Дневник русской гувернантки. Глава 6. Новая семья

ПЯТЫЙ МЕСЯЦ
Отношения в моей семье к началу пятого  месяца больше напоминали затишье перед бурей. Я каким-то шестым чувством ощущала, что мне нужно поскорее делать от них ноги. С чем было связано недовольство «гастпапа» я не знаю. Видимо его очень раздражал мой независимый характер и стремление реализовать свои планы. Но мы терпели друг друга. Для меня же более не выносимым был его сынок. Разговоры по душам он не воспринимал вообще. Единственное, чем на него можно было подействовать, так это угрозой лишить просмотра телевизора. Правда, на все мои макаренские попытки бурно реагировал вечером его папа, пытаясь мне указать мое место «слуги», а не гувернантки. Когда этот малолетний Фриц дошел до того, что просто ударил меня по лицу, я наплевав на святую заповедь - «не подними руку на ребенка», которая кстати  в Германии настолько свято блюдется, что за это многие родители могут просто попасть за решетку, дала ему затрещину. В тот момент мне было уже плевать и на их законы и на него. Взяв его за шкирку, я ему доходчиво объяснила, что в сведущий раз не сдержусь и просто возьму ремень и выпорю. Угроза подействовала. Неделю он ходил ниже  травы,  тише воды. Правда, вечером того же дня он рассказал все своему папе. Реакцию его я описывать не буду, единственное скажу, что в тот момент я попрощалась мысленно со своими  родными, потому что думала, что он меня действительно ударит, а я его - в общем поубиваем друг друга как в сорок первом.  Но, обошлось.
Я очень скучаю по родителям и по сестренке. Вчера Бурсиан с Моритцем сидели на диване и смотрели кино. Они обнялись, а  я, сидевшая на краешке дивана, им явно мешала. И мне вдруг так тоже захотелось хоть немножечко семейного тепла, хоть чуточку почувствовать себя кем-то любимой, что аж горло перехватило. Встав, чтоб они не увидели моих слез я ушла в свою комнату. Человек не может без общения. Это хуже, чем оказаться в одиночной камере, где нет никого - здесь в округ-то люди, только ты им не нужна, и шарахаются они от тебя, как от чумной, когда ты пытаешься с ними поделиться своими радостями или не дай бог проблемами. Жалко, что уже вечер - автобусы из деревни не ходят, а на велике нет сил, а то бы уехала к девчонкам. Нет, надо менять семью.


Расторжение договорных отношений ________________________________________
Деятельность Au-Pair ограничена определённым сроком. Она заканчивается по истечении согласованного времени или по взаимному согласию сторон. Если же гармоничная совместная жизнь по каким-то причинам не складывается, то необходимо поставить об этом в известность Агентство Au-Pair, которое попытается найти возможную объективную причину и найти решение, устраивающее обе стороны.
________________________________________

НОВАЯ СЕМЬЯ.
Знакомство.
В поисках «нового дома» мне помогало агентство. Вариантов было немного, и я уже была согласна на любой.. Вскоре  совершенно случайно нашлась одна семья. Я шла мимо Au-Pair  агентства, решила, дай зайду, поздороваюсь, а там сидят Барбара (гастмутер) и Михаэль (гастфатер), листают мое «дело». Мы сразу съездили к ним, мне все понравилось Трехэтажный дом, новый, моя комнатка будет на чердаке - как у Карлсона.
А самое главное, мои будущие «родственники» жили на окраине г. Дюссельдорф- 40 мин. на метро до центра... Остановка, где ходило метро, была практически рядом - я избавлялась от необходимости ездить на ненавистном велосипеде.
 Ребенок меня просто очаровала - ангел с кудряшками, милая непосредственная девочка трех лет - возраста моей горячо любимой племяшки. Беременная гастмутер меня не пугала. Ее странноватый внешний вид я списала тоже на положение  в котором она находилась.  Подружки меня отговаривали, что это будет ужасно - ведь Барбара сидела целыми днями дома. Но я по своему расценила этот факт - говоря им, что хоть будет мне с кем разговаривать. К тому же до меня эти люди Au-Pair не имели. Первой быть всегда приятно. Мне казалось, что здесь я найду то самое семейное тепло, которого мне так не хватало у Бурсианов.

Первый месяц в новой семье.

