***

                О.Лошканов

               
                Записки
                непутёвого школьника




                Письма  к однокласснице)


               Посвящается родителям

 Не такие уж мы плохие в детстве, какими становимся в жизни….
 удьбы наши зависят от родителей, школы и улицы…

                Вступление
01.04.09                г. Северодонецк
                Здравствуй  …..N!

         Как я понял, ты моего последнего письма не получала.
         А теперь и о себе, и о школе, и вообще.
Я начну описание своего жития-бытия, начиная со школьных лет, оно будет длинным, а может и интересным для прочтения. Я не претендую, на какую либо исключительность и мои воспоминания и рассказы о себе, о людях, которые встретились на моём пути, могут показаться наивными и очень обыденно простыми. В основном это повествование рассчитано  на моих дорогих одноклассников, их детях, внуках. Я хочу вставлять такие же житейские истории, которые они могутрассказать о себе и о своей судьбе. Здесь можно будет прочитать о том, как сложилась моя и их жизнь, кем они стали, бывшие отличники и отличницы, тихони и хулиганы, проказники и проказницы.
        В принципе я почти не возвращался в «школьные годы» так, как почти никого не встречал кроме Галки Пиотрович, Бори Фельдмана. Правда, лет 12-13 назад встретил Марика Белостоцкого, в посольстве Израиля в Киеве. Он тогда возглавлял движение Макаби и очень помог мне избежать убийственной очереди за визой для себя и жены. Обращаясь, время от времени в поисковики Яндекс и Гугл, никого не мог найти по фамилиям. (Одноклассники ру.) и
прочие такого плана сайты закрыты для поисковиков, и впоследствии оставил эту затею. Но вдруг раздаётся звонок, звонивший кричит в трубку: «Лоша» это ты? Я  Юра Анохин, я «Аноха»! Что тут было, ты не представляешь себе как будто, меня прорвало, душа моя восторженно летала, как, будто мне позвонил очень близкий человек, который пропал и вдруг объявился, а ведь с Юркой мы не виделись более 50 лет, как и с тобой и чувств каких - то дружеских или каких-то других
не было. Помню Юрку Анохина всегда со шмыгающим носом, он у него всегда протекал по причине, наверное, гайморита. Просто встреча с детством и радостно, что ещё кто-то в этом мире жив и помнит тебя и помнит школу. И очень жаль, что многих уж нет, а те далече... Жизнь раскидала нас всех по белу-свету. Школы на ул. Чернышевского уже давно нет, выпускники не собирались,
а если и собирались, то я об этом никогда не знал. Удивляюсь, что мало  наших сверстников умеет общаться с компьютером, не общаются в Интернете, почему-то их дети или внуки в этом им не помогают. Юра отправил мне письмо, на мой е-mail: ur8mi@sed.lg.uа со своими ссылками и ссылкой Виты Княжевич
она живёт в Германии, работает в библиотеке. Сам зарегистрировался
http://my.mail.ru/mail/pristin45, а уж оттуда, да и по совету дочери зарегистрировался на (Одноклассниках). Я эти странички не принимал всерьез, так как постоянно бываю на чукотских форумах, где есть большое количество людей, которых объединяет пребывание в этих суровых и романтических местах.
Мы встречаемся, иногда ездим, друг к другу в гости. Встречи бывают малые и большие. В прошлое лето в Лисьей бухте это возле Коктебеля   бывший "чукот" Дамир Султангулов ныне

