История одного урока. Часть 1

   Небольшой провинциальный город. Детская библиотека.
Тихо, чисто, светло. Красивый ухоженный аквариум, высокие стеллажи с книгами. Яркие красочные выставки сразу привлекают к себе внимание посетителей.
В вестибюле негромко беседуют молодая библиотекарь Леночка и учитель литературы, женщина средних лет, Екатерина Викторовна. Потом они обе проходят в помещение, на дверях которого старая табличка "Посторонним вход воспрещен". Это служебное помещение - раздевалка, столовая, комната отдыха и праздничных посиделок. Им навстречу поднимается стройная, но уже немолодая женщина, библиотекарь Майя Дмитриевна.
Леночка:
 - Майя Дмитриевна, здесь к Вам Екатерина Викторовна, ей нужно мероприятие в этом месяце.
Лена тут же уходит. Екатерина В.:
 - Привет, Майечка.
Майя:
 - Привет.
Катерина:
 - Ой, у тебя обед. Ну я подожду.
Майя:
 -Брось ты! Cадись, чай будем пить.
Катерина села за стол, Майя достает из небольшого шкафчика все необходимое для чаепития, продолжая начатый разговор:
 - Так что у тебя?
Катерина:
 - Мне нужно, чтобы ты как можно скорее провела с моим классом беседу, или как там у вас это мероприятие называется.
Майя:
 - Почему такая срочность?
Катерина:
 - Потому что уже начался учебный год. Мне дали 11-й класс Елены Федоровны, ну помнишь эту историю?
Майя кивнула:
 - Угу.
Катерина продолжала:
 - Класс неплохой, лицейский, но гуманитарные предметы у них на последнем месте. Литературу они не любят, плохо знают и, главное - очень небрежно относятся к ней. А если уж я взялась, значит, за их знания отвечаю. В этом семестре - Серебряный век, а у них и по Золотому много пробелов. - Она вздохнула: - А еще, они совершенно не знают Библию.
Майя удивилась:
 - А причем тут Библия?
Катерина:
 - Там очень много произведений, связанных с библейскими сюжетами. Булгаков, Бунин, Ахматова, Пастернак. У них у всех есть библейские темы. А я на уроке должна говорить прежде всего о литературе: сюжеты, герои, жанр, композиция, стилевые традиции... В моих классах представление о Библии имеют - кто-то в воскресную школу ходил, кто-то на факультатив. А Ленкины дети - нет. Я их немного поспрашивала на первых же уроках, так даже растерялась. Все их знания ограничиваются Адамом и Евой, адом и раем, Страшным судом и концом света. Они Ветхий завет от Нового отличить не могут. Думали, что это просто разные издания: старая книга, новая книга. Дала им задание - посмотреть в Интернете. Ну что, теперь Ветхий от Нового отличают.
Майя:
 - Катя, я не пойму, причем тут я?
Катерина:
 - Я прошу тебя провести с ними мероприятие "Библейские сюжеты в русской литературе".
Майя удивленно смотрит на нее, Катерина говорит уже с нажимом:
 - Ты проводила его уже с одним моим классом... Ну чего ты молчишь? У вас же тоже план какой-то, начальство, нужны читатели!
Майя:
 - Да мероприятий у меня на этот месяц достаточно, кстати, называется это библиотечным уроком. Ты пойми, мне готовиться к нему некогда. А это 11-й класс, и тема серьезная.
Катерина:
 - Но у тебя же сценарий есть.
Майя:
 - Так у меня есть по Золотому веку.
Катерина:
 - А ты добавь Серебряный! Ты же не о литературе им будешь рассказывать, а о Библии. Поищи в Интернете, в журнале "Литература в школе". Наверняка, что-нибудь есть.
Майя:
 - Да не люблю я по чужим сценариям что-то проводить... Слушай, обратись к Тамаре Алексеевне. У нее в этом месяце мероприятий нет. Да и Библию она хорошо знает, во всяком случае, гораздо лучше меня.
Катерина:
 - Ты серьезно? Ты ведь прекрасно знаешь, как она проводит беседы, и как расскажет о Библии. "Сначала Бог сотворил небо и землю..." Это получится не Священное писание, а книга абсурда. Дети уж точно никогда ей не заинтересуются после такого "ознакомления". Короче, Майя, проведи ты. Тебе не нужно просматривать гору литературы, тебе нужно просто их заинтересовать. Чтобы они сами почитали.
Майя:
 - Угу, совсем просто.
Катерина:
 - Так поэтому я к тебе и пришла. Надо к тому сценарию добавить... А он у тебя точно сохранился?
Майя:
 - Не знаю. Может, и новый придется писать. Но я помню, какими книгами я пользовалась.
Катерина:
 - Да, замечательная книга "Библейский словарь школьника", там приводятся прекрасные примеры. Только не бери стихотворение Брюсова "Моисей". Хотя по тематике оно идеально подходит: там и Моисей, и скрижали, и золотой телец.
Майя:
 - А в чем тогда дело?
Катерина:
