Миссии францисканцев в жизни индейцев

Возникновение католических миссий на территории Калифорнии в истории принято считать третьим периодом деятельности миссионеров в «испанской Америке».
После изгнания монахов ордена иезуитов из Испании и испанских колоний Нового Света на смену ему пришел другой католический орден – францисканцы.
Сферой приоритетной духовной деятельности францисканцы избрали Калифорнию – одну из тех земель, которая давно составляла часть вице-королевства Новой Испании, а позднее Мексиканской Республики. Основателем калифорнийских миссий, как говорилось выше, принято считать францисканского миссионера Хуниперо Серра.
 Блаженный Хуниперо Серра (исп. Jun;pero Serra, урожденный – Микель Жосеп Серра и Феррер, кат. Miquel Josep Serra Ferrer – монах-францисканец, своей деятельностью миссионера и исследователя заслужил титул «апостола» и «отца Калифорнии». Родился он в бедной крестьянской семье. В 1730 году вступил в католический орден братьев-миноритов, тогда же принял имя Хуниперо. До того как он принял духовный сан преподавал философию в университете города; Пальма-де Майорка, где получил ученую степень доктора. В 1749 году в возрасте 36 лет Хуниперо, отправляется в Новый Свет. Первоначально обосновался в г.Мехико, где преподавал философию в иезуитской школе. Занимаясь активной проповеднической и миссионерской деятельностью в течение 9 лет среди индейцев племени помо, Серра перевёл на язык индейцев катехезис и обучил их различным ремёслам.
В возрасте 55 лет Серра становится главой католических миссий в Калифорнии. Заручившись поддержкой вице-короля Новой Испании, Сера предпринял ряд новых миссионерских экспедиций по Калифорнии. Передвигаясь верхом на муле, Хуниперо Серра основал миссии в Сан-Барбаре, около Монтерея, и ряд на севере этой территории.
15 декабря 1774 вице-король Антонио Мария де Букарелли предложил Хуниперо Серре принять участие в экспедиции в Центральную Калифорнию под командованием капитана Хуана Баутиста де Анса. В ходе этой экспедиции был основан г. Сан-Франциско, названный в честь св. Франциска Азисского. В последние три года своей жизни Серра посетил все основанные с его участием миссии, расположенные на значительном расстоянии друг от друга, и совершил над крещеными индейцами таинство конфирмации.
28 августа 1784 года Серра умер от укуса змеи в миссии св. Карло Борромео (ныне г.Кармель в Северной Калифорнии), бывшей его резиденцией. Похоронен там же.
25 сентября 1988 года Папа Иоан Павел II причислил Хуниперо Серра к лику блаженных, что в католической церкви является первым шагом к канонизации.
На примере миссионерской деятельности францисканцев в Калифорнии в целом можно судить о работе католических орденов среди аборигенного населения Нового Света и в особенности о реакции аборигенов на процесс их охристианивания.
Главная особенность «приобщения калифорнийских индейцев к ценностям христианства» состоит в том, что индейцами, как и их землями, полностью завладели францисканцы, так же как некогда индейцы континентальных областей Южной Америки целиком попали под гнет иезуитской деспотии. Все современные города Калифорнии (и по соседству с ней) первоначально были францисканскими миссиями и до сих пор носят свои первоначальные названия: Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Сан-Диего, Санта-Барбара, Cанта-Клара, Санта-Фе, Эль-Пасо, Монтерей, Сан-Антонио и другие.
Калифорнийские францисканские миссии ставили перед собой одну цель: в буквальном смысле слова «наловить» индейцев, привести в миссию и обратить в веру Христову, а затем «отрапортовать» о числе вновь крещеных язычников. Калифорнийский американист Кук описывает ряд таких «кампаний». Так, например, в 1805 году падре Перальта отправился из миссии Санта-Клара на охоту за индейцами. Те, естественно, защищались, и экспедиция применила против них оружие. Пятеро были убиты, остальные бежали, и францисканцы доставили в миссию лишь 25 индейских женщин, которых затем крестили.
Миссии соперничали между собой в борьбе за индейские души. Так, например, сохранилось письмо францисканца,который сваливает вину за свой неуспех в деле обращения индейцев в святую веру на некоего падре Саррио,который якобы помешал охоте на племя туларов.В другом дошедшем до нас письме,датированном сентябрем 1819 года, падре Аморосо пишет, что в миссии Сан-Рафаэль ему удалось крестить 100 индейцев из области Тамал. И это, дескать, были те, «кто пережил конкисту, которую вела против них миссия Cан-Франциско».         
Условия жизни индейцев во францисканских миссиях были ужасными. Индейцам, выполнявшим тяжелые земледельческие работы, францисканцы оставляли лишь жалкие крохи из того объема урожая,что те выращивали.
