Студент
Батюшки!... да это же я, собственной персоной.
Что произошло, что случилось? Куда девался тот худющий паренек, бравировавший своей свободой, своими морскими подвигами, исколесивший полстраны, повидавший мир и людей с самых разных сторон? Господи, что произошло и что случилось?
Да ничего не случилось, все своим чередом, все в порядке. Просто это студенческий выпускной альбом, а в альбоме фотографии выпускников курса, окончивших радиотехнический факультет, авиационного института в далеком 1974 году. Пять с половиной лет учебы и вот вам новый человек. И это кроме определенного комплекта технических знаний, которые я получил за годы учебы. Нет того парня, который первого сентября 1968 года переступил порог большого здания на площади Свобода, города Казани. Оказывается, пять с половиной лет, это целая жизнь. За эти годы я превратился в совершенно другого, незнакомого мне, прежнему, человека. Учеба в институте, как бульдозер или дорожный каток, перелопатила меня до основания. Но «виновата», скорее всего, не сама учеба, а люди, прежде всего, люди. Люди, с которыми меня свела учеба. Вот они, здесь, в альбоме. Я листаю его. Здесь помещены фотографии, более четырехсот человек. И это далеко не все, кто «проехался» по мне за эти годы. Многих я уже и не помню, а иные буквально «врезались» в память. Главное, я не помню среди них плохих людей, по моему, их просто не было.
Парад лиц открывается портретами наших преподавателей. Здесь только небольшая часть их. Вот, Иван Ильич Вовченко, математический анализ, дифференциальное и интегральное исчисления – его специальность. Это по его пособию для поступающих в вузы, я готовился к экзаменам по математике в КАИ. Это он на первом же коллоквиуме, через несколько недель после начала занятий, сбил спесь с нас, «умников», доказав, что мы ни черта не понимаем в определении предела бесконечно малой величины. Пятеро из нас шестерых с позором расписались в своей некомпетентности. Одна Татьяна Панищева сумела ему каким то образом объяснить, что это за штука такая. И это он перед экзаменами первой сессии втолковывал нам, что не зубрить надо материал, этого мало и ничего не даст, а надо понимать его. Если этого нет, бесполезно надеяться на халяву или везение и прав, ведь оказался. А вот еще один портрет: доцент Балашов - радиотехнические цепи и сигналы. Два раза в неделю читал он нам свои лекции, да еще при случае, прихватывал часы у Войдинова В.Г., в ущерб теоретическим основам электротехники, которые тот преподавал. В результате за семестр набиралось почти сорок лекций и экзамен превращался в Голгофу, с реальной возможностью распятия, в виде исключения из института. А лекции Дымского? Он читал теорию электромагнитного поля. Тихий ужас проникал в наши сердца, когда он всю площадь доски исписывал уравнениями Максвелла. Зато на экзаменах он вел себя как истинный джентльмен. В упор не видел, как его студенты списывают ответы на билет. У него была своя система оценки наших знаний. Желающие получить трояк, должны были суметь внятно объяснить ему то, что списали. Хочешь получить более высокую оценку? – пожалуйста, реши задачу прямо сейчас за моим столом. Задач этих у него было великое множество. Или еще пример: обычный, хорошо знакомый электрон, который вдруг, как ночной тать, начинал проскакивать одновременно сразу в две, рядом стоящие двери. Это Бушманов Б.Н., в курсе физики твердого тела, нам мозги пудрил. Доказывал что такое извращенное поведение, милого и простого электрона, это следствие двойственной природы его. Дескать, обладает он и волновыми и корпускулярными свойствами. Ох, неисповедимы пути твои, Господи. Или, вот еще, ересь несусветная: невидимые уровни Ферми, по которым якобы прыгают фотоны, то испуская, то поглощая кванты энергии. Сдались они нам, эти попрыгунчики! Но хочешь, не хочешь, а экзамен по квантовой механике стоит в учебном графике. Боже, ты мой. Всего и не перечислишь, чему нас учили. Профессорско – преподавательский состав факультета трудился в поте лица, с полной отдачей сил, вбивая в наши головы все эти заумные сведения. И все для того, чтобы после обучения мы могли называться инженерами. Спасибо им. Думаю, их труд не пропал втуне. Школа КАИ – настоящая путевка в жизнь.