Первый месяц все шло идеально.
Наконец-то у меня была комната, куда сто процентов никто не зайдет - на чердаке. С утра  классно позавтракали все вместе. Это были не до тошноты надоевшие хлеб с шоколадной пастой, а свежие булочки, колбаса, сыр, хлопья с молоком, йогурты. Можно было взять все, что хотелось.
Ребенок замечательный! Она сразу полюбила меня, бегала за мной хвостиком, не отпуская ни на шаг.
Здесь действительно ко мне применялось правило - «члена семьи». Я выполняла только легкую работу по дому. И хозяйка со мной разговаривает. Правда, к этим разговором я отношусь осторожно. Из горького опыта известно - все что ты не скажешь немцу, будет использовано против тебя. Уж лучше постараться хранить молчание.
Но самое главное, это ГОРОД! Десять минут от метро! Сорок минут, и я в центре! Жизнь чувствуется! Каждый вечер ухожу без проблем. Все передо мной - дискотеки, бассейн, набережная. Я спокойно могу вернуться среди ночи домой, это воспринимается нормально семьей - право на личное время.
Я не могла нарадоваться своему выбору. Но, оставаясь человеком трезвомыслящим, зная из опыта практически всех Au-Pair, я не обольщалась. Первый месяц у всех хороший. Семья еще не успевает сесть на шею, еще привыкает к Au-Pair. Я только считала, что сумею удержаться на этой волне хотя бы месяца три. Мне это было очень нужно. Осенью я планировала поступить в университет и поставить крест на всей этой «программе».
А пока живу и наслаждаюсь жизнью. На этих выходных ходила в церковь. Нет, не замаливать грехи или просить милости у Бога. Просто для расширения кругозора, интересно ведь,  какие они здесь, русские церкви.
Русская православная церковь (ортодоксальная) в Дюссельдорфе одна. Она очень маленькая, находится как бы во дворе дома. Т.е. с улицы кроме таблички на простом доме в общем-то и не поймешь, что там что-то есть. Не сравнить с нашими огромными храмами с золотыми куполами. Внутри все тоже очень скромно. Много народу. Такое впечатление - что все русские города пришли сюда... Пытаюсь пробраться к главному иконостасу - но понимаю, что это невозможно, люди настолько близко стоят к друг - другу - словно образуя непреодолимую стену. Слушаю молитву. Мне нравится. Батюшка Алексей обращается к нам на двух языках - по-русски и по-немецки. Говорит просто и доходчиво:
-«Верьте люди, верьте и надейтесь. Бог с вами. Он слышит каждого. Не стесняйтесь его просить. Он поможет. Поможет и наставит на путь истинный».
После проповеди спускаемся с девчонками в трапезную. Это  тоже необычно. За большим длинным столом собираются прихожане. Они завтракают здесь, общаются, обмениваются последними новостями. Присоединяемся к ним. «Вкушаем дары божьи». Позавтракав, просветленные и «очищенные»  идем гулять по городу.
На берегу Рейна замечаю сидящую на лавочке Нельку. Она плачет. Подходим с девчонками к ней.
-Дочь моя, прикалываюсь я. Находясь  под впечатлениями посещения церкви, исповедуйся, о чем тяжкие думы твои?
-Она поднимает голову. Видит нас и  начинает смеяться.  Мы стоим и прикалываемся все вместе.
-Ну ладно, что случилось. Рассказывай.


НЕЛЬКА
Нелька – москвичка. После института год проработала в элитной школе с языковым уклоном учителем английского языка. Второй ее язык - немецкий.  В Германию приехала с одной целью - поступить в институт. Скромная по характеру, очень любящая детей она была идеальной Au-Pair. В отличие от нашей компании, ее не интересовали ни бары, ни дискотеки, ни другие  страны. Она тратила свое свободное время только на гастсемью и учебу, проводя все выходные дома за книгами. И семья ей за это была очень благодарна. У них сложились замечательные отношения - ей дарили подарки, брали ее с собой в отпуск на море, в бассейн и даже пригласили на новый год ее братика, оплатив ему билет в два конца. Нелька выкладывалась. Она заменяла семье гувернантку, уборщицу, повара.
Мы шутили:
-Нель, скоро наверное, твой гастфатер свою жену выгонит, и на тебе женится. Вспомни Светку - она тоже «достаралась». Теперь живет со своим сорокалетним адвокатом, а его немка локти кусает . А что , для его семнадцатилетнего сынка взяли  еще одну  Au-Pair из России! Наверное, что бы Светке не скучно было.
-Да ну вас. Сами же знаете. Мне бы только они поручительство подписали.
________________________________________
Чтобы сменить Au-Pair визу на студенческую необходимо предоставить вместе с другими документами поручительство. В нем указывается, что поручитель берет на себя материальную и правовую ответственность за проживания лица, за которого он поручился.
________________________________________
Через месяц контракт заканчивается, так что поступлю – и- свободна!
-Зря ты, Нелька им веришь! Лучше бы жила как все - хоть бы что-нибудь посмотрела. А то сидишь в своей дыре - никуда не ездишь, только на них вкалываешь.
-Зато они для меня все сделают, мы с ними одна семья.
Так у нее прошел год. Из дюссельдорфского института она получила приглашение на учебу. Контракт в семье закончился.  Оставалось только подать документы на новую визу и зажить полноценной студенческой жизнью.
-Ну что, Нель, как ты? Спрашиваем мы ее, подсаживаясь рядом на лавочку.
-Завтра, девчонки, уезжаю.
-Как так? Мы в шоке. Ведь ты же поступила?!
-Семья мне отказалась делать поручительство.
-Но они же обещали?! Ты же на них пахала!
-Дура была. Поверила. Теперь вот, домой…
Последний месяц в новой семье.