Наряду с голодом и неволей индейцев убивали различные инфекционные болезни,нередко завезенные из Европы.Так, например,в 1806 году из каждой тысячи индейских новорожденных умирало 365 детей Согласно другому сообщению,детская смертность в миссии Санта-Клара составляла несколькими годами позже 542 ребенка на тысячу родившихся,а в миссии Сан-Хуан-Батиста – 577.
Рабский труд,голод и эпидемии принесли калифорнийским индейцам францисканские миссионеры.
К 1770году в Калифорнии проживало 135 тысяч индейцев,а в 1823 году количество коренных жителей составило уже только 100 тысяч. В 1848 году – 88 тысяч.Тремя годами позднее – 73 тысячи. За очередные пять лет вымирает еще одна четвертая часть индейского населения. За последующие пять лет – новая треть.
После того как Мексика проиграла войну  Соединенным Штатам и вместе с другими своими «провинциями» потеряла Калифорнию, францисканские миссии пришли в упадок. Их деятельность среди индейцев постепенно прекращалась.
Что же представляли собой испанские миссии францисканцев в Калифорнии;?
Это ряд религиозных и военных аванпостов,установленных для распространения христианской веры среди коренных жителей.
Миссии – это практические шаги со стороны европейцев в колонизации тихоокеанского побережья региона,а также ценные для Испании стратегические точки в экономическом плане.
Миссионеры преследовали цель – подготовить для испанской короны послушных подданных из числа местных языческих племен. Для того чтобы указанная цель успешно реализовалась, миссионеры наряду с изучением христианских догматов обучали индейцев испанскому языку используя довольно-таки жестокие методы обучения,применяя зачастую и насилие.При этом миссионерами полностью игнорировалось желание индейцев, их этнические особенности; (обучали в миссиях всех скопом,т.е. представителей разных племен,говоривших на разных языках,которые к тому же еще и исторически враждовали друг с другом.) «Калифорнийские индейцы ходят нагие с повязкой по поясу,но крещеным из них миссионеры велят носить одежду,что им весьма не нравится,и даже самое это принуждение заставляет многих из них отвергать христианскую веру.Чтобы платье их было сколько можно проще и свободнее,миссионеры заставляют их носить одну рубашку,а около пояса до пяток повязывать кругом тела,наподобие юбки,шерстяное одеяло собственной их грубой работы.Сей наряд есть общий мужчинам и женщинам»,– вспоминал посещавший Калифорнию в 1818 году русский путешественник В.Головин.
Деятельность миссий Калифорнии францисканцы старались организовывать,исходя из опыта католических орденов,действовавших в Мексике,Центральной Америке и Перу.
Францисканцы,столкнувшись с первыми сопротивлениями индейцев Калифорнии,поняли,что для их охристианивания понадобится гораздо больше времени и усилий.Средств на содержание миссий у францисканцев не хватало,и поэтому они постоянно клянчили деньги у Испанской Короны,обосновывая всю сложность и специфичность работы среди калифорнийских аборигенов.
Орден францисканцев запрещал своим монахам жить по одному человеку в миссии.Как правило,в миссию направлялись два монаха,к которым губернатор приставлял пять-шесть солдат под началом унтер-офицера для охраны миссии.Унтер,кроме задач по охране миссии, выполнял функции ее управляющего при координирующей и направляющей роли отцов-монахов.
Многих индейцев насильно отлавливали для работы в миссиях,но иные же попадали туда из чистого любопытства и участия в торговых сделках с миссионерами.Приняв крещение, индейцу в миссии запрещалось свободно передвигаться по территории вне миссии. Насильно удерживая индейцев в миссиях,их привлекали к труду и требовали беспрекословного послушания и соблюдения мессы.
Если индейцы без разрешения покидали миссии,и в течение двух дней не возвращались,их считали беглецами,к которым впоследствии применялось суровое наказание.
В 1806 году к миссиям Калифорнии было прикреплено 20 тыс. 355 индейцев – самый высокий показатель за всю историю существования этого католического института при испанцах. При мексиканском правлении в 1824 году численность индейцев в миссиях возросла до рекордной отметки – 21 тыс.66 человек.
В этом же году от эпидемий кори и оспы в калифорнийских миссиях умерла четверть индейцев.
Побывавший в миссии Сан-Хосе в качестве гостя королевский посланник в 1806 году вспоминал: «Волосы туземцев грубые,толстые,стоят торчком, запорошены каким-то пухом. Их тела покрыты смесью угольной пыли, красной глины и мела.Неужели священники не говорят им о чистоплотности? Их внешний вид весьма удручает.Где же христианская чистота и светлость? Скажу Вам,их жизнь в миссиях – чистая версия ада».
