Дом, где собираются сердца

...О пожаре она узнала, вернувшись из-за границы, где собирала пожертвования для «Бейт-Шан ти». Мариума восприняла это как знак судьбы: сгорело прошлое, дом, где все начиналось, где она провела самые счастливые годы и где произошло то ужасное, о чем бы ей хотелось забыть.
Мальчиков перевели в дом, где жили девочки — временно, пока подготавливались комнаты на первом этаже, их разместили на крыше, благо дни стояли теплые: как и в минувшем году, лето в Израиле не спешило уступать место дождливой зиме. «В старый дом возврата нет, все дети будут жить здесь» — так решила Мириума.

1984. СУББОТНИЕ ГОСТИ

Началась вся эта история 19 лет назад, когда девушка со сложной судьбой (об этом чуть позже), репатриировавшаяся из США, поселилась в одном доме с Дино Гершони — уроженцем страны, художником и бывшим кинематографистом. Дино, который был старше Мариу мы на 24 года, покорил ее своим веселым, общительным нравом, у него было множество друзей. Чтобы понять, какое впечатление этот человек и его образ жизни произвели на Мариуму, надо знать ее предыдущую жизнь.

Мариума Кляйн родилась в Нью- Йорке, ей было три года, когда родители репатриировались в Израиль и вскоре развелись — отец вернулся в США. Спустя какое-то время туда отправились и мать с дочерью — они поселились в Бостоне. Мать пропадала на работе, обеспечивая существование маленькой семьи, а ее 13-летняя дочь, предоставленная самой себе, большую часть времени проводила на улице и порой даже ночевала в парках и под мостами. Спустя два года мать отправила Мариуму назад в Израиль
— в религиозный интернат. Потом в жизни девочки случился Синай, перевернувший все ее представления о Всевышнем
— именно там, в пустыне, она, по ее сло-вам, ощутила присутствие Бога, и для нее отпала нужда в штудировании книг о Нем. Мариума оставила интернат. Теперь она училась в «тихоне», по вечерам работала официанткой и снимала квартиру. В 17 лет с ней произошло самое страшное, что может произойти с девушкой. Последствия травмы, результат жестокого изнасилования, она залечивала в одиночку, без помощи психологов. Потом была армия, затем встреча с Дино.

С первых дней совместной жизни двери их дома были открыты для всех друзей, которым негде было встречать субботу. Друзья приводили своих друзей, прослышав о бесплатном угощении, сюда потянулись и уличные бедолаги, среди них подростки, бежавшие от родителей или из интернатов. Некоторым из них некуда было идти, и они оставались на ночлег в гостеприимном пристанище.
Порой добирались даже подростки с юга, обитавшие прежде на эйлатских пляжах: у Дино и Мариумы им была обеспечена еда, кровля и защита. Никто здесь не лез детям в душу, не спрашивал: «Как ты дошел до жизни такой, где твои родители?»

...Десять лет назад, когда я в первый раз набрела на «Бейт-Шанти», Дино рассказывал мне, почему он держал двери дома открытыми, что в том числе было причиной его расставания с первой женой, с которой он прожил 25 лет: та, в отличие от супруга, предпочитала тихую семейную жизнь. «Мне все давалось легко и просто, — говорил тогда Дино. — Но когда ты идешь по улице и замечаешь в толпе людей с потухшими глазами, то невольно начинаешь задаваться вопросом: «Почему кому-то плохо, когда тебе так хорошо?» Что толку жалеть бедолагу, если он нуждается в помощи? Так начинается твоя миссия».

В главном Дино и Мариума оказались очень похожи. Она тоже предпочитала жить в доме, где всегда была масса народу и много радости. Так — сама собой — в жилище Дино и Мариумы образовалась коммуна. Постепенно сформировались и принципы: жизнь под одной крышей без алкоголя, наркотиков и насилия. А потом у дома появилось и название, совер¬шенно случайно. Девушка, вернувшаяся из путешествия по Индии, проведя у Дино и Мариумы трое суток, сказала: «Как мне тут было славно — просто шанти!» Слово «шанти» в переводе с хинди означало «любовь и покой». И вскоре над входом появилась вывеска: «Брухим ха- баим ле Бейт-Шанти!» («Добро пожаловать в Дом любви и покоя!»)