                -2-
живущий в Киеве, организовал на всё лето Фестиваль Белый Шаман, где и я принимал участие,как организатор.
         Вот отчёт: http://forum.chukotken.ru/index.php?showtopic=6653&st=20
А это немного о себе: http://forum.provideniya.ru/index.php?showtopic=165         Сейчас, когда сканирую фотографии того школьного времени, постепенно перемещаясь в глубокое детство и юность, такая щемящая тоска охватывает, и так хочется возвратиться в то школьное время, сбора подснежников в Лесопарке, подготовке и сдаче экзаменов, хождением на «труд», по-моему, в ботанический сад мы там то-ли пропалывали, то-ли сажали деревья. Хочется вылететь пулей в школьный двор на большую переменку и оторваться во дворе по полной программе.
Ты мне написала и ответила первая, я был очень растроган, хотя мы и не дружили и как ты уже знаешь, вас отличниц, недолюбливал.
     По-моему вы перешли из 5- школы целой группой. Многих девчонок не помню, но тебя очень помню, ты всегда была такой, ну уж очень правильной девочкой, помню твой говор немного с придыханием и твои большие глаза. Современная твоя фотография вызывает доверие и чувство беседы, желание поделиться воспоминаниями, одно только – глаза грустят... Видно жизнь хорошо тебя потрепала.
Почему-то вдруг захотелось в письмах рассказать о себе, о своём
детстве и юности окунуться в этот мир школьных лет. Хотя признаться школу недолюбливал, а лучше сказать не любил. Правда, когда у нас была классная руководительница Наталья Михайловна Сирицина, если помнишь, было ещё ничего, потом наши классы как-то пересортировали, и у нас появилась Лариса Владимировна Чинчук «учиха» истории такая «бой-баба гренадёр», как сейчас помню её ноги, как у велосипедиста «бутылками». С первых же дней она меня
невзлюбила жесточайшим образом и за любую провинность отсылала домой за родителями, т.е. за мамой. На уроках всегда издевалась, называя меня Аполлоном Бельведерским. Я у неё больше тройки никогда не мог получить. Дикая обида была на всех вас, когда она поставила вопрос о не принятии меня в комсомол, и вы все дружно за это проголосовали. Лариса сказала, что пока она здесь мне комсомола не видать никогда! А я то-дурень, шёл домой,глотая слёзы! Обида душила меня. Вместе с директором школы Бульбой Иваном Федотовичем за каждый вызов мамы особенно за проказы против Пиотрович, отправляла меня стричься «налысо» даже после того,  как разрешили мальчикам ходить со стрижкой. Конечно, меня это очень угнетало, и я страшно переживал, как и все дети такого возраста.
  Я только теперь начинаю понимать, насколько может быть ранима душа у маленького
ребёнка, когда каждое событие или наказание за безобидные проказы превращаются для него в трагедию. Помнишь наших учителей физика Локшина И.Ф, по-моему, конченый отморозок, не высокого роста. Остались весёлые воспоминания об учителе украинского языка Даниле Илларионовиче Данько так мы его и звали Данько. Он даже одно время был нашим классным руководителем. Помнишь, как  начинал вызывать к доске, начиная перебирать ручкой  фамилии по алфавиту, в это время стояла гробовая тишина «Ну, шо нам розповисть Лошканов, а ну-ка к дошке «Лацюга! Ледащее! Я вам понаписую такы характеристикы, що ни одна тюрьма нэ прымэ! А ну-ка де щоденник? Давай його сюды! А дэ там Валь?» Ставил такие
огромные двойки в дневник большим многоцветным   карандашом «Семафор», что её никак нельзя было подтереть или исправить, и я в надежде избежать возмездия её всё-таки подтирал. По своей детской наивности, думая, что никто не заметит, особенно отец, он ещё тогда был жив. Как, всегда приходя, домой с ужасом, ждал одного вопроса - покажи дневник! Только введение добровольного изучения украинского языка избавило меня от этих мук.
     Я  параллельно буду писать тебе и Жене Леонову и Фельдманами другим одноклассникам.
  И так я начинаю свой эпос, думаю, что отниму у тебя немного времени, если
сочтёшь нужным читать эпистолярные зарисовки. Впоследствии   буду дополнять отдельные части своего повествования, а также развивать их по мере получения отрывков моих и ваших воспоминаний.
     Надо же  если бы мне кто ни будь  когда нибудь, сказал, что я буду писать и откровенничать своей однокласснице N   по прошествии  50-ти лет, никогда бы не поверил! Воистину «...Пути Господни неисповедимы...»
и  я с искренностью скажу, что я рад этому!


