Курс не менять!

 8 мая 1972 года, четыре боевика, двое мужчин и двое женщин, ультрарадикальной группировки ФАТХА «Чёрный сентябрь», специализировавшейся исключительно на терроре, захватили в воздухе «Боинг-707» бельгийской авиакомпании «Сабена».

Самолёт выполнял рейс по маршруту Брюссель – Тель-Авив. На борту «Боинга» находилось 99 пассажиров и 10 членов экипажа. Наученные горьким опытом неудачного нападения на израильский авиалайнер в Цюрихе, бандиты изменили тактику. Решили угнать самолёт бельгийской авиакомпании, где службы безопасности не существовало.
 
В небе над Югославией в кабину пилотов ворвался главарь группы воздушных пиратов Абу-Санайна. Направив пистолет на командира корабля Реджинальда Луи, он заорал по английски: «Самолёт захвачен организацией «Чёрный сентябрь». Не успели лётчики оправиться от первого потрясения, как слова бандита опять повергли их в шок.

 Тот приказал не менять курс, как обычно поступали пираты Арафата, а совершить посадку по расписанию в аэропорту израильского города Лод. Ранее все самолёты, захватываемые палестинцами, угонялись в арабские страны. Чаще всего в Иорданию. Оттуда террористы вели кровавый шантаж. Спокойно дожидались выполнения своих условий. На этот раз они поступили достаточно дерзко. Рискнули приземлиться на вражеской территории.
 
Экипаж бельгийского самолёта хорошо понимал, что израильтяне наверняка предпримут попытку освобождения заложников. И такой оборот событий лётчиков очень беспокоил. Особенно волновался командир экипажа. Мало того, что он был евреем по национальности, так к его несчастью, в салоне самолёта находилась жена и четыре дочери. Они летели на отдых на Мёртвое море.

В этой напряжённой обстановке Реджинальд Луи всё-таки смог послать в эфир закамуфлированное сообщение о появлении на борту нежданных гостей. В Израиле оно было получено, и тут же передано министру обороны Моше Даяну. Он срочно прибыл в аэропорт.

В здании по управлению полётами министр обороны собрал начальника Генштаба ЦАХАЛ генерала Давида Элазара, министра транспорта Шимона Переса и командующего ВВС Мордехая Хода. На кратком совещании было решено задействовать программу под кодовым названием «Изотоп». Она была заранее разработана на случай теракта в аэропорту.
 
А в это время на борту захваченного самолёта хозяйничали террористы. Абу-Санейна находился в пилотской кабине. В переднем салоне его прикрывала Римма Иссу Танус и Адель аль-Атраш. Они были вооружены пистолетами.

За спиной висели сумками с взрывчаткой. Тараз Халасса с гранатой в руке распоряжалась в заднем салоне. Здесь она собрала всех евреям. Их оказалось 67 человек. Поражало, с какой лёгкостью бандиты смогли пронести в самолёт такой арсенал оружия!

В 18.50 по израильскому времени «Боинг-707» бельгийской авиакомпании «Сабенна» совершил посадку в аэропорту города Лод. Абу-Санайна из пилотской кабины по микрофону зачитал свой ультиматум.

В обмен на освобождение заложников он потребовал в течение 24 часов выпустить из тюрем 315 осуждённых террористов ФАТХА, и обеспечить  их беспрепятственный вылет в Египет. После благополучного завершения этого этапа операции Абу-Санайна пообещал выпустить всех пассажиров. Затем его с подельниками бельгийский экипаж на захваченном «Боинге» должен был доставить в Каир.
 
Не забыл пират и о «контрибуции». Потребовал оплатить свой опасный «труд». Правда, назвал весьма скромную для него сумму. Всего один миллион долларов. Возможно, не хотел обременять себя большим мешком, так пожелал получить миллион исключительно в мелких купюрах. В случае невыполнения требований бандит пообещал взорвать самолёт со всеми заложниками. И это была весьма реальная угроза.