1994-1997

Как уже было сказано, впервые я забрела в «Бейт-Шанти» в 1994 году. Двухэтажный обветшалый дом производил — по крайней мере внешне — удручающее впечатление. По обеим сторонам лестницы — темные провалы комнат, вместо дверей — занавески. Сырые облезлые потолки, граффити на стенах. Единственный уютный уголок находился на втором этаже, где располагались жилые комнаты хозяев, салон с кухней, и все стены были увешаны картинами и безделушками. Никто из обитателей не платил за свое проживание, коммуна существовала на средства, которые зарабатывали Мариума и Дино: Мариума преподавала в школе, Дино трудился слесарем. Когда же денег на такую ораву не хватало, Мариума отправлялась собирать пожертвования, а Дино ехал на рынок «Кармель», где сердобольные торговцы всегда были готовы дать для бедных подростков немного овощей и фруктов.
Муниципалитет Тель-Авива относился к идее коммуны, принимающей бездомных подростков, благожелательно, но и только. «Наша помощь заключается уже в том, что мы им не чиним никаких препятствий», — говорил мне в ту пору один из ответственных муниципальных работников.

...В 1997 году я наведалась в «Бейт- Шанти» во второй раз и с трудом нашла знакомое место — так здесь все преобразилось. Вместо пересохшей земли и разбитого асфальта — площадка, выложенная керамическими плитами, окруженная растениями в кадках. Отремонтированные комнаты. Хорошая мебель. Холодильники, полные еды. Благодаря газетным публикациям, о «Бейт-Шанти» узнали многие, и начались сборы пожертвований. Деятельность дома-убежища, принимающего на неограниченное время молодежь любого возраста, оказавшуюся на обочине жизни, была признана полезной обществу: сюда стали направлять подростков различные ведомства — социальная служба, полиция, суды по делам несовершеннолетних. Жители Тель-Авива начали завозить в «Бейт-Шанти» мебель, холодильники, плиты, телевизоры, компьютеры. Фирмы, производящие продукты, заполнили холодильники провизией. Художники разрисовали стены комнат бабочками и ангелами. Кто-то притащил связки мелодичных колокольчиков, которые тут же повесили на крыше, где гуляет ветер. Певцы и музыканты устроили благотворительные концерты по сбору средств для «Бейт-Шанти». Нашлись и кулинары-добровольцы, пожелавшие готовить детям горячую еду.

В конце 1990-х бразды правления сосредоточились в руках энергичной Мириумы, которая стала хозяйкой дома. В районе Неве- Цедек вскоре был снят просторный дом, куда Мариума перебралась со своими тремя дочерьми и девочками-подростка¬ми. Мальчики-подростки остались в старом доме — вместе с Дино. Отношения между супругами к тому времени превратились уже в чисто дружеские.

ТАЙНЫ«БЕЙТ-ШАНТИ»

...Однажды в «Бейт-Шанти» забрела девушка с таким выражением лица, что ее молча провели на кухню, накормили, дали одеяло и показали, где она будет спать. Девушка провела в постели три дня. Ее не беспокоили. Мириума терпеливо ждала, пока та заговорит сама.

Истории подростков, попадающих в «Бейт-Шанти», порой беспросветно страшны. Вот, например, история Р.
Она с детства была строптивой, нетерпимой к любым ограничениям собственной свободы. Сначала сбегала с уроков, потом начала бегать из дома. Ночевала у подруг; воровала деньги у родителей. В 13 лет оказалась на улице, попробовала наркотики и нашла пристанище у 20-летнего парня, который в качестве платы за угол требовал, чтобы Р. занималась уборкой, стиркой, приготовлением пищи и спала с ним. Потом произошло ужасное: один из знакомых парней пригласил на прогулку и привез на пустынный пляж, где его поджидал приятель-араб. Оба жестоко насиловали Р. в течение нескольких часов, после чего вырезали ей ножом на спине крест и уехали, пригрозив убить, если она заявит в полицию. Через некоторое время Р., обнаружила, что беременна. В отчаянии она била себя кулаками по животу, у нее случился выкидыш. Р. бродила по улицам, спала в парках и на пляже. Какое-то время была курьером у торговца наркотиками.

В «Бейт-Шанти» она попала случайно: приехала навестить жившую там подругу. Р. и не помышляла о том, чтобы остаться здесь: в ту пору она обитала у арабского парня, который ее избивал, но даже это жалчайшее существование она не желала променять на приличное общежитие с правилами, ограничивающими ее свободу После разговора с Мириумой Р. почувствовала, что ее судьба небезразлична хозяйке этого большого дома, и решила провести здесь день-два. К порядкам, установленным в «Бейт-Шанти». она привыкала нелегко, но спустя какое-то время превратилась в члена этой большой семьи, у нее завелись новые подруги, с которыми она стала делиться всем, как с сестрами. Она возобновила занятия в школе, потом закончила курсы, а главное — восстановила связь с родителями, предпочитая все же жить в «{Бейт-Шанти». «Раньше я была такая непримиримая, что готова была ударить каждого, кто на меня косо посмотрит, теперь я научилась прощать и быть в ладу со всеми, и прежде всего — с собой», — признается Р. От прошлого у нее осталась единственная отметина — крестообразный шрам на спине.