                -3-
05.04.09
--- Олег, доброе утро! Мне было очень интересно прочитать твое письмо, потом
я зашла на твою страничку" Форум Провидения ....." И, конечно, чувство гордости
за тебя! Как я понимаю, был и флот, и многое другое. И ты все это расскажешь!
 Очень интересно. А сейчас, давай вернемся к школе. Как я теперь понимаю, мы
с тобой учились в параллельных классах. Наверное, поэтому я тебя и не очень
хорошо запомнила. И ничего не знала о твоих злоключениях, связанных с комсомолом,
Г.П.(кстати, мне кажется, или я ошибаюсь, но твоя жена чем-то на нее похожа).
А твои школьные детские переживания я пережила позже со своими сыновьями,
которые учились в 27 школе, где преподавали наши учителя Лариса Владимировна
Чинчук, Евгения Яковлевна Титова и др. И когда меня вызывали в школу, я ходила,
как на эшафот. И их тоже приняли самыми последними и в пионеры
и в комсомол.
           А все происходило из-за того, что старший сын был влюблен с первого класса
без взаимности в одноклассницу и всеми возможными способами пытался обратить на
себя ее внимание. А потом, отношение к нему перешло и на младшего сына. Ну а в
старших классах была учительница физики, которая по-иезуитски доводила учеников,
в частности моих сыновей, ставя им оценку "плохо" в табеле в 10 классе.
        Причем, как-то при этом, изощренно издеваясь. Я тогда, тоже, провела много
бессонных ночей из-за нее. Правда, старший сын, при этом, знает до сих пор,
физику и о физике, а младший считает, что она научила его "держать удар".
Но я, как бы заново, пережила сегодня их горечь и обиду. Так что твой рассказ
о школе я поняла, как, наверное, никто. И о Данииле Илларионовиче. Мы его
обожали. Он был нашим классным руководителем. Нас, нескольких девочек, он
называл" дочкамы ", мы ходили его проведывать, когда он болел,
к нему домой. Д.И. жил возле Благовещенского базара. Он был необыкновенный
аккуратист, и добивался того же от нас. Помню, как он брал двумя пальцами мою
тетрадь и говорил, :" Дочка доцента и такый зошит". А еще я помню, как он
говорил: «Именныкы, прыйменныкы, варенныкы". Д.И. очень тщательно готовился
к урокам, у него в красной тетрадке был всегда записан план урока, а также,
кого он вызовет к доске. И мы этим пользовались и знали заранее, кто из нас
будет отвечать. Пожалуйста, продолжай свой рассказ.  N…
Р.S .Посылаю тебе фотографию 10"Б


06.04.2009

      Олег! У меня к тебе вопрос по эпиграфу к твоим" Запискам":
"Как ты считаешь, есть ли абсолютно плохие люди?"  Лично мне кажется,
что - нет.  Не помню уже, где я читала о том, что мы иногда  задаем
риторический вопрос, почему  Бог не наказывает того или другого "плохого
"человека. А ответ именно в том, что самый отрицательный человек в смысле
отношения к своим подчиненным и т.п. может быть  хорошим отцом, сыном и т.д.
  Да и дети, порой, бывают жестче  взрослых.
 N….

06.04.2009
   N…!    Вопрос конечно философский... Адольф Гитлер- гений!!! Гений зла любил
детей, Геббельс, Геринг, капо в концлагерях, маньяки-педофилы, извращенцы,
насильники и т.д.  оказывались порядочными семьянинами, любящими отцами и т.д.
Почему я так написал? Зачастую, преподаватель, воспитатель и т.п.  в частности
Чинчук, ставят клеймо на ребёнке, и что бы ни произошло, сразу обвиняют его в
причастности к содеянному. Это вызывает протест и дальнейшие проказы-пакости,
которые он начинает совершать, чтобы самоутвердится, показать свою отвагу,
незаурядность и т.п. что впоследствии ломает его судьбу и может привести к
плачевным результатам, если в последний момент в качестве тормоза не включится
генетика. Ну, а зачастую дети расплачиваются за грех своих предков. И как только
в этот непростой момент для ребёнка наступает пауза во внимании к нему, сразу же
включается великий воспитатель-Улица. Особенно это характерно для не полноценных
семей. В принципе это классика и ничего нового здесь нет. Я это прошёл на себе,
на своём внуке Филиппе, который живёт в  Киеве, где воспитательница пацану 6-ти лет,
когда он в том же садике перешёл в «первый класс-садик-школа», писала в дневнике:
«…шановни батьки, що я вам такого

