боговдохновенна.

Барокко стало временем окончательного формирования академической музыки. Появились или приобрели законченный вид основные формы инструментальной музыки – концерт, трио-соната, сюита, токатта. Основными принципами построения музыкальных произведений стали контрапункт и фуга, как высшие проявления полифонии. Среди особенностей барокко стоит также упомянуть и повсеместную практику "генерал-баса" или "бассо континуо" – композиторская  техника, при которой аккомпанемент не расписывается детально, а записывается только цифрами, обозначающими аккорды. Исполнители генерал-баса (обычно клавесин или низкие струнные) импровизировали свои партии в пределах этих аккордовых последовательностей, что, к слову, роднит барокко с джазом.

Выделяются три основных региональных стиля зрелой барочной музыки – Итальянская, Немецкая и Французская школы.

Итальянская, представленная такими великими именами, как Корелли, Вивальди и Альбинони, тяготела к стремительной, богато украшенной музыке, ориентированной на виртуозное скрипичное исполнение и смелые музыкальные новшества. Итальянское барокко шло в авангарде и служило источником идей для немецких и британских композиторов. Кроме того, Италия – это опера.

В Германии Барокко было более торжественным, величественным, универсальным, полным математических аллюзий, пифагорейски изъясняющих тайны мироздания. Немецкие композиторы – и прежде всего, Бах и Телеманн, - наибольшее внимание уделяли церковной музыке – мессы, кантаты, каноны. В инструментальной музыке превалировали клавишные инструменты – орган и клавесин.

Во Франции барокко было светским, или даже – королевским: среди композиторов числился и сам Луи XIII, автор знаменитого Марлезонского балета. Для Французского барокко характерны степенность, галантность и прочие придворные манеры, а так же тесная связь с театром. Величайшие композиторы – Люли и Рамо – оставили богатое наследие: оперы, клавесинные сонаты, - но, к сожалению, среди этого не так много концертной музыки.

Отдельно стоит упомянуть английское барокко. Стоя особняком и испытав влияние всех основных школ, английские композиторы более других были открыты влиянию простонародной музыки, поэтому в английском барокко очень много песен и часто слышны фольклерные мотивы. Свой собственный великий композитор у британцев – Генри Пёрсел, - но самый знаменитый лондонский маэстро – один из величайших композиторов всех времен немец Георг Гендель.

В наше время существуют две различных практики исполнения барокко – академическая (осовремененная) и аутентичная (на старинных инструментах и с учетом старой исполнительской манеры). Я предпочитаю, когда между ними соблюден баланс – тогда и звук чище и мощнее, и прилизанности, характерной для академистов, нет.

Композиторы эпохи барокко:

Agrell, Johan (1701 - 1765)
Albicastro, Giovanni Henrico (1660 - 1730)

ALBINONI, Tomaso Giovanni (1671 - 1751) – знаменит прежде всего приписанным ему адажио для струнных и органа, которое стало одной из самых востребованных мелодий ХХ века. Однако, его творчество намного интереснее. Ближе всего по изысканности и смелости Альбинони стоит к Вивальди, почти не уступая тому ни в чем.

Arne, Thomas (1710 - 1778)
Avision, Charles (1709-1770)

BACH, Johann Sebastian (1685 - 1750) – величайший композитор всех времен. И это бесспорно. Автор двух грандиознейших произведений, одно из которых (Хорошо темперированный клавир) стало и революцией в музыкальной теории, и методическим пособием вплоть до наших дней, а второе (Искусство фуги) до сих пор полностью не понято и не разгадано. Великий интерпретатор, переосмысливший произведения предшественников и воплотивший их в новой, более величественной форме (например, концерты Вивальди для скрипки стали концертами для двух и трех клавесинов с оркестром и концертами для органа). В церковной и органной музыке не имеет себе равных в истории музыки.