Еще одна история — несовершеннолетней В., репатриировавшейся с родителями из бывшего Союза. Вскоре мать умерла, и девочка осталась с отцом, который оказался настоящим чудовищем — насиловал ее в течение нескольких лет. Когда об этом стало известно социальным работникам, насильник угодил в тюрьму, а его жертва нашла убежище в «Бейт-Шанти». Глядя в воспаленные, непрощающие глаза девушки, полные желания отомстить отцу, я думала о том, что ее раны заживут не скоро, если вообще заживут.

...13-летний М. с ранних лет терпел побои от родителей. За всю его недолгую жизнь он не услышал от них ни единого доброго слова. Он был в семье лишним и постоянно задавался вопросом: что же он сделал такого, в чем провинился перед матерью и отцом? Почему, в отличие от других детей, он для них «черная овца»? После побоев М. часто сбегал из дома. Дважды пытался свести счеты с жизнью. Когда социальные работники направили его в «Бейт- Шанти», он не верил, что здесь ему помогут В тот момент он вообще не верил, что на свете есть люди, способные любить других людей. Но неожиданно обнаружил, что дом полон таких же, как и сам он, отверженных, однако и они обладают правом на смех и радость. Первую ночь М. проплакал. Наутро осмотрелся и решил, что теперь ему есть для чего жить. «Бейт- Шанги» спас меня, вытащил из ямы — только здесь я ощутил почву под ногами», — говорит М. через несколько лет.

...Отца своего Ф. не знала, мать села в тюрьму, когда дочери исполнился год (дело было в России), а освободилась лишь 12 лет спустя. В тюрьме у матери родился еще один ребенок, о котором Ф. узнала по прошествии долгого времени, уже находясь в интернате. Вскоре мать вышла из тюрьмы, через полгода суд разрешил ей забрать детей, и она отправилась с ними и с новым мужем в Израиль.

Первый конфликт с матерью произошел в ночь прилета в новую страну. Мать требовала, чтобы дети, падавшие с ног от усталости, помогали ей убирать квартиру и распаковывать вещи, а когда те не подчинились, выгнала их на улицу — под зимний дождь и град. Дети переночевали на крыше, утром вернулись домой. Ситуация обострилась вторично, когда Ф. прогуляла школу. Мать избила ее так, что на голове у девочки образовалась кровоточащая рана. Третий инцидент положил конец их отношениям. Ф. вернулась с дискотеки навеселе. Наутро мать заставила ее выпить полбутылки водки, не закусывая, и выкурить несколько сигарет подряд, чтобы «отучить от вредных привычек». Ф. после такого «урока» непрестанно рвало в течение целого дня, а затем она просто ушла. На улице, где Ф. провела восемь месяцев, арабские подростки приучили ее к наркотикам. Однажды кто-то из прохожих спросил ее, почему она не живет дома. «Мне некуда идти», — ответила Ф. Прохожий рассказал ей, что в Тель-Авиве есть дом, где принимают таких подростков, как она.

В «Бейт-Шанти» ее ни о чем не спрашивали, всего лишь показали место ночлега и накормили. Никому не было дела до Ф., и вдруг она оказалась окруженной теплом и заботой. Единственное, к чему Ф. долго не могла привыкнуть, — это дружеские объятия, принятые в этой большой семье; она не знала, что такое бывает заведено у людей. А с наркотиками покончила практически сразу — чтобы не огорчать Мириуму. Ф. устроилась работать официанткой, начала подумывать об учебе.

Эти тайны не выходят за стены «Бейт- Шанти», о них не сообщают в соответствующие организации, не заводят на детей «дел». Так решила Мириума.

— Здесь каждый начинает новую жизнь с нуля, не оглядываясь на свое прошлое, — говорит она. — Зачем кому-то знать, что девушка, собирающаяся идти в армию, когда-то была изнасилована своим отцом и дважды пыталась свести счеты с жизнью? Я не хочу, чтобы на биографии детей, прошедших через «Бейт- Шанти», оставались темные пятна. Каждый, кто испытал тяжесть судьбы, должен научиться прощать, чтобы выйти из состояния жертвы и перевернуть страницу.

Мириума убеждена, что занятия искусством помогают подросткам преодолевать душевные травмы. Она следит за успехами своих многочисленных воспитанников. Может внезапно сорваться с места и махнуть на север, где один из бывших ее подопечных служит в боевых частях, а недавно закончил с отличием офицерские курсы.

— Его близкие считали, что он полный ноль и ничего не добьется, — вспоминает она, — а мы в него поверили, и он оказался настоящим молодцом.