Передо мной, как и перед многими другими девчонками замаячил «призрак» института. До желанной цели оставалось совсем не долго. Нет, глядя на Нельку я не надеялась получить милость от семьи в виде поручительства, я просто хотела продержаться у них до конца своего срока, или по крайней мере, до тех пор, пока реально не сниму квартиру, не найду хорошую работу, не встану на ноги.
Семья, как я и предполагала, к концу первого месяца прочувствовала весь  кайф от программы  Au-Pair или  дешевого рабства, как я ее про себя называю. Они сели мне на шею. А я не могла ничего сделать против. Мне очень нужно было остаться.
В результате я выкладывалась как рабыня Изаура.
________________________________________
Ежедневное время помощи семье не должно превышать 5-6 часов, а еженедельное - 30 часов (В Австрии - 25 часов). Au-Pair может быть также задействована как няня 2-3 вечера в неделю (предварительная договорённость обязательна). Au-Pair не является домработницей. На переднем плане находятся усовершенствование языковых знаний и расширение общего кругозора.________________________________________
Моя  же ежедневная помощь составляла 10- 15 часов.
Убирала весь трехэтажный дом, стирала на всех членов семьи, готовила, закупалась в магазине, таща тяжеленные сумки, занималась с ребенком. После рождения у хозяйки двойни круг моих обязанностей еще больше расширился. С утра я ходила на курсы с обеда и до позднего вечера вкалывала. На улицу могла выходить только после того как уснет ребенок.. Хозяйка же после первого месяца начала видимо вымещать на мне послеродовую депрессию. Она «доставала» меня по поводу и без повода своими мелочными придирками и экономила на мне как могла. Если вначале один из плюсов был - « возможность кушать все то, что тебе хочется», то потом  помню мне постоянно хотелось есть. Порции были настолько маленькими, что из-за стола я выходила всегда с мыслью - а как бы еще чего-нибудь и где-нибудь  перекусить. Если в первой семье хоть изредка можно было пробраться к холодильнику, то здесь такой возможности не было. Кто-то постоянно был дома - или mutter или fatter. Готовили они хорошо преимущественно на выходных - когда у меня тоже был выходной. В холодильнике для меня держали специально хлеб, чтобы он хранился подольше и не портился. Йогурт брался тоже из дешевых. Но больше всего нервировали придирки.  Нельзя было спокойно передвинуть кружку без того чтобы не услышать комментарий за спиной, что двигать ее надо на сантиметр вправо, а не влево. Выходило, что я все делаю не так - не так убираюсь, не так смотрю, не так разговариваю. Они меня достали. Я уже ненавидела всех немцев, их семьи и детей вместе взятых…
Но - терпела. Самое интересное, чем больше я старалась, тем хуже становились наши отношения. Я не могла понять, что же происходит. Девчонки мне говорили, что вполне возможно, что повторяется ситуация Женьки в ее последней семье. Барбара подсознательно сравнивает меня с собой. В свои сорок пять после троих детей она выглядела достаточно запущенно. Всему виной был конечно ее стиль «натурель»- абсолютно не используя ни косметику, ни дезодорант, ни бритву, не занимаясь собой,  к тому же лишенная от  природы внешних данных  и вкуса она конечно же проигрывала как женщина на моем фоне. Михаэль это тоже замечал и злился. Я старалась пореже попадаться им на глаза,  ходить по дому тоже не накрашенной, одевала старенькие футболки и проявляла максимум толерантности.

