Сценарий праздника Дети - цветы жизни

Здравствуйте, дорогие друзья! Мы собрались снова в молодёжном  литературно – музыкальном кафе «Звёздный дождь»!

Как много прекрасных лиц, улыбок – сияющих, словно солнышки!

Приятно видеть поэтов и молодых, и умудренных опытом!

Как хорошо, что мы все – вместе!

И сейчас я оглашу итоги поэтического конкурса "Пою тебе, любимый город!"

В этом году особое значение было отведено детскому творчеству и стихам о детстве!

1 место среди младшей возрастной категории у 6 – летней девочки –
Лабинцевой Ангелины, которая не просто пишет стихи, а говорит СТИХАМИ!

А сейчас для Ангелины и всех гостей – мультфильм «Мама для мамонтенка»...

Замечательные слова и песня о маме!

И я вручаю ещё один диплом – за освещение детской тематики –
Лебедеву Владимиру Александровичу!

 «Дети – цветы жизни»!.. И эти прекрасные цветы с первой секунды появления на нашей планете встречают родители, цветы – и …. ПОЭЗИЯ!

И первое, что слышит ребёнок из уст матери – это  КОЛЫБЕЛЬНАЯ…

Колыбельные песни – стали обязательным элементом воспитания детей. Они передавались из поколения в поколение.

«Дрёма, дрёмушка, приди,
Баю, баю, баю, бай!
Нежной, дрёмушка, рукой,
Баю, баю, баю, бай,
Глазки тёмные закрой,
Баю, баю, баю, бай!»

Пели наши прабабушки – славянки, укачивая маленьких  «красных девиц» и маленьких  «добрых молодцев»!

Мотив двуединства – мир ребёнка и мир матери, настоящее и будущее, реальное и идеальное – выстраивает мифопоэтический мир колыбельной песни.
 
Образы древних колыбельных песен пропитаны духом славянской мифологии, заимствованы из «малого пантеона», но «одомашнены» и поэтизированы.
 
В славянской мифологии имеют корни такие персонажи колыбельной поэзии, как Дрёма и Бабай.

Дрёма – вечерний или ночной дух в образе доброй старушки с мягкими ласковыми руками или маленького человечка с тихим убаюкивающим голосом.

Постепенно мифологический образ Дрёмы менялся, что привело к появлению его поэтических вариантов – Сон и Угомон…

Дрёме в колыбельной песне противопоставлен Бабай или бука Бабай. Его воображали стариком с котомкой или большим мешком, в который он забирает непослушных детей.

Мифологические образы и представления воплощены также в поэтических образах кота, журавлей и гулей (голубей).

На Руси кошка почиталась как хранительница домашнего очага, символ уюта. В колыбельной поэзии кошка представлена в следующих обращениях и олицетворениях: «котенька – коток», «котик – коток», «котик серенький», «серый кот» ….

«Как у серого кота,
Колыбелька золота,
Позолоченная».

Христианские воззрения отразились в колыбельных «о гуленьках». Голуби («гули») были священными птицами – в образе этой птицы являлся Господь Марии.
 
Считалось, что они приносят вести и прилетают к добрым людям.

И в колыбельных песнях воркование голубей становилось знаком благочестия младенцев и других домочадцев – «Ай, люли, люеньки, прилетели гуленьки….».

Через колыбельную песню матери ребенок знакомился с окружающим миром.

Ежедневно и многократно повторяющиеся звуковые ряды колыбельных песен предопределяли возможность максимального восприятия младенцем слов, что вело к освоению им языковой культуры.

Современные учёные считают, что ритмически построенные фразы, мелодикой напоминающие молитву или белый стих, способны оказывать биоэнергетическое воздействие на человека.

Исследователи считают, что хорошая колыбельная песня сродни активной медитации.

«Мать сначала создаёт в голове светлый образ прекрасного, а затем уже на этой волне передаёт ощущения ребёнку, - считает доктор филологических наук, профессор Ирина Карабулатова.

«Чаще всего колыбельная песня имеет музыкальный размер 4/4, который восходит к звуковому порядку, самым естественным образом накладывающемуся на биение спокойного сердца (ритм 68 – 72 удара в минуту).
 
Благодаря чёткому, равномерному музыкальному рисунку происходит гармонизация биоритмов матери и ребёнка».

Очень важна и такая форма народного фольклора – как потешки и пестушки….

Потешки и пестушки – небольшие стихотворения и приговорки, которыми сопровождают любые занятия с ребёнком или действия самого ребёнка.

Потешки и пестушки – налаживание контакта между ребёнком с самого рождения, прочная духовная и эмоциональная связь.

«Агу – агу – агушеньки,
Проснулась Катюшенька.
Проснулись глазоньки.
Где глазоньки?
Вот глазоньки.
Просыпайтесь глазоньки!»

Мы поговорили о народном фольклоре, и значении его на развитие языка и личности.

Но существуют и авторские колыбельные, песенки – прибаутки для детей, а также переработки народных стихотворений.
 
Поэты рисуют волшебные картины, в которых образы и мотивы народной песни обогащаются оригинальными метафорическими описаниями.

Аполлон Майков –
 
«Спи, дитя моё, усни!
Сладкий сон к себе мани;
В няньки я тебе взяла
Ветер, солнце и орла.
Улетел орёл домой,
Солнце скрылось под водой;
Ветер после трёх ночей
Мчится к матери своей».
Ветра спрашивает мать:
Где изволил пропадать?
Али звёзды воевал?
Али волны все гонял?»
- «Не гонял я волн морских,
Звёзд не трогал золотых;
Я дитя оберегал,
Колыбелечку качал!»

Первый план связан с традиционной системой персонажей колыбельной поэзии.