...За 19 лет через «Бейт-Шанти» прошло около 13 тысяч подростков. Более 9 тысяч из них провели здесь от 24 часов до недели, после чего вернулись к родителям или в интернаты. Для тех же, кто прожил здесь месяцы, а бывало, что и годы, этот дом стал единственным местом их обитания — им некуда было вернуться. "Бейт-Шанти" открыт 24 часа в сутки и принимает всех, кому нужна помощь, кто попал в беду. Мириума считает, что дети оказывают ей не меньшую поддержку, чем она им, подтверждением ее слов служит история, которая началась в 2000 году и завершилась два месяца назад.

ЧЕРНАЯ ПОЛОСА

В сентябре Дино Гершони, бывший муж Мариумы Кляйн и отец троих ее детей, был приговорен к 17 годам лишения свободы за сожительство с несовершеннолетней, страдающей синдромом Вильямса. Девочка не являлась воспитанницей «Бейт-Шанти», но, согласно заявлению, поданному в полицию, дело происходило в примыкавшей к зданию пристройке, где жили мальчики-подростки, — там Дино поселился после развода с женой.

По постановлению суда Гершони был удален из дома и нашел себе пристанище в одном из кибуцев. Когда же кибуцники узнали о том, какое тяжелое обвинение выдвинуто против человека, который представился им художником, они попросили его покинуть киббуц. Дино поселился со своей новой супругой на юге, в Мицпе-Рамоне. Новая жена Дино когда- то тоже провела некоторое (недолгое) время в «Бейт-Шанти», в ту пору ей было 12. Прошли годы. Девушка случайно встретила Дино в городе. Она стала его женой, у супругов родился ребенок.

Суд длился два года. Жалоба в полицию поступила в июне 2001-го, в сентябре 2003-го был вынесен приговор (за два месяца до этого события свел счеты с жизнью 40-летний сын Дино от первого брака).

На первые заседания Мариума ходила — ей не верилось, что Дино мог совершить подобное преступление, потом она перестала бывать в суде. В одном из интервью Мариума сказала, что уважает решение суда, а о бывшем супруге отозвалась так: «Очевидно, он просто больной человек».

Хотя последние три года Дино не имел никакого отношения к «Бейт-Шанти» и за все время не обидел никого из детей этого дома, а только помогал им, случившееся изрядно подкосило Мариуму. В минуты слабости ей хотелось уехать куца глаза глядят, но чувство долга, а также поддержка детей помогли ей справиться с болью.

2003. ЧЕТВЕРТАЯ ВСТРЕЧА

Первую встречу мы назначили еще в сентябре.

Мариума выскакивает с совещания взъерошенная:

— Так... Рош ха-Шана — через два дня. Подарки детям готовы, деньги на угощение мы добыли. Кстати, а где этот конверт с деньгами? Куда я его положила? - И все начинают метаться из приемной в кабинет, ищут деньги. Мириума извиняется, просит перенести встречу. Как я узнала позже, конверт нашелся, праздник состоялся.

Во второй раз мне тоже приходится уйти из «Бейт-Шанти» несолоно хлебавши: за четверть часа до моего прихода МИриуму срочно вызвали в дом, где живут мальчики.

То же произойдет и на третий раз.

Но спустя два месяца встреча все же состоится. Правда, за это время произойдет немало событий: случится пожар в пристройке, той самой, где еще три года назад жил Дино, — огонь уже подбирался к газовым баллонам, но, к счастью, пламя удалось потушить. Мириума съездит за границу, где соберет пожертвования для подростков. «Бейт-Шанти» получит 150 дунамов земли на юге, в районе Негева: там, по-видимому в середине зимы, должно начаться строительство еще одного комплекса для подростков — с реабилитационным центром и конефермой.

— За последние два года произошло много знаменательных событий, — говорит Мариума. — «Бейт-Шанти», наконец- то, получил признание на государственном уровне. В 2000 году я удостоилась чести зажечь свечу в День независимости
Израиля и получила благодарственное письмо от президента страны. Теперь государственные субсидии составляют пятую часть нашего бюджета, равного 800 тысячам долларов в год. Мы открыли фонд помощи «Бейт-Шанти», с условием, что если наш дом прекратит существование, эти деньги будут использованы только для помощи нуждающимся подросткам. К нам обращается все больше и больше детей, которыми круглосуточно занимаются наши инструкторы.

Мариума называет цифры: 90 процентов подростков, которые провели в «Бейт- Шанти» непродолжительное время, больше не вернулись на улицу. 78 процентов из тех, кто прожил тут достаточно долго, успешно адаптировались в обществе: отслужили в армии, закончили университеты, создали семьи. Некоторые нынче за границей. Например, Л. — репатриантка из России, девочка-панк, обитавшая, до того как попасть в «Бейт-Шанти», близ фонтана на площади Дизенгоф. Когда Л. пришла к Мириуме, ей было 15.