 - Да оно слишком проблематичное. Брюсов там выражает презрение к пляшущим вокруг золотого тельца. Подбери лучше что-нибудь про любовь. Понимаешь, 16-17 лет... В этом возрасте...
Майя перебила:
 - Про возрастные особенности я в курсе, ты мне лучше скажи, где я в Библии любовь возьму?
Катерина:
 - Да в Ветхом завете о любви, конечно, много. Но любовь там какая-то... О! Ахматова воспевает любовь Иакова и Рахили. Прекрасное стихотворение. А потом, что-то ты прошлый раз рассказывала про любовь Лермонтова и Лопухиной? И с Библией это как-то связала.
Майя ответила после некоторого молчания:
 - Жанр молитвы, обращение к Божьей Матери. Но это стихотворение я очень редко включаю в какие-то уроки.
Катерина:
 - Почему? Прекрасное стихотворение. Как говорят критики, редчайшее по благородсву лирического чувства. Лермонтов изливал самое сокровенное, самое...
Майя ее прервала:
 - Вот поэтому и не включаю. А, кстати, ведь это Золотой век.
Катерина ответила машинально, думая о чем-то другом:
 - Повторенье - мать ученья... А вообще-то, да, могут и не понять. Как это человек, находясь в тюрьме, не зная, что будет с ним самим, обращается к Божьей Матери с просьбой не о себе, а о судьбе любимой...
      Не за свою молю душу пустынную,
      За душу странника в свете безродного;
      Но я вручить хочу деву невинную
      Теплой Заступнице мира холодного.
После некоторого молчания Катерина снова заговорила, размышляя уже вслух:
 - Все-таки включи это стихотворение. В конце-концов классики потому и классики, что открывали миру свою душу.
Майя, немного иронично:
 - Да-да... - Но потом уже серьезно продолжила: - Ну, во-первых, было что открывать. А во-вторых, открывали талантливо. Ну хорошо, включу... Леночку попрошу почитать стихи.
Катерина:
 - Конечно-конечно. Когда два ведущих, это уже большое отличие от обычного урока. Я помню, у тебя тогда и музыкальное оформление было прекрасное, и картины на библейские сюжеты...Только вот стихотворение Бальмонта почитай, пожалуйста, сама.
Майя:
 -Что за стихотворение? И почему мне надо его читать?
Катерина:
 - Там - образ Иисуса Христа, той великой жертвы, которая было принесена за спасение людей. Оно без названия, ну ты должна его помнить.
Катерина прочитала начальные и заключительные строки:
       Одна есть в мире красота.
       Не красота богов Эллады...
      .........................
       Любви, печали, отреченья
       И добровольного мученья
       За нас распятого Христа.
Майя:
 - Стихи, конечно, потрясающие. Но я думаю, что и Лена хорошо сможет их прочитать.
Катерина:
 - А стихотворение Пастернака "Магдалина"? Тоже сможет? Ты его помнишь?
Майя кивнула. Они помолчали. Потом Катерина тихо прочла заключительные строки:
      Но пройдут такие трое суток
      И толкнут в такую пустоту,
      Что за этот страшный промежуток
      Я до Воскресенья дорасту.
Это слова женщины, из которой выжали все жизненные соки. Нужно его читать так проникновенно, искренне, с таким...
Майя вздохнула:
 - Короче, вымученно.
Катерина:
 - Да.
Майя, очень тихо:
 - Угу. А я как раз-таки похожа на женщину, из которой выжали все соки.
Катерина:
 - Майя, у тебя что-нибудь случилось?
Майя:
 - Нет. Все нормально... Катя, да я прекрасно понимаю, что Лена это стихотворение не прочитает так, как ты или я. Но я постараюсь ей объяснить...
Катерина грустно усмехнулась:
 - Как соки выжимают?
Вошла Лена. Майя сразу обратилась к ней:
 - А мы как раз о тебе говорили.
Лена:
 - И зачем я вам понадобилась?
Майя:
 - Провести со мной библиотечный урок. Стихи почитаешь?
Лена:
 - Да, пожалуйста.
Майя встала и начала собирать чашки.
Катерина:
 - Та-ак, наше время истекло.
Майя:
 - Угу, сейчас у Лены обед.
Они вышли в зал, продолжая разговор:
Майя:
 - Ты знаешь, материала так много, что мы в 40 минут не сможем уложиться. Невозможно, рассказывая о Библии, не обратить внимания на заповеди, не сказать об отличиях заповедей Моисея от заповедей Христа. Может, не оставлять время на вопросы?
Катерина:
 - Нет. Время на вопросы надо оставить обязательно. Когда дети формулируют вопросы, они вспоминают все услышанное. А если плюс ко всему возникает какая-то дискуссия, то появляется интерес к теме, и хоть какая-то информация остается у них в голове. Ничего, я настрою их на то, что библиотечный урок длиннее обычного. Посидят. Не каждый день в библиотеку ходим. Ну пока, звони.
 