Дальше в альбоме пошли фото самих студентов, окончивших наш курс. На каждой странице фолианта, в качестве фона, фотографии – иллюстрации нашей жизни, за прошедшие пять с половиной лет. Хороший альбом и я его храню, как дорогую память об учебе, о студенческой поре своей жизни.
А началась эта новая жизнь первого сентября 1968 года на улице Л.Н. Толстого, в учебном здании №2, лекцией по начертательной геометрии. Здесь я встретился со своей группой, в которой предстояло учиться. В тот же день нам объявили, что мы едем в колхоз на уборку урожая. Это был один из аспектов советской действительности. Каждой осенью в СССР объявлялся всесоюзный аврал и вся страна выезжала в колхозы на битву, то ли за урожай, то ли с урожаем. Все вузы и разные НИИ отправляли большие отряды на уборку урожая, что бы не забывали: «разлагается картофель на полях». Поехали в деревню на месяц и мы всем курсом. Наша группа попала в Муслюмово, на уборку сахарной свеклы, это довольно далеко от Казани, в Закамье. По дороге на место дислокации и уже на месте, мы окончательно перезнакомились. Двадцать пять человек в группе, семь или восемь девочек, остальные ребята. В группе я самый старший по возрасту, но есть и еще один «старпер» – Виктор, остальные, практически все, вчерашние школьники. Причем это, в основном выпускники престижных специализированных школ, знания от них так и отскакивают, как горох от стальной стенки. Я рядом с ними, со своей вечерней школой, деревня глухая. Нужно еще добавить, что в основном это дети из хороших семей, с хорошим воспитанием. То есть мало того, что грамотные, они еще и вежливые, чистенькие, ухоженные такие. Господи, куда я попал? Первый урок вежливости и корректности в поведении я получил почти незамедлительно. На третий или четвертый день нашего сельского жития, в деревне вспыхнул пожар, загорелся дом. Мы, конечно, прибежали на место происшествия. В суете и суматохе, неизбежных, при таком бедствии, я каким то образом ввязался в этот процесс и в запале закричал на кого то. Выразился я, конечно, не парламентским языком, а малость, для внятности, «подсолил» сказанное, как это было принято в моей прошлой жизни. Сделал я это автоматически, ничуть не думая о правилах хорошего тона и все бы ничего, да окружающие меня люди были не матросами или заводскими работягами, а сокурсниками из моей группы. И я сразу понял это, потому что услышал, как красивая девочка, этакая «девочка – куколка», ну просто эфирное создание, строго мне говорит: «Юра, так нельзя выражаться. Что с тобой»? Мгновенно я прикусил свой язык, слава богу, что не откусил совсем. Этот первый урок мне преподала наша Таня Коробова, умница, красавица, студентка первокурсница из нашей группы.
После этого урока, я начал понимать, что пора мне забывать многое из того, что составляло доныне, мои привычки и понятия. С этой поры началось мое перевоспитание и перерождение. Наибольший вклад в этот процесс внесла девушка по имени Наташа. Она буквально перевернула мой мир, хотя к тому времени я был уже сложившимся человеком. Она сумела, притом очень деликатно и ненавязчиво, привить мне элементарные навыки общения в цивильном обществе. Это она научила меня волшебному слову «пожалуйста», научила вежливым терминам, употребляемым в обычном разговоре. Конечно, все эти слова мне были известны. Просто мое прежнее окружение в повседневном общении не очень то использовали их, нужды не было. Мы прекрасно обходились и без них, этих слов показной вежливости, наш лексикон был богат простыми народными словами. Но Наташа аккуратненько «отесывала» меня, соскабливая прежнюю словесную шелуху и сермяжную грубость. Общение с ней было для меня, как процесс очищения и приобщения к миру, в котором царит не грубость, а уважение к партнеру, доброжелательность к собеседнику, к людям. Я хочу, чтобы правильно меня поняли и не подумали об этой девушке, как о некоей новой Мальвине, поучающей Пьеро. Боже упаси. Она – обыкновенная девушка из плоти и крови и жила не в воздушном замке, а здесь, рядом с нами, на нашей грешной земле. Она не была изнеженной фифой, не видевшей трудностей, никогда в жизни, не слышавшей грубого слова. Просто она так была воспитана и такой была от природы. Но, правда, для объективности, должен сказать, что ей едва ли удалось бы на меня так воздействовать, если б не ее красота. Сказать, что она была красива – не сказать ничего. Это была королева красоты! Я не смогу объективно описать ее, я – «тронутый» ее красотой, человек, на всю жизнь «ушибленный». Прибегну к методу сравнения, то есть дам ориентир или некий образец, а дальше фантазируйте сами. При этом, чем краше она будет в вашем воображении, тем ближе к истине, но все равно далеко от нее. Приготовились? Называю эталон, образец: молодая итальянская актриса Софи Лорен. Хочу только добавить, что была она еще и хорошей спортсменкой, выступая по программе мастеров в художественной гимнастике.