— Я к ней внимательно присматривалась, — вспоминает Мариума, — и заметила, что она неплохо рисует. Купила ей краски, холсты, устроила выставку. Потом приложила массу усилий к тому, чтобы девочку взяли в художественное училище. Сегодня она художница, живет в Голландии, вышла замуж, родила. Помню еще одного русского паренька, который долгое время жил на улице. У нас в «Бейт-Шанти» он просто расцвел. С отличием — экстерном — сдал экзамены на аттестат зрелости, а пару месяцев назад вернулся из армии, где тоже проявил себя лучшим образом.

По составу «Бейт-Шанти» можно изучать географию Израиля, его этнический и национальный состав, а также историю алии. Здесь можно встретить подростков-беду инов и друзов, репатриантов из Эфиопии и стран СНГ, детей из светских и религиозных семей. Проблемы, приводящие их сюда: конфликты с родителями, насилие в семье, инцест. Девочки, забеременевшие в раннем возрасте, солдаты-одиночки, не имеющие семьи. С усугублением экономического кризиса все больше подростков оказывается на улице...

Я спрашиваю Мириуму о том, что еще не отболело, — об истории Дино.

— Ни я, ни наши дочери не поддерживают с ним отношений, — жестко произносит Мириума. — Для подростков «Бейт- Шанти», которые знали и любили Дино, известие о суде было настоящим ударом — он ведь очень многим помог, спас от падения. Но последние три года Дино уже не имел никакого касательства к «Бейт-Шанти». У меня сохранилась хорошая память о прошлом, а то ужасное, что случилось потом, — это моя личная боль, и она никак не связана с детьми из «Бейт-Шанти»...

Сюда попадают дети с улицы, видевшие немало бед и горестей, и я не могу удержаться от вопроса, который может нарушить несколько идиллическое впечатление от нашего разговора. Приходилось ли кого-то из них выгонять?

— Да, — кивает Мариума. — Но только тех, кто нарушал наши главные правила — употреблял наркотики, алкоголь, прибегал к насилию. Бывали и кражи. Если происходит «ЧП», мы предпочитаем разбираться с его виновниками сами, не прибегая к помощи полиции. «Бейт- Шанти» — не казенное учреждение, это дом. Просто дом, в котором живет много детей. Большая семья, ей помогают очень многие. Мне кажется, что когда находятся люди, помогающие детям, мир становится чуть лучше.

2011 ГОД. ОСТРОВОК СПАСЕНИЯ

Затерянный в Негеве островок спасения для бежавших из дома подростков подобен миражу. При приближении к нему со стороны скоростной трассы разноцветное строение с зубчатными стенами и высокими пальмами то исчезает за песчаной дюной, то возникает вновь, маня своими полуразмытыми очертаниями, дрожащими в раскаленном воздухе пустыни.

«Шанти бе мидбар» - в буквальном переводе с хинди и иврита означает «Дом любви и покоя в пустыне». Не молодежная коммуна, а именно дом – для детей юга, отверженных своими близкими. «Младший брат тель-авивского «Бейт-Шанти», - как говорит о нем его создательница Мириума Бен-Йосеф.

«МЕНЯ НАУЧИЛИ ВЫБИРАТЬ ЖИЗНЬ...»

За воротами встречает Наташа и проводит по зданию, разделенному на две половины: в одной живут девочки в другой мальчики. Меня не покидает ощущение, что я попала на съемочную площадку, где снимается сказочный сюжет – настолько здесь все необычно и красиво. Журчит вода – внутри дома, в переходах, снаружи - везде, она выводит меня к небольшому искусственному пруду, где ветер качает высокую траву и головки камышей.

...Сегодня уже никто не узнал бы в этой улыбчивой и энергичной 23-летней девушке ту озлобленную на весь мир 14-летнюю девчонку, которая переступила порог «Бейт-Шанти» девять лет назад.

За свою короткую жизнь Наташа пережила совсем недетскую беду: бежала из дома от жестоких побоев отца, жила на улице, пыталась покончить собой, прошла восемь интернатов, пока судьба не привела ее к разноцветным воротам в южной части Тель-Авива.