Biber, Heinrich Ignaz Franz von  (1644-1704)
Blow, John (1649 - 1708)
Boismortier, Joseph Bodin de (1689 - 1755)
Bononcini, Giovanni Battista  (1670 - 1747)
Boyce, William (1711 - 1779)
Brescianello, Giuseppe Antonio (1690 - 1758)
Bruhns, Nikolaus (1665-1697)
Buxtehude, Dieterich (1637 - 1707)
Caldara, Antonio (1670-1736)
Carbonelli, Giovanni Stefano (1690 - 1772)
Castello, Dario (1590 - 1630)
Castrucci, Pietro (1679-1752)
Charpentier, Marc-Antoine (1643 - 1704)
Clerambault, Louis-Nicolas (1676 - 1749)

CORELLI, Arcangelo (1653 - 1713) - скрипач-виртуоз, зачинатель школы игры на скрипке. Еще одна его заслуга – завершил формирование жанра концерта как такового и кончерто-гроссо в частности.

Couperin, Francois  (1668 - 1733)
Dall' Abaco, Evariste Felice (1675 - 1742)
Delalande, Michel Richard (1657 - 1726)
D’Anglebert, Jean-Henry (1635 - 1691)
Eyck, Jacob van-der (1590 - 1657)
Facco, Giacomo (1676 - 1753)
Fasch, Johann Friedrich (1688 - 1759)
Fils, Mr. de Sainte Colombe le (1660-1720)
Fiocco, Joseph-Hector (1703 - 1741)
Fontana, Giovanni Battista (1571 - 1630)
Forqueray, Antoine (1671 - 1745)
Froberger, Johann Jacob  (1616-1667)
Froberger, Johann Jakob (1616 - 1667)
Fux, Johann Joseph (1660 - 1741)
Geminiani, Francesco (1687 - 1762)
Graun, bros. (XVIII cent.)
Graupner, Christoph (1683 - 1760)
Guerre, Elisabeth Jacquet de la (1665 - 1729)

HANDEL, Georg Friedrich (1685 - 1759) – прежде всего, автор оратории "Мессия", фактически, неофициального религиозного гимна Британии. Кроме того, написал "Музыку на воде" и "Музыку для фейерверка", а так же концерты для органа с оркестром и кончерто-гроссо.

Hasse, Johann Adolph (1699 - 1783)
Heinichen, Johann David (1683 - 1729)
Hotteterre, Jacques-Martin (1674 - 1763)
Kapsberger, Johann Hieronymus (1575 - 1661)
Lanzetti, Salvatore (1710 - 1780)
Leclair, Jean-Marie (1697-1764)
Locatelli, Pietro Antonio (1695 - 1764)
Louis XIII (1601 - 1641)
Lully, Jean-Baptiste (1632 - 1687)
Manfredini, Francesco Onofrio (1684 - 1762)
Marais, Marin (1656-1728)
Marcello, Alessandro  (1669 - 1747)
Marcello, Benedetto (1686 - 1739)

Monteverdi, Claudio (1567 - 1643) – считается одним из первых авторов музыкального барокко.

Mudge, Richard (1718 - 1763)
Muffat, Georg (1653 - 1704)
Naudot, Jacques-Christophe (1690 - 1762)
Pachelbel, Johann (1653 - 1706)
Pasquini, Bernardo (1637 - 1710)
Pedrini, Teodorico  (1671 - 1746)
Pergolesi, Giovanni Battista (1710 - 1736)
Philidor, Pierre Danican (1681-1731)
Pisendel, Johann Georg (1687 - 1755)
Porpora, Nicola (1686 - 1768)
Purcel, Henry (1659 - 1695)

Quantz, Johann Joachim  (1697-1773) – один из величайших композиторов, писавших для флейты. Автор более трехсот концертов.

RAMEAU, Jean Philip (1683 - 1764) – самая значительная величина французской барочной музыки. Знаменит как автор опер, балетов и клавесинных пьес.