Наша жизнь в колхозе проходила внутри нашей группы, с деревенскими жителями мы, практически, не общались. Дело в том, что нас поселили всех вместе в здании школы, превратив классы в спальни. Получилось своеобразное общежитие. В здании имелась кухня, колхоз давал нам продукты, оставалось наладить приготовление еды. А это серьезное дело, вопрос, как говорится, встал во весь рост. И опять, как и в Одессе при неудавшемся поступлении в ОВИМУ, предлагаю с трех раз угадать: кто встанет у плиты? Правильно: я конечно – знаменитый, старый морской кок. А кто помощником будет? И опять правильно: конечно, Наташа. Так вот мы и оказались с ней в одной упряжке. Именно здесь, на кухне, возле плиты, во всю мощь развернулся ее педагогический талант, а мне была уготована роль подопытного кролика и верного ученика ее.
О, и это еще не все. Недели через полторы, после нашего приезда в колхоз я, взрослый мужик заболел, как малое дитя. Ангина, болезнь, преследующая меня по жизни, открылась у меня в самой жесткой форме и дала мне бой. Больше недели, лежкой я лежал с высокой температурой. Я ничего не мог даже есть, пил и то с большим трудом. Наташа стала моим врачом, кормилицей и сиделкой. Наряду с этим она оставалась и поваром и помощником на кухне, кормила ребят, работавших в поле. Это она выходила меня, отняла у болезни. За время недуга я потерял семь кило собственного веса, а приобрел друга, да еще какого: Наташу Любченко. Сейчас она Никишина Наталья Васильевна, уважаемый человек, мама и бабушка и, к счастью, мой друг. Спасибо и низкий поклон тебе, Наташа.
Не хочу распространяться по поводу состояния сельского хозяйства тогда, в Советском Союзе. Тема эта, к сожалению, неисчерпаема. А достижения тогдашнего Агропрома общеизвестны. Например, в то время как в Швеции корова, дающая годовой удой меньше шести тысяч литров молока, отправлялась на мясокомбинат, у нас три тысячи литров считалось выдающимся достижением. Продлись СССР еще, какой то период и наши колхозники вывели бы невиданную породу коров, которые доятся, как козы. Ведь к веточному корму их уже, к тому времени, приучили. Наш доблестный студенческий труд во благо расцвета социалистической деревни был из той же оперы, что и надои. Принесли мы, какую то пользу или нет, история об этом умалчивает. Да и неинтересно это было никому, отчитались и ладушки. В конце сентября нас благополучно отпустили. Колхоз купил нам билеты на самолет и мы улетели в город. При нынешних ценах на полет самолетом, это обстоятельство кроме удивления, ничего другого вызвать не может. А тогда это было в порядке вещей. Скажу больше, самолеты малой авиации летали в те времена в самые удаленные уголки нашей необъятной Родины. Государство содержало за свой счет громадный воздушный флот самолетов АН – 2, ИЛ – 14, ЛИ – 2. Конечно эти самолеты не являли собой последнее слово техники на тот период. Но они летали и практически каждый человек мог позволить себе купить билет и слетать в далекую деревню к престарелым родителям. Почему нынешняя власть не возрождает такую практику не понятно, ведь нефтедолларов в казне сейчас неизмеримо больше. Простому человеку не нужна новая суперяхта олигарха, который присосался к трубе, принадлежащей народу. Люди должны видеть, где деньги от экспорта природных ресурсов и как они расходуются. Но это уже другая сторона, нашей многострадальной действительности.