- Из раннего детства, когда мы жили еще на Кавказе, я почти ничего не помню, - говорит мне Наташа. – Я попала в Израиль, когда мне было всего пять лет. Знаю только, что маму сосватали отцу по кавказским обычаям, и он все годы бил ее и нас. Мама не могла меня защитить, да и кто бы ее послушал! Она была совершенно сломанным человеком. Мне тогда казалось, что все семьи живут также и по-другому не бывает. В 13 лет я попала после отцовских побоев в больницу. Ко мне привели социальную работницу. Сначала я боялась ей все рассказывать, зная, что даже если отец не убьет меня, семья все равно будет считать мертвой. А потом все решилась, рассказала и даже согласилась пойти в полицию. Больше я домой не вернулась. За год я сменила восемь интернатов и хостелей. Домашней и забитой девочке, которой я тогда была, приходилось бороться там за свое выживание. Я научилась быть злой и отвечать ударом на удар. Била больше от страха: в этих интернатах творились ужасные вещи. А потом убежала и три месяца жила на улице. В городе бродяжничали и другие дети, которые рассказывали, что в Тель-Авиве есть такое место – «Бейт-Шанти», где дают еды сколько хочешь, не как в интернатах, или хостелях. Я боялась принимать наркотики, или заниматься проституцией, как другие бездомные, и решила пойти туда.

Как они со мной там вначале намучились! Наверное, я была одной из самых трудных девочек, нашедших приют в «Бейт-Шанти»: на всех огрызалась и все время орала - мне казалось, что иначе меня никто не услышит. От этой привычки пришлось избавиться, когда мне дали тетрадку и предложили целую неделю общаться со всеми только письменно. Как это было тяжело-о, - смеется и продолжает уже серьезно. – Постепенно я училась доверять другим и любить себя: я уже не боялась, как прежде, смотреться в зеркало. И еще я поняла разницу между дружескими объятиями и тем, когда тебя «трогают», как это проделывали со мной в детстве мои дедушка и дядя.

«Бейт-Шанти» - это самое лучшее, что могло случиться в моей жизни. Мне дали тут все: самую лучшую школу, которую я успешно закончила. Никогда не думала, что у меня это получится, но Мириума и ребята так за меня переживали и радовались каждой хорошей оценке, что я не хотела их огорчать. «Бейт-Шанти» подарил мне поездку в Польшу, Голландию... Я получила здесь и свою первую в жизни работу, которую не променяю ни на какую другую. По сути я стала «второй мамой» для таких же несчастных девочек, похожих на меня в детстве. И в армии выбрала альтернативную службу, чтобы заниматься с трудными подростками. Отслужила и продолжаю работать инструктором в нашем доме в Негеве, собираюсь поступать в университет. Главное, чему меня научили в «Бейт-Шанти» за те годы, что я провела здесь: любить себя и других и выбирать жизнь.

- Ты поддерживаешь связь со своей семьей? – спрашиваю я Наташу.

- Вначале я не теряла надежды вернуться домой. Но каждый раз, когда приходила повидаться с мамой, отец меня сильно избивал. Из-за этого мы несколько лет с ней не общались. А когда мне исполнилось 18, я помогла маме развестись: пошла с ней в рабанут. Теперь они с отцом живут отдельно. С ним я не общаюсь, хотя и не держу зла. А с мамой отношения поддерживаю, но нам это дается нелегко: она чувствует себя виноватой в том, что не смогла защитить меня в детстве и не была рядом, когда я оказалась на улице. В семье считали, что я их опозорила, рассказав все в полиции. Так и говорили: «Ты для нас умерла». Я тогда не хотела жить: легла на дороге, чтобы меня убила машина... Потом наглоталась таблеток...

- Какой день в твоей жизни был самым счастливым?

- С тех пор, как я переступила порог «Бейт-Шанти», мой самый счастливый день – день рождения. Раньше у меня его никогда не было. Мы с братом родились с разницей в один день, и нам всегда устраивали общий день рождения, который обычно заканчивался побоями пьяного отца и моими слезами. И вдруг у меня появился свой день рождения – только мой, а не с братом – такой, о котором я мечтала: с шариками, подарками, тортиком и кучей поздравлений. Свой лучший подарок я получила тоже здесь, когда ребята собрали мне денег на мою первую татуировку. Даже сейчас, когда я живу уже в киббуце со своим другом, все мои дни рождения мы отмечаем с ним в «Бейт-Шанти». На последний приезжали даже его родители и моя мама. Мы ходим в «Бейт-Шанти» и на все праздники. Ведь это мой дом, и здесь моя семья... «Бейт-Шанти» - такое удивительное место, что мне даже кажется, что в нем живет бог. Ведь и начинался он 27 лет назад со встречи Шабата, когда Мириума открывала двери своего тель-авивского дома для всех отверженных детей. Эта традиция сохранилась до сих пор: с утра все начинают убирать и украшать дом, готовят шабатний стол. А после того, как свечи зажжены, начинаются задушевные разговоры, которые затягиваются до поздней ночи. Ведь на другой день никому из ребят не надо вскакивать чуть свет, чтобы ехать в школу, или на работу.

- У тебя сохранились отношения с братом?