Возвращаюсь домой после очередных своих выходных необычно рано в воскресенье в три часа. Встречаю на пороге Михаэля. Он зовет меня «поговорить». Прохожу в комнату. Сердце екает. Сидит Барбара. Мне ставят стул по центру и приглашают садиться. 
 Михаэль начинает обвинительную речь. Он высказывает мне, что я плохая Au-Pair.
-« Почему?». Спрашиваю удивленно я.
Мне начинают перечислять какие-то мелкие оплошности- не правильно перевернутая кружка, не с той интонацией сказанное слово. Они сбиваются, сами чувствуя , что все это звучит несколько надуманно, нелепо и несущественно.  Реальной причины расторгнуть со мной Соглашение нет. Однако, Михаэль выносит вердикт: «Я уволена.»
Ситуация настолько неожиданная, что я теряюсь, начиная оправдываться:
-«Что здесь такого? Это же мелочи? Ну все люди иногда ошибаются!»
-«Мы не хотим с тобой разговаривать. Твоих вещей не должно здесь быть  через три часа.
У меня нет слов. Я молчу, потрясенная. Барбара отводит глаза. Я в шоке. За три часа собрать вещи и уйти? Куда?
-«Куда же я пойду?».  У меня предательски выступают слезы. Только бы не заплакать, не унизиться перед ними.
-«Это твои проблемы. Три часа на сборы». Михаэль встает, демонстрируя, что разговор закончен. «Да, и еще, мы решили тебе не платить за последний месяц, нам не понравилось, как ты работала.»
-Вы что? Вы же знаете, я отдала деньги на курсы, я же вообще без денег? Куда я без денег? Ведь сегодня воскресенье, я даже в Au-Pair -агентство не смогу обратиться?
-Лучше не звони туда и не жалуйся, а то  мы расскажем, что ты подрабатывала нелегально. (Аукнулись мне мои доверительные разговоры с Барбарой).
-Ну можно хотя бы до понедельника переночевать ! - Делаю я последнюю попытку.
-Нет.
Я поднимаюсь в свою комнату, кидаю вещи в чемодан. Время идет, я нервничаю, у меня ничего не умещается. Я пытаюсь утрамбовать хотя бы книги, все, что не влезло, летит в кучу - на выброс. Чисто по-женски безумно жалко выкидывать шмотки - джинсы, футболки, рубашки. Позвонить и позвать девчонок - может кому - что сгодиться? Не успеваю. Три часа тают.

Воскресенье. Семь часов вечера. Темнеет. Стою с чемоданом, сумкой и гитарой на улице.  Только сейчас до меня начинает доходить вся серьезность ситуации, в которой я оказалась.
Меня ВЫГНАЛИ. Как надоевшую собачонку на улицу! Господи, как же я дальше? Пойти ночевать не к кому - мои подруги - такие же Au-Pair.  В кармане - десять евро. Через четыре дня в связи с расторжением договора я должна покинуть страну. Денег на билет домой - нет. Что делать?


ПОСЛЕСЛОВИЕ
Может, кто-то прочитав эту книгу, упрекнет меня, мол, сама виновата, так ей и надо было, хороших  Au-Pair на улицу не выкидывают. Наверное, вы, уважаемые читатели в чем-то будете правы. Я действительно оказалась не идеальной Au-Pair. На первом месте у меня всегда были свои интересы, а не интересы семьи. Но, уезжая  по этой программе, как и сотни - тысячи таких же девчонок, я искренне думала, что буду «изучать культуру принявшей меня страны, расширять кругозор». Я не хотела зарабатывать с утра до ночи в Германии деньги - превращаясь в домашнюю служанку... Ведь программа задумана для другого.  Au-Pair из нормальных развитых стран (Англии, Франции, Америки) не сталкиваются с такими проблемами. Их уважают, считая за равных. Нас же, выходцев с России, Польши, Украины, гастсемьи принимают за нищенок, готовых «ноги мыть и воду пить» за лишнюю подачку с «барского стола в виде десяти евро сверх положенного». Они используют нас как гувернанток, уборщиц, не считаясь с нашими интересами. И защитить наши права некому . Au-Pair Агентству - плевать, оно всегда на стороне сильного. Вот и оказываются девчонки одни - без поддержки в чужой стране, вынужденные полагаться только на себя и на свои силы. Кому-то везет, кому-то нет.
Я не уехала домой. Я осталась в Германии.  События , которые произошли со мной потом в этой стране, кажутся настолько невероятными и захватывающими, что оглядываясь сейчас назад, в прошлое, я не могу поверить, что все это происходило со мной и на самом деле. Иногда я буду с благодарностью вспоминать Au-Pair -жизнь. Но только за то, что она подарила мне новых друзей. Как бы мне не было трудно дальше, желание вернуться к роли Au-Pair-девочки у меня не возникнет больше никогда. Но обо об этом - в следующей книге.


Рецензии