Колхозная эпопея закончилась. При всех издержках, она имела одно неоспоримое достоинство, а именно: работа в колхозе сплотила нашу группу. Это была хорошая школа для мальчиков и девочек, вступающих в новую, взрослую жизнь. Мы поближе познакомились, немного узнали друг друга и весело вернулись в город, чтобы приступить, в конце концов, к учебе.
Свидетельство о публикации №211100500322
Прочитал я Вас много, почти всего.
И я решил не то чтобы написать рецензию, решил поговорить.
Не возражаете?
Впечатление двойственное: с одной стороны вышли Вы из народа, прошли все стадии развития, познали и сельский труд, и городской, и морской, и научный, и путь бюрократа-партократа. Хотел было я Вас осудить за кое-что, а потом подумал: А зачем? Разве это не правильно, когда есть возможность вкусить прелести жизни - коньяк, девчонки, рестораны... Сам такой, наверное.
Про КАИ: в 1983 году мои друзья туда поступали, я в КГУ. А жил я у них в общаге на Ершова, 5ая по моему, следующая остановка за Парком Горького. Так вот конкурс туда был маленький, проходной балл низкий, получил 3 тройки и одну четверку - поступишь! НО!!! После 1ой сессии отсеивается процентов 30, весной еще сколько, и большинство уходили в армию. В те годы бронь отменили года на 2 - 3. А после армии возвращались далеко не все. В итоге из 10 поступивших заканчивали 3 - 4 человека. Наверное существующая система приема не позволяла выявить нужных, а в процессе учебы отсеивались ненужные.
Олешка Лиса 05.10.2011 18:23 Заявить о нарушении
Олешка Лиса 05.10.2011 18:26 Заявить о нарушении
А теперь о написанном.
Я читал Ваши рассказы и мне они очень погравились. Но Вы пишете не о себе, вернее о себе тоже, но через воспоминания о людях, с которыми так или иначе соприкасались или просто знали. У Вас это здорово получается.
Дальнейших успехов Вам.
Я же решил писать о себе и только через свой внутренний мир о других. Я решил начистоту выложить свою оценку собственной жизни. Конечно это субъективная оценка, но я полагаю, что она имеет право на существование. Пишу прежде всего для своих детей, внуков и правнуков. Но, начав писать, я заметил, что пишу еще и для себя. Оказывается, это хороший способ проанализировать свою жизнь. В идеале хочу получить для себя ответ на простой вопрос: Как получилось, что из скромного деревенского мальчишки выросло этакое создание? Я имею в виду, что ныне в свои 66 лет, я строго говоря одинок в душе и по большому счету, может быть, ни кому не нужен. Да, живу, не голодаю, обут, одет. Более того, живу в хорошем доме, в прекрасном месте. Лес, вода и рядышком город. Внешне все прекрасно. Но, в голове постоянно крутятся разные мысли вперемежку с воспоминаниями. И иногда охватывает такая хандра и горечь в мыслях, что даже белый свет не мил. Хочется включить машину времени и сделать что то по другому. Но, увы.
Видимо годы все таки не добавляют вдохновения.
Я не плачу и не жалуюсь. Хочу понять, как лучше распорядится своим богатством, жизненным опытом. Хочу счастья своим детям, но не знаю, как этого достигнуть.
Юрий.
P.S. Этот ответ, Олег, я написал довольно спонтанно. Если наша переписка продолжится, мы сможем обсудить эти и другие темы более подробно и осмысленно.
Юрий Шмелев 07.10.2011 20:33 Заявить о нарушении
Не Вы один такой. Меня тоже посещают такие мысли.
И многих, наверное. Просто они об этом не говорят.
Вы читали мою "Деревню". Она о людях, моих земляках.
Обо мне от моего имени "Лосиная рапсодия 1, 2, 3"
Олешка Лиса 07.10.2011 20:45 Заявить о нарушении
Не обольщайтесь!
Не будут они Вас читать.
И меня не будут. Мои.
Есть потребность высказаться, выговориться. Так не нужно этого стесняться. Я мечтал начать писать лет 20-30. Начал случайно с "Лосиной рапсодии" по просьбе одного собеседника из форума: "Расскажи о себе!" Пишу не всегда. А сезонно, в охотку.
И не думаю про про детей. Они не будут читать. Они выросли на черепашках ниндзя и куклах барби. Им не понять наше деревянно-навозное детство!
Олешка Лиса 07.10.2011 20:50 Заявить о нарушении