- Да. У него тоже все наладилось, есть хорошая работа, которая ему нравится. Хотя и у брата, как и у меня, остался тяжелый осадок от нашего детства в родительском доме. Когда я помогаю другим детям, я как бы помогаю и себе, - продолжает Наташа. - Их проблемы напоминают мне те, с которыми я столкнулась в детстве, и я пытаюсь уберечь их от ошибок. Рассказываю девочке, которую избивали дома и куда она не теряет надежды вернуться, о том, как сама пыталась вернуться в свой дом я, и чем это всякий раз заканчивалось. Я веду своих подопечных девочек в первый раз к гинекологу, как это делала бы любая мать. Теперь я еще более отчетливо понимаю, что имеет в виду Мириума, когда говорит о воспитанниках «Бейт-Шанти»: «Наши дети». Я всегда поражалась тому, как она успевает дойти до каждого из нас: выслушать, успокоить, дать нужный совет. Три ее дочки росли в «Бейт-Шанти» с нами. Они мне как сестры. Многие воспитанники «Бейт-Шанти» уже давно живут своей жизнью: отслужили в армии, выучились, завели семьи, родили детей. А ведь поначалу не все у них здесь было гладко: бывало, снова уходили отсюда на улицу, но потом все же возвращались. И их всякий раз спокойно принимали, без лишних вопросов. В нашем доме не принято лезть в душу. Захочешь рассказать сам – выслушают и поддержат.

- Получается, что «Бейт-Шанти» заменил таким, как ты, родительский дом?

- Я бы сказала так: он стал для нас домом, где у нас началась другая жизнь.

«ТОЛЬКО ТОТ, КТО ПЕРЕЖИЛ ПОДОБНОЕ, СПОСОБЕН ПОНЯТЬ...»

«Бейт-Шанти» существует 27 лет. За это время через него прошли 24 тысячи мальчиков и девочек, переживших недетскую беду: инцест, побои, немыслимые издевательства. Одних выгоняли из дома за то, что они не хотели вести хотели вести религиозный образ жизни. Другим после развода родителей не нашлось места в новых семьях матери и отца. Из огромного количества историй детского несчастья можно было бы составить «черную книгу».

Те, кто прожил в стенах «Бейт-Шанти» не один год, считают Мириуму своей второй мамой. Хотя сама она с самого начала твердила каждому из них: «Тебе нельзя забывать своих родителей. Я не могу их заменить, но сделаю все для того, чтобы тебе здесь было хорошо». О каждом беглеце она сообщала в социальную службу, и если родителям была небезразлична судьба их ребенка, Мириума предлагала им встретиться в «Бейт-Шанти».

- Но таких было мало. Многих детей никто не искал. Им некуда было вернуться, - с горечью говорит она.

«БЕЗОПАСНАЯ ДОРОГА НАЧИНАЕТСЯ ЗДЕСЬ...»

...Мы не виделись с Мириумой довольно давно – целых восемь лет. За это время она успела счастливо выйти замуж и сменить фамилию Клян на Бен-Йосеф (на свадьбе гуляли все ее дети – родные и приемные); обрести, наконец, того, кто стал ей полноценным партнером по управлению большим и хлопотным хозяйством «Бейт-Шанти» - Михаэля Бен-Йосефа; и открыть в пустыне Негев еще один дом – для отверженных детей юга.

Добавлю к сему, что «Бейт-Шанти» сегодня известен не только в Израиле, но и за рубежом. На открытии нового филиала в Негеве
присутствовал президент страны. Мириума удостоилась чести зажигать огонь в День Независимости, а ее детище получило частичное государственное финансирование. Сюда довольно часто заезжают молодежные делегации из других стран, путешествующие по Израилю.

- У тебя все получилось, - говорю я ей. – Любимый мужчина. Он же – единомышленник, который взял на себя половину твоих забот по «Бейт-Шанти». Тысячи детей. Два прекрасных дома. Мечты сбылись? Или чего-то еще все же не хватает?

- Мне не хватает уверенности, что «Бейт-Шанти» выживет, - невесело отвечает она. - Мы до сих пор в пути, и наш поезд все никак не может прибыть на конечную станцию. 27 лет прошло, а я по-прежнему каждое утро встаю с одной и той же мыслью: что можно сделать еще для того, чтобы наше детище не погибло из-за нехватки средств. Да, нас частично поддерживает государство, помогают фонды и частные пожертвователи, но это ведь не регулярная помощь, на которую можно рассчитывать и строить планы на будущее. Мы никогда не рассказываем детям о своих трудностях. Они не должны об этом знать. «Бейт-Шанти» - это дом радости, таким он задуман, таким мы его хотим сохранить.