                -4-
зробила, що ваш сын так знущаеться на мэнэ…». А он был воспитан на Дискавери и
Експлоере и задавал  такие вопросы, на которые она просто в ответ мычала. И мне
приходилось ходить и ублажать её разговорами, провожать домой эту *украинскую кобылу
националистку*. А Филл в это время обеда на самом деле доставал макароны из тарелки
и вешал себе на уши, все остальные стояли на ушах!!! Он был Герой!

Часть первая: Далёкое безмятежное детство

     Родился я в 1945 г. 25 мая в 17.50 мин в 10-ой харьковской гор. больнице,
где находится эта больница или находилась, я не знаю.  Судя по логике развития,
нас "человечков", роман у моих родителей попал на август - сентябрь месяц. И тут
возникают несколько житейских вопросов, родился в мае 1945 г., а брак
зарегистрирован только в июле 1945г. Как моя мама уроженка г. Пензы попала в
1944 году в Харьков, я не знаю, да и раньше не интересовался и не спрашивал.
Знаю, что мама отца очень  любила и всю последующую жизнь говорила мне, что более
жизнерадостного, доброго и жизнелюбивого человека она больше не встречала.
А разница в возрасте составляла 17 лет. Вместе они прожили 13 лет до 1957
года 23 марта, когда отца не стало.
      Очень жаль, что многие из нас не знают истории своей семьи, своих корней,
не могут построить генеалогическое дерево и зачастую не знают, откуда у них
те или иные дарования, пристрастия, да и проявление определённых заболеваний.
Уверяю вас, что, покопавшись в архивах, если доступно, в воспоминаниях своих
родственников, документах вы бы узнали много интересного, много лирических и
романтических историй, захватывающих драм и приключений, а может и разочарований,
по-другому оценили бы поступки своих родителей и других близких. Сколько разных
тайн и знаменательных событий имеет любой семейный клан, прайд, семья, дерево как
хотите, так и назовите... Предки до 5-го 8-го колена, знаем ли мы их? По пробуйте
окунуться в этот мир прошлого. Как ценны сейчас многие старые фотографии, документы,
взгляните на них по-новому, у вас дух захватит! Очень меня порадовали детские и
ранние семейные фотографии Рины Черниной, Маринкиной сестры «50-ые годы» выставленные
на Одноклассниках.
  Мамочка моя Валентина Сазоновна Лошканова родилась в г. Пенза 14 апреля 1923 г.
 в семье железнодорожника Павлушкина Сазона Васильевича. Я маленьким очень гордился и говорил местной детворе, что моя мама родилась, когда ещё был жив дедушка Ленин. Дедушка Сазон Васильевич работал в депо  на ст. Пенза 3-тья ремонтником, а потом проводником (тогда называлась эта должность кондуктором) ездил в поездки и всегда привозил много вяленой рыбы  из Астрахани воблы, тарани, астраханского залома. Потом уйдя на пенсию любимым занятием у него было сапожничество, он ремонтировал всем во дворе обувь и подшивал валенки. Надо отдать должное, что я и сейчас знаю, как сделать любойсапожный шов, какое должно быть шило, какие должны быть кривые иглы, воск, суровые нитки, дратва и деревянные гвозди. Дедушка был высокого роста, стройный подтянутый и всегда очень серьёзный. Когда надо было идти в депо на партсобрание, это было целое
событие, он наряжался, как на праздник. Я очень любил ходить с дедушкой на базар за дратвой, деревянными гвоздями и прочей мелочью для ремонта обуви. Там я от дедушки узнал, что оказывается «пьяницы», пьют вместо водки денатурат. Это была синяя жидкость для разжигания примусов, которая продавалась на базаре. Бабушка не работала и вела домашнее хозяйство.
У бабушки всегда была стерильная чистота, чёткий распорядок завтраков, обедов, ужинов. Прямо-таки «дойче орднунг», этот стиль семейного быта передался и маме. Наилучшая похвала, которую бабушка называла в разговоре о ком-то: «…он такой аккуратист!».
   Слово, давно вышедшее из употребления и ты мне его напомнила, в своём письме.
Мне нравятся несколько устаревшие слова и выражения: аккуратист (этом слове заключено почти всё о человеке, о его стиле жизни, быте, одежде, отношении к работе..), ступай, чем обязан, сударь и сударыня. Кстати по отношению к женщине, попробуйте, сейчас, обратиться особенно в «присутственном месте» к даме вместо госпожа (несуразность какая-то),а как ещё по-другому? За границей: есть мэм, фрау, фру, мадемуазель, а у нас девушка
или женщина! А «девушке» около 50-ти! Сударыня действует безотказно! Проверено.