Рецензии
А вот к этой части, Нина, вопросов нет. Разъяснять литературные сюжеты, конечно же, необходимо.
Кстати, Ваша же цитата "А если плюс ко всему возникает какая-то дискуссия, то появляется интерес к теме, и хоть какая-то информация остается у них в голове". Вот что надо - чтобы думали, спорили и сами искали Истину... С различных точек зрения - верующих представителей разных конфессий, неверующих, сомневающихся...

Нелли Искандерова   20.10.2011 13:00     Заявить о нарушении
Нелли, огромное спасибо за отклики! Вероятно, я неправильно поступила, отдельно опубликовав части рассказа.
С уважением,

Нина Мелодина   20.10.2011 13:48   Заявить о нарушении
Короткие фрагменты удобнее читать, Нина. Поэтому хорошо, что выложили по частям. Другое дело, что могут быть разные точки зрения в отношении обсуждения религиозных тем. В первом фрагменте я со всем полностью согласна, во втором - нет. Но, как мне кажется, вопрос очень важный и по нему должны быть дискуссии. Мне известно, что на межвузовских совещаниях профессиональные религиоведы серьёзно критиковали предложения МИНОБРа о введении предмета "Основы религии". Критиковали именно с тех точек самых зрения, которые я высказала в своей рецензии... А предмет ввели, да и никто не знает, как темы давать... Просто у чиновников, видимо, свои представления...
Но, как бы то ни было, очень хорошо, что Вы подняли эту тему. Большое спасибо!
С уважением,

Нелли Искандерова   20.10.2011 17:09   Заявить о нарушении
И все-таки, Нелли, мне бы хотелось здесь все уточнить. В данном случае я говорю о Библии не как о Священной книге, какой она является для представителей нескольких религий, а как об историческом документе. И о том, что знакомство с ней необходимо для изучения не только русской литературы, но и мировой художественной культуры. И думаю, что делать это должны преподаватели литературы и обязательно по единой программе.
Большое спасибо за интересные содержательные отзывы.
С уважением,

Нина Мелодина   21.10.2011 18:23   Заявить о нарушении
Согласна, Нина. Согласна и в отношении того, что к Библии на уроках надо подходить как к историческому документу, и к необходимости существования единой программы. Единственное, с чем я не согласилась - это со словами по поводу того, что подобные вопросы не должен задавать верующий человек, и с отсылкой к представителям РПЦ. Но конечно же, любой преподаватель - живой человек, имеющий своё мнение и свою точку зрения. Но стандарт действительно должен существовать, поскольку каждый хочет поделиться с учащимися своими представлениями о предмете. Да только каким он будет, этот стандарт? Надеюсь, не таким каков нынче наш общеобразовательный? Я имею в виду пресловутые четыре основных предмета... Да и в ВПО ничуть не лучше...
Удачи Вам, Нина!
С уважением,

Нелли Искандерова   22.10.2011 09:43   Заявить о нарушении