В.Головин посетивший миссию Санта-Клара,говорил, что «…не нашел никакой разности в состоянии миссии св.Карла (San Carlos), отстоящей от Монтерея в 9 верстах, в которой Лаперуз был в 1786 году, а я в 1818, кроме двух малозначащих перемен. При нем она имела в своем ведении обоего пола индейцев и с детьми 740 человек, и они жили в шалашах, а мы нашли их только 400 душ сие могло произойти оттого,что ныне число миссий вдвое более, нежели сколько тогда их было.И живут они уже не в шалашах,а в нарочно построенных для них каменных хлевах,ибо лучшего названия им не могу дать:длинный ряд строений в вышину не более одной сажени,а в ширину на полторы или на две,без пола и потолка,разделенный простенками на участки, длиной также не более 2 сажен, из коих в каждом маленькая дверь и окно в соразмерности, – можно ли иначе назвать,как не сельским двором для домашнего скота и птиц? В каждом таком участке живет целое семейство.О чистоте и опрятности и говорить нечего:у хорошего хозяина хлевы чище бывают».
Молодые индейские женщины,состоявшие при миссиях,проживали в монастыре под наблюдением матроны – старшей женщины,которая несла ответственность перед священниками за их благосостояние и образование.Покидать монастырь разрешалось женщинам,которых выкупал у миссии индейский жених и которые,по мнению священника-францисканца,были; «готовы к браку».Имелась в виду не только половая зрелость,а твердые знания христианской догматики и испанского языка.Таким образом,туземная женщина должна была создавать христианскую семью. После бракосочетания,которое по испанскому обычаю производилось через зарешеченное окно,женщина покидала монастырь и поселялась в бараке с другими замужними женщинами и с мужем встречалась раз в неделю на территории миссии.
По мнению францисканцев,индейские женские монастыри были необходимы по причине защиты туземок от лиц мужского пола как индейцев,так и испанцев.
При попадании в миссию индейские семьи насильно разделялись. Детей отнимали от родителей, мужей разлучали с женами. Мужчины проживали в мужских бараках,женщины соответственно в женских, а дети в такого же типа строениях для детей.  Католическое воспитание для каждой категории также было отдельным.
Мужчины индейцы всячески сопротивлялись заточению их женщин в монастыри целыми деревнями.
В ходе насильственного помещения индеанок в монастыри при миссиях на 31 декабря 1823 года совершено 88 тыс. обрядов крещения, при монастырях заключено  24 тыс.529 браков индейцев по правилам и обрядам миссий. Зарегистрировано 63 тыс.789 случаев смерти индейцев в ходе противостояния деятельности миссий.
Ежедневно с восходом солнца по звону колокола индейцы под усиленным наблюдением охраны собирались для массовой утренней молитвы. После чего трудоспособных женщин и мужчин разводили на работы, которые они должны были выполнять в течение дня.
Например, женщин обучали кройке и шитью, вязанию, ткачеству, вышивке, приготовлению пищи. Сильных и молодых девушек направляли на работы, связанные с перемолом муки и перетаскиванием строительных материалов (сырцовый кирпич весом 25 кг каждый).
Кроме строительных, мужчины использовались и на сельскохозяйственных работах: пахали, сеяли, орошали, культивировали, косили, молотили, строили глинобитные дома, стригли овец, ткали ковры из шерсти, вили веревки,производили мыло, краски и т.п.
«Итак, кажется, я не без причины осмелился быть другого мнения с знаменитыми путешественниками, о коих выше упомянуто, насчет природных способностей калифорнийских индейцев. Мнение мое подтверждают также и сами индейцы, живущие в миссиях. Многие из них скоро научаются разным мастерствам. Например, в миссии св. Карла каменная  церковь построена индейцами плотничная и столярная работа ими же произведена даже есть там и резьба на дереве их работы стены штукатурили и расписывали индейцы же.Правда,что мастерство их принадлежит к самому низкому разбору в своем роде,но и наставники их, отцы миссионеры,не из лучших художников,а если бы они учились у хороших мастеров,то, вероятно, не уступили бы европейцам. В той же миссии мы нашли музыкантов и певчих,кои играли и пели на слух, не имея никакого понятия о нотах, но не хуже многих скрипачей, забавляющих наших областных полубояр», –  с иронией вспоминал Головин.