                -5-
В семье было трое детей моя мама самая младшая, средний брат Николай Сазонович и
старший Константин Сазонович. Все работали в депо на Пензе 3-й. Бабушка Анна
Степановна родилась в Чембарском уезде девичья фамилия Ескина.
      «Чембар — уездный город Пензенской губернии, 5335 ж.- Уезд;
3977,3 кв. в., 149264 ж. ... Брокгауз
Население 8,8 тыс. чел. (2005).
Город расположен на юго-западе области, в месте слияния рек Большой
 Чембар  и Малый  Чембар  (бассейн Дона), в 129 км от Пензы.
В период с 1784 по 1948 город назывался  Чембар,  в 1948 был переименован
 в честь русского литературного критика и публициста Виссариона Белинского
 (1811—1848), детские годы которого прошли в  Чембаре. В городе имеется
дом-музей В. Г. Белинского, открытый в 1938»

 
И здесь начинаются загадки, почему Ескина или Еськина? От крепостных помещика
Еськина или Эскина, или Оськина, т. е Иосифа, Эскина, или Эскинд. У бабушки были
сёстры и братья на фотографиях очень уж они не похожи на простых крестьян
и имена у всех Лазари да Иосифы. Хотя это   библейские имена и по святцам
так называли родившихся деток.
        Фамилии Ескин, Эскин, Раскин.
«Все эти фамилии произошли от крестильного имени Иосиф (Есип) - божья награда
(др.евр.), Есько, Есип, Есеня - вероятно, производные формы имени Осип (Иосиф). См. Осипов» 

               
                -6-         
 
Это уже копия свидетельства о браке.
 
 
               
На фотографии моя бабушка слева, справа её родная сестра Люба,
а как зовут сестру, которая стоит, я не знаю.

                -7-
 
Родной брат бабушки Иосиф (Ося) с женой.

 

Обратная  сторона фотографии.
               
                -8-
 
Мои бабушка и дедушка


 
Слева бабушка, двоюродная сестра Люда, дедушка, я лопоухий, тётя Люба бабушкина
сестра, Галина жена дяди Коли. Дядя Коля пошёл на войну совсем пацаном, стал
Героем Советского Союза, ул. Вокзальную, где они жили, переименовали в улицу
Павлушкина и школа, где он учился, названа им. Николая Павлушкина. Погиб,
разбившись на самолёте, которым пилотировал, в 1958г. В
г. Воронеже, где работал нач. Воронежского аэроклуба.

Отправляю, начало с изменениями, в следующих постах буду отправлять только добавленные главы. Все письма твои N… и письма других одноклассников о своей судьбе вставлять буду в описаниях нашей школы. Каждый  будет иметь возможность узнать о другой судьбе и может, попробует начать и свою повесть. С благодарностью приму любую критику, замечания и корректировку.
        Олег.


Рецензии