...И в самом деле. В негевском «Шанти» не увидишь унылых стен, выкрашенных скучно-однообразно белым, или бежевым. Разноцветьев красок, журчащая между плитами вода, буйство зелени, фонтанчики, скульптуры, витражи, освещение, создающее домашний уют. Таким задумала новый дом Мириума, а трудились над его созданием все обитатели «Бейт-Шанти» – от воспитателей до воспитанников. То же разноцветье красок и в тель-авивском «Шанти», начиная от расписных ворот.
- Наши дети пережили слишком много тяжелых вещей, и я хочу, чтобы, попадая к нам, они как можно скорее забывали о своем прошлом, - говорит мне Мириума. – Я не хочу, чтобы это место напоминало им интернат, или хостель. Оно должно ассоциироваться у них со сказочным домом-мечтой, которого у них никогда не было, но в котором они хотели бы жить. И когда дети заходят сюда и видят этот райский уголок – это становится уже началом их реабилитации. Мы собираемся открыть в Негеве конеферму, посадить оливковые деревья. У нас уже завелись на юге хорошие друзья: летчики с военной базы, расположенной по соседству. Они часто навещают детей, играют с ними в футбол, делают шашлыки, готовят их к службе в армии.

- Какой из домов тебе дороже – старый, тель-авивский, или тот, который ты открыла в Негеве два года назад? – спрашиваю я Мириуму.

- Это все равно что спросить, какого ребенка ты больше любишь, - смеется она. – В Тель-Авиве мой первенец, в пустыне – его младший брат. Но моя душа живет и в том, и в другом. Как я могу себя разделить?

- Ты говорила, что через «Бейт-Шанти» за 27 лет прошло 24 тысячи подростков. Но ведь не все они здесь задержались?

- Было много таких, кто провел у нас от нескольких часов до суток и вернулись домой. На самом деле они не собирались его покидать: просто поссорились с родителями, хлопнули дверью и пошли куда глаза глядят. В этом возрасте такое случается. Я очень рада, когда детям есть куда вернуться. Но, к сожалению, большую часть тех, кто к нам попадает, за дверями «Бейт-Шанти» никто не ждет. У них просто нет дома.

- Дети тебя когда-нибудь разочаровывали?

- Нет, никогда. У меня ведь и ожиданий никаких не было. А было только желание их отогреть, чтобы они снова научились кому-то верить и выбрались на хорошую и безопасную дорогу.

- За последние двадцать лет я прихожу уже в третье по счету здание «Бейт-Шанти»: первый дом, на Набережной, сгорел в конце 1990-х. Второй, на улице Эйлат, здравствует и поныне. Теперь появился еще один – в Негеве. Вы явно не стоите на месте...

- Ну а как же иначе, - соглашается Мириума. - Мир меняется и мы тоже. До 1990-го среди тех, кого мы принимали, еще не было ни «русских», ни «эфиопов», а сейчас их у нас очень много. В нашем первом доме были только книги, картины и телевизор, а теперь – компьютеры, интернет, фейсбук, игровые приставки и куча других вещей. Я и сегодня, как в детстве, смотрю на все большими и удивленными глазами и хочу, чтобы в нашем большом доме были самые лучшие «игрушки», которые сегодня существуют.

- А что ты открыла для себя сама – с тех пор, как открыла первый «Бейт-Шанти» и все остальные?

- Я поняла, что любую мечту можно осуществить – надо только собрать вокруг себя людей, которые в нее так же, как и ты, поверят. Я постоянно убеждаюсь, что оптимизм – это очень здорово и всегда выручает, но главное – нужно точно знать, куда ты идешь и зачем.

- Почему второй дом появился именно на юге?

- После того, как к нам начали добираться дети с юга, которым некуда было деться, я поняла, что мы должны построить в Негеве что-то и для них.

- Самый лучший подарок, который ты получила за свою жизнь?

- Бог дал мне много детей – своих и чужих, и это самый лучший подарок. И то, что они у меня есть, дает силы выбираться из любых тупиков. Я хочу одного, чтобы «Бейт-Шанти» продолжал существовать даже, когда меня не будет. Когда-то мы принимали тысячу детей в год, сейчас вдвое больше... Те, кто были всеми отвергнуты, теперь и сами работают в «Бейт-Шанти», помогая другим детям. Ты знаешь, что это такое – видеть сегодня в «Гивати» или «Голани» мальчишек, которые несколько лет назад жили на улице? Или девочек со своими детьми и мужьями, которых их собственные родители когда-то выбросили из дома и из жизни? Мы постоянно ходим к нашим воспитанникам на свадьбы и «брит-милу»: поверь, для меня нет большей радости, чем видеть их счастливыми.


Рецензии
Преклоняться следует перед таким замечательным Человеком, как Мириума.
При жизни памятник поставить.
Спасибо за трогательную публикацию, уважаемая
Шели Шрайман.
Всего Вам доброго.
Читатель

Герчиков Илья   27.11.2011 01:53     Заявить о нарушении