Rosenmuller, Johann (1619 - 1684)
Sainte-Colombe, Monsieur de (1640 - 1700)
Sammartini, Giuseppe & Giovanni Battista Sammartini
Scarlatti, Giuseppe Domeni;o (1685 - 1757)
Schmelzer, Johann Heinrich von (1623 - 1680)
Schutz, Heinrich (1585 - 1672)
Simpson, Christopher (1605 - 1669)
Starzer, Josef (1726 - 1787)
Stradella, Alessandro  (1644-1682)
Tartini, Giuseppe (1692-1770)

TELEMANN, Georg Philipp (1681-1767) – великий немецкий композитор, которого современники уважали много больше его коллеги Баха.

Tessarini, Carlo (1690 - 1766)
Torelli, Giuseppe (1658 - 1709)
Uccellini, Marco (1603 - 1680)
Valentini, Giuseppe (1680 - 1746)
Venturini, Francesco (1675 - 1745)
Veracini, Francesco Maria (1685—1750)

VIVALDI, Antonio (1678 - 1741) – на мой взгляд, второе имя в музыке барокко после Баха. Когда-то его считали "младшим коллегой" Баха, но теперь ставят вровень с ним. Бах лично интересовался творчеством итальянца, интерпретировав многие его произведения. Вивальди можно слушать часами – не надоедает (если, конечно, речь не о том, чтобы слушать исключительно "Времена года").

Wagenseil, Georg Christoph (1715 - 1777)
Weiss, Silvius Leopold (1687 - 1750)

Westhoff, Johann Paul von (1656 - 1705) – один из любимых композиторов. К сожалению, до нашего времени дошло всего несколько его произведений, самые знаменитые из котрых – семичастные сонаты для скрипки и бассо континуо.

Zelenka, Jan Dismas (1679 - 1745)

PS. Если кому интересно, могу отдельно дать список записей по любому из композиторов. В качестве примера, весьма внушительный список Вивальди:

--- Concertos (Pinnock, 8CD)
--- Concertos for cello
--- Concertos for different instruments
--- Concertos for flute and recoder
--- Concertos for Oboe
--- Concertos per archi
--- Double Concertos
--- New Discoveries
--- Op.1-12 (I Musici)
--- Op.1-12 and other works (Scimone)
--- Rare works
--- String concertos
--- The Four seasons
9 Concertos (Hogwood)
Cello Sonatas (Bylsma)
Complete Lute Music
Concert for the Prince of Poland
Concerti Alla Rustica
Concerti da Camara (2CD)
Concerti da Camera
Concerti di Dresda
Concerti di L'Amoroso
Concerti e Cantate da Camera
Concerti e sinfonie
Concerti per violino - Di Sfida
Concerti per violino - I 'La caccia'
Concerto della Natura - Sonatori, Carmignola
Concerto Rustico (De Marchi)
Concertos For Flute, Mandolin, Basson & Violin
Famous Concertos
In Furore & Laudate Pueri e Concerti Sacri
L'Estro Armonico op.3
L'Olimpiade (opera, 3CD)
La Senna Festeggiante (opera)
Late Concertos (2CD)
Manchester Violin Sonatas (Manze, 2CD)
Nisi Dominus (arias)
Oboe Sonatas (Goodwin)
Organ Concerti
Sonate da Camera (L'Astree)

OTHER RECORDS @192:
11 Concertos
Chamber Music with Wind Instruments
Concerti con Molti Istromenti
Concerti da Camera (4CD)
Concerti di Parigi
Concerti per Clavicembalo (from Op.3 & 4)
Concerti per Viola d'Amore
Concerti pour Hautbois, Basson et Cordes
Concertos for 2 Violins
Concertos for the Emperor
Concertos para Bandolim e Diversos Instrumentos
Concertos pour basson (5CD)
Concertos. Op. 3, 4, 9 and other (7 CD)
Flute Concertos
Il Proteo (Double and Triple Concertos)
Konzerte fuer Blockfloete, Streicher und Cembalo
La Viola da Gamba in Concerto
Sopraninokonzerte (Concertos for blockflute)
The Essential Vivaldi (2 CD)
Wind & Brass Concerts


Рецензии