Лема Ибрагимов. Творческая индивидуальность С. -Х

Л.М. Ибрагимов,
старший научный сотрудник Академии наук ЧР,
член Союза писателей РФ.


Творческая индивидуальность С.-Х. Кацаева


В наше время в постсоветском  литературном пространстве России творческая личность наделена правом свободной самореализации в рамках УК и закона о печати. Художник может творить как хочет и как может, не присягая на верность тем или иным литературным канонам, "мэтрам", кланам.
Не секрет, что и сегодня в среде чеченских литераторов преобладают симпатии к былой поляризованности, антагонизму поколений и кланов.
Жизнь во всей ее полноте, негативы реальной действительности, реальный уровень обыденного сознания и отрицательное влияние этого сознания на каждого из нас - этот ряд понятий и представлений, определяемый и направляемый ими стиль жизни, с точки зрения преобладающей части наших литераторов и "либеральной интеллигенции", есть не что иное как признак пошлости и дурного вкуса.
Я не сторонник вседозволенности в любом деле, тем более в литературе. Но и не сторонник глянцевания и лакировки реальной действительности, имитации готовых рецептов и образов прошлого, высокомерного эгоцентризма иерархии, профанации в искусстве и науке.
Состояние дел в чеченской литературе - это и не хорошо и не плохо в мировом масштабе, а очень плохо для национального литературного процесса, над которым всласть поиздевались культуртрегеры социализма.
Яркие творческие индивидуальности в литературе, как правило, играют роль основоположников, реформаторов того или иного жанра, направления, школы. Одним из таких литераторов, присутствие которого отчетливо обозначено в чеченской литературе конца ХХ-го и начала ХХI века, является прозаик Сайд-Хасан Кацаев.
В текстах своих произведений ("Iаьнан суьйре, "Автопортрет", "Яздархочун школа", "Анонс", "Самоволка" и др.) автор дает образцы не классического социалистического реализма - которым зомбирован наш литературный бомонд - а (фри) свободного всемирного реализма в диапазоне от постмодерна до сюрреализма, воплощающий напряженность и интенсивность чувств и мыслей, незамысловатость и невыдуманность сюжета.
Творчество С-Х. Кацаева - неустанный и последовательный поиск и разработка символа обыденного сознания - национально-своеобразного инварианта бед и страданий нашего народа. Писателя ничуть не смущает присутствие рядом с собой именитых предтеч по той же проблеме: И.Бунина, Дж.Оруэлла, Л.Фейхтвангера, А.Платонова, М.Булгакова, т.к. они разрабатывали эту проблему на материалах историй и ментальностей тех народов, представителями которых они были.
Вот уже на протяжении 20 лет писатель от произведения к произведению создает свою художественную систему, в которой очень знакомые нам коллизии, сцены, герои, исторические и общественные деятели исследуются под своеобразным углом восприятия автора. Как и Марсель Пруст, Сайд-Хасан Кацаев предельно автобиографичен. Сюжеты и поэтика кацаевских произведений ненавязчиво и объективно запечатлевают обыденное сознание как доминанту поведения членов нашего социума.
Обыденное сознание как эстетический феномен - это очень значимое для национальной литературы художественное открытие Кацаева. Открытие, которое не только не порывает с национально-литературной традицией, наработанной предшественниками (С.Бадуев, Б.Витаев, Ш.Окуев, Ш.Арсанукаев), а развивает и углубляет ее на уровне овладения глубинами человеческого сознания (эссе "Кафка", "Писатель и война"),  гуманности и милосердия (рассказы "Во тьме", "Рэй Брэдбери", "Свидетель"), что позволяет нам рассматривать его как одного из реформаторов современной чеченской прозы, которая не меньше других родов национальной литературы нуждается в модернизации и в дальнейшем развитии по линии интенсификации процесса художественного освоения жизни.
На первый взгляд, кажется, что творчество Кацаева можно очень легко смести метлой иронии. Пытались, и даже очень усердно. Не получилось. Да и не получится, ибо автор не выдумывает жизнь, а описывает ее такой, какая она есть на самом деле.


Рецензии