Переговоры с главарём угонщиков начал начальник военной разведки ЦАХАЛа Аарон Ярив. Потом к ним подключился министр транспорта Шимон Перес. Шли они трудно. Несмотря на внешнее бахвальство, террористы  нервничали, постоянно подозревая козни со стороны израильтян. И не без основания. Правительство Израиля в этот раз решило не поддаваться шантажу террористов.
 
Пока происходили препирательства с угонщиками, под руководством министра обороны Моше Дояна в срочном порядке готовилась операция по освобождению заложников. Её проведение было поручено элитному подразделению коммандос «Саерет маткаль» при Генштабе ЦАХАЛа.

Для участия в операции были отобраны 14 добровольцев из состава подразделения. Возглавил группу командир «Саерет маткаль» подполковник Ихуд Барак, будущий премьер-министр Израиля. В операции приняли участие ещё несколько известных ныне политиков: Биньямин Нетанияху, нынешний премьер-министр, Дани Ятом, в будущем начальник внешней разведки «Моссад» и будущий замначальника Генштаба Узи Даян, племянник министра обороны.

Шимону Пересу удалось уговорить Абу-Санайна. В конце концов, он согласился выпустить экипаж из самолёта. Якобы для ремонта и подготовки его к полёту. Выпустили не всех. Бандит разрешил покинуть самолёт только командиру и бортинженеру. Под фюзеляжем «Боинга» в это время находился Эхуд Барак и несколько бойцов из его группы.

 Все в синих комбинезонах механиков. Там и состоялась встреча коммандос с лётчиками. Они передали Бараку очень ценную информацию о вооружении террористов, их местоположении, особенностях расположения люков на их самолёте и т.д.

Угонщики через иллюминаторы бдительно наблюдали за механиками, которые весьма достоверно изображали картину подготовки самолёта к вылету. На самом же деле всё происходило ровно наоборот. С баков было слито горючие, из шин выпустили воздух, понизили давление в масляной системе двигателей. Иными словами, сделали всё, чтобы самолёт взлететь не смог. Даже при желании экипажа.

Прошло четыре часа с момента посадки самолёта. Пираты начали нервничать. Их главарь пригрозил, что начнёт расстреливать заложников, если заключённые через час не выйдут из тюрьмы. В ответ Абу-Санайне зачитали список фамилий якобы уже освобождённых членов ФАТАХа.

Повесили на уши ещё кое-какую «лапшу». В общем, как-то успокоили. Террористам предложили поужинать. Сказался голод, и они приняли предложение. Стюардессы начали раздавать еду. Вначале операцию планировали провести ночью. Но потом отложили до утра.

Всю ночь продолжался напряжённый диалог переговорщиков с бандитами. А в это время спецгруппа отрабатывала детали операции на «Боинге-707» подобному тому, который находился в руках угонщиков.
 
9 мая 1972 года пираты начали с новых угроз. Они выпустили из самолёта второго пилота, который передал «механикам» щепотку тротила. Это была демонстрация серьёзности их намерений. Пилот подтвердил, что у угонщиков действительно имеется взрывное устройство и ручная граната.

 "Они взвинчены до предела и готовы на любую авантюру" - сказал «парламентёр». Передал он и свежую информацию о происходящем в салонах лайнера. Пробыв на свободе минут десять, лётчик вернуться в самолёт. В случае невозвращения бандиты пригрозили репрессиями против пассажиров.

В атмосфере страшной напряжённости прошло ещё пару часов. В десять утра Абу-Санайна потребовал доказательств, что заключённые находятся в аэропорту. Об этом ему ещё ночью сообщили переговорщики.

Пришлось опять разыграть спектакль. На аэродром въехали крытые грузовики. В задних рядах кузовов сидели люди в робах заключённых. Их роль исполнили смуглые бедуины, работники аэропорта. Кто его знает, какое впечатление произвело данное действо на пиратов, но на пару часов они притихли.

 «Механики» в синих комбинезонах устроились на багажных тележках. Она плавно тронулась, и медленно покатила в сторону захваченного самолёта. Якобы для ремонта и подготовки его к полёту. Дабы притупить бдительность террористов, опять прибегли к театральному трюку. На этот раз с применением не только автомобильного, но авиационного транспорта.
 