День индейца-неофита (обращенного в христианство язычника. – Авт.) разбивался на 7–11 часов работ в сутки, прерывался на обед около 11 часов утра, два часа сиесты, ужина и вечерней молитвы. 90 дней каждого года определялись в качестве религиозных праздников, в которые запрещалось трудиться. «Миссионеры содержат индейцев точно на тех же правилах, какие нашел здесь Лаперуз ,– писал Головин, – в будни работают они в поле каждый день 7 часов в церкви проводят 2 часа в праздники работы нет,но по 4 и 5 часов в день употребляют на моление. Кормят их также три раза в день киселем из ячной муки, сваренными в воде с маисом бобами и горохом изредка дают мясо говяжье, а трудолюбивые из них ловят для себя рыбу.Пищу варят в общественных котлах и раздают по колоколу. За отступление от правил, католическою религиею предписываемых, за леность и за преступления миссионеры наказывают их по своему произволу телесно или заключением, а чаще заковывают виновных в железо плодами же полевых трудов своей паствы они сами пользуются».
Надо сказать,что миссии в Калифорнии составляли основу экономики этой части колонии.
С приходом в Калифорнию наряду с миссионерами европейских переселенцев,начавших развивать сельскохозяйственные производства для аборигенов региона наступили тяжелые времена.Индейцы попадали под гнев поселенцев,фермерские хозяйства которых в то время не могли конкурировать с миссианскими.   
Труд индейцев в миссиях был сроднен рабскому.Индейцы не получали заработной платы, ;поскольку не считались наемными рабочими.И как результат эксплуатации индейцев – ;миссии получали стопроцентную прибыль от производства товаров.
По наблюдениям современника,отношение индейцев-неофитов к выполнению непривычной работы было весьма безразличным. И в этой связи качество и производительность их труда также считались низкими. Тот же Головин заключал: «Впрочем, нет сомнения, что урожай хлеба мог бы здесь быть еще значительнее нынешнего, если бы земледельцы лучше знали свое дело ибо, судя по сельским их работам, которые мне случилось видеть,надобно полагать,что и в поле они не искуснее возделывают и обсеивают землю, и такие же простые орудия употребляют, как и в гумне.Например,я видел в миссии св.Карла,что индейцы с поля,отстоявшего верстах в 1 1/2 или 2 от миссии, таскали снопы на носилках и на дороге, когда им хотелось отдохнуть,бросали оные несколько раз и садились на них, отчего, конечно,многие зерна выпадали из колосьев. Между тем при миссии находится много лошадей и рогатого скота, и если бы на телегах или на вьючных животных возить хлеб, то работа шла бы успешнее и не изнуряла бы земледельцев.Молотят они хлеб простыми палками, толщиною с обыкновенную трость,а длиною около сажени.Такой способ весьма недостаточен, и большое количество зерен остается и пропадает в колосьях. Молоченый хлеб индейцы носят в житницы в одеялах, которые им служат вместо нижнего платья».

В 1811  году вице-король испанских колоний распорядился провести анализ деятельности миссий, чтобы скорректировать ассигнования на их содержание. В результате  информация, поступившая вице-королю, была настолько разрозненной и абстрактной, что пришлось разработать вопросник (interrogatorio), где усматривался живой интерес к проблемам индейцев и их отношению к королю. Естественно, монахи-францисканцы и местная светская власть рапортовали один только позитив, вызвав раздражение Его Величества. Но королю также докладывали и обратную сторону медали. В этой связи в 1819 году Испания приняла решение ограничить деятельность миссий в Калифорнии. Вынесен королевский запрет на открытие новых миссий, закрытие малых и закрепление их неофитов за большими рентабельными миссиями.
После провозглашения Мексиканской Республики Калифорния стала ее частью, освободившись от опеки Испанской Короны.
В 1826 году губернатор Калифорнии опубликовал манифест, согласно которому все индейцы, являвшиеся собственностью северных миссий освобождались от власти францисканцев.
С этой целью губернатор назначил ряд комиссаров (comisianados) для наблюдения за  процессом освобождения индейцев из миссий. Мексиканское правительство в 1827 году приняло решение  о высылке  подданных Испании в возрасте до 60 лет с мексиканской территории. Губернатор Калифорнии тем не менее выступил в защиту некоторых из миссионеров с тем, чтобы не допустить их депортации. А в 1833 году губернатор Хосе Фигероа предпринял ряд попыток сохранения системы южных миссий,которые продолжали функционировать по старинке,эксплуатируя аборигенов.
Но мексиканское правительство 17 августа 1833 года все-таки приняло закон о секуляризации (роспуске) миссий Калифорнии.
Таким образом, система миссий в Калифорнии была ликвидирована, а индейцы миссий стали юридически свободными. Несомненно, миссианское правление в Калифорнии нанесло непоправимый ущерб самобытности местных племен и разрушило их культуру.


Рецензии