Уже знакомые террористам грузовики с «палестинскими заключёнными» вновь появились в поле зрения наблюдателей. На небольшой скорости они двигались к стоящему не вдалеке «Боингу». Лайнер прогревал турбины, явно изображая предполётное состояние.

Именно на таком самолёте похитителям обещали доставить в Каир освобождённых «борцов за свободу». Всё выглядело на редкость натурально. Абу Санайне с подельниками приняли действо за чистую монету. Многие освобождённые заложники потом вспоминали, что, увидев через иллюминаторы происходящее на аэродроме, с лиц террористов сошла маска напряжённости. Они расслабились. Даже смягчили своё отношение к заложникам.
   
Операция по освобождению заложников началась ровно в четыре часа дня. Коммандос в рабочих комбинезонах тремя группами сосредоточились под фюзеляжем самолёта у нижнего люка и дверей. Всё время колотили по обшивке, имитируя ремонт.

Ровно 16.25 прозвучал свисток Эхуда Барака. То был сигнал к штурму. По складным лестницам бойцы через люк, боковую и переднюю двери одновременно ворвались на борт самолёта. Спецназовцы впервые столкнулись с такой ситуацией.

Обычно они вначале стреляли или бросали гранаты, а уж потом врывались в помещение, где засели террористы. При освобождении пассажиров самолёта, естественно, так поступать было нельзя. Успех операции в этом случае полностью зависел от реакции и профессионализма штурмующих.
 
Одновременное появление в обоих салонах людей в синих одеждах с оружием в руках для пиритов явилось полной неожиданностью. На несколько секунд они буквально оцепенели. Классным профессионалам этих секунд вполне хватило. Аль-Атрашу уложили прямо в кресле. Он не успел даже вскинуть пистолет, который почти сутки не выпускал из рук.
 
Бывалого угонщика самолётов Абу-Санайна израильские коммандос напугали до смерти. Инстинкт самосохранения возобладал у него над всеми прочими чувствами и политическими амбициями. Бандит даже не пытался отстреливаться.

Как только начался штурм, он молнией сиганул в туалетную кабинку. Закрылся на задвижку. Там его и «замочили». Сделал это небезызвестный агент безопасности «Эль-Аля» Мордехай Рахамим. Ударом ноги он выбил дверь туалета, и трижды выстрелил в террориста. Так в тесном сортире, повиснув на унитазе, закончил свою гнусную жизнь воздушный разбойник.

Во время официального визита  российского президента Владимира Путина в Израиль кто-то рассказал ему об этом эпизоде. Вот с тех пор и гуляет по миру легендарный клозетный призыв Владимира Владимировича «мочить террористов в сортире».

Юных палестинских террористок Таразу Халасса и Римму Танус страх загнал в узкие щели между кресел. Никакого сопротивления они не оказали. Их повязали без особых проблем. Отбыв положенные сроки заключения, неудавшиеся воздушные пиратки ныне живут нормальной жизнью. Халасса в израильском городе Акко, Танус в соседней Иордании.

Штурм самолёта продолжался всего полторы минуты. Террористы не успели произвести ни одного выстрела. Коммандос израсходовали 50 патронов. К сожалению, без жертв не обошлось. Погиб турист из Германии Манфред Кардовски. Двое пассажиров получили ранения. Пострадали и два спецназовца. Один из них - Биньямин Нетанияху. Его рикошетом ранила в руку пуля, выпущенная из пистолета товарища по операции Марко Ашкенази.
               
               
               


Рецензии
Самая большая ошибка террористов - устроить захват под 9 мая... эта дата и для Израиля - не простой звук!..

Александр Скрыпник   13.03.2013 21:31     Заявить о нарушении
Нет, ув. Александр, самая большая ошибка в том, что люди всё ещё считают террор приемлемым способом достижения своих целей.

Лев Израилевич   13.03.2013 22:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.