Образы второго плана «мать – Ветер» создают сложную поэтическую картину мира, в котором даже могучие силы природы оберегают ребёнка.
               
Александр Блок –
               
Спят луга, спят леса,
Пала Божия роса.
В небе звёздочки горят,
В речке струйки говорят.
К нам в окно луна глядит,
Малым деткам спать велит.

Убаюкивающая интонация создаётся звуковыми повторами согласных – «спят луга, спят леса….».

Лев МЕЙ –

Баю – баюшки – баю,
Баю Оленьку мою.
Что на зорьке – на заре,
О весенней о поре.
Пташки вольные поют,
В тёмном лесе гнёзда вьют.

Особую нежность придают существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами – «зорька», «пташки», «садок», «теремок»….

Валерий Брюсов –
 
Спи мой мальчик! Птицы спят,
Накормили львицы львят,
Прислонясь к дубам, заснули
В роще робкие косули;
Дремлют рыбы под водой,
Почивает сом седой».

Валерий Брюсов создаёт необычную картину поэтического сна – спят птицы, львицы, львята, робкие косули, рыбы под водой да сом седой.

Константин Бальмонт – наш любимый и неповторимый Константин Бальмонт.
 
Из тонкой шелковинки я ниточку пряду.
По тонкой шелковинке тебя я поведу.
Кусочек перламутра - лампадочка моя.
В жемчужные покои войдем мы, ты и я.
Я там тебе открою атласную кровать,
И бабочки нам будут воздушно танцевать.
И тонко так, хрустально, подобные ручью,
Нам часики смешные споют: "Баю-баю".

Эти стихи нашего земляка были включены в «Фейные сказки». Их поэт сочинял своей дочери – «солнечной Ниники».

Константин Бальмонт рисует сказочно – красивый мир, в котором по тонкой шелковинке маленькая героиня, похожая на фею, попадает в «жемчужные покои».

В царстве сна, всё необычно, царство сна поэт представляет как светлый Рай.

Поэты и классики, и современные посвящали стихи детству и детям – Лермонтов, Пушкин, Маршак, Заходер, Мориц, Барто, Чуковский….

Замечательные стихи «Доченька» написала Лариса Рубальская, которые были положены на музыку композитором Савченко, многие знают эту песню в исполнении Аллы Пугачёвой.

Звучит песня «Доченька» и я приглашаю всех к ароматному кофе.
Кофе – пауза.

А теперь за чашечкой ароматного кофе мы поиграем – игра «Вспомним детство золотое»! (ИГРА)

А сейчас мы вспомним сказки режиссёра – Александра Роу!
Ролик «Сказки Роу»

Мы немного отдохнули, поиграли, вспомнили детские стихи и сказки
и теперь снова торжественная часть – я объявляю итоги турнира поэтов «Вечное движение» -

Вот имена победителей -

Анастасия Александровна Саратовская – Тейковский район,
Елена Антипина – город Тейково,
Анастасия Полежаева – город Тейково.

А теперь – слово поэтам. Чтение стихов по кругу.
 
Спасибо, поэтам за замечательное творчество, все наши поэты как звёздные цветы – самобытны и неповторимы.

А Поэзия – это тоже органический цветок. Много интересных исследований о русском органицизме написал доктор филологических наук, профессор  – Валерий Петрович Раков.

Валерий Петрович отмечает об особенности логики Аполлона Григорьева – это предметно – чувственная эстетика.
               
«Цветок, воспеваемый в стихах и прозе, ничем не отличается от цветка в моём саду – он столь ярок и душист.
Таким образом, налицо мифологическое тождество предмета и его изображения».

Предмет = образу – тождество!

А роль слова в «органической критике» Григорьева – незначительна.

Интересна философия профессора – литературоведа Валериана Федоровича Переверзева –

«Поскольку между действительностью и искусством нет различий, то произведение определяется так, как жизнь… оно есть живое тело с определённой психологией, а складывается это тело из определённых материальных элементов и объективно данных образов».

Посвящая стихи цветку, автор воспроизводит предметные образы – цвет, аромат, дыхание….

Произведение выстраивается не словом, а предметно – чувственными эстетическими образами, создаётся самобытная архитектура произведения.

«Художественное творчество по Переверзеву, есть игра в жизнь, но прежде чем играть в жизнь, надо жить, надо в жизни испытать то, чем собираешься играть».

И я сейчас приглашаю Захарову Галину Петровну, которая представит свою книгу о цветах, цветах - которые с любовью выращивает Галина Петровна, слышит их шёпот, дыхание, любуется красотой их одеяния...

А сейчас мне хочется поблагодарить женсовет города и председателя Татьяну Павловну Луценко за прекрасные цветочные композиции, предоставленные «Звёздному дождю».

Слово Татьяне Павловне!

Спасибо всем – и главное пожелание - не забывать что все мы – родом из детства!

А в детстве всё необычно и сказочно, даже звёзды, цветы и небо могут быть оранжевыми!

Будем, как СОЛНЦЕ!

Звучит песня «Оранжевая песня».
             
 ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!!!


Рецензии
Прекрасно,Светлана, что вы в своей библиотеке проводите такие "Звездные дожди", что находите талантливых детей, которые не просто пишут, а говорят стихами!Я заметил, чем меньше городок, тем душевнее и человечнее в них праздники, которые в планах официально называются "мероприятиями". В нашем небольшом городе Тихорецке тоже проводят праздники для детей в районной библиотеке. Сценарий у вас замечательный и люди, по всей видимости, добрые.С уважением,

Юрий Ткачев   26.11.2011 20:29     Заявить о нарушении
Да...это точно....дети у нас...очень хорошие....
Самое интересное - "Звёздный дождь" посещают и кандидаты филологических наук нашего Ивановского университета, и студенты, и школьники, и пожилые поэты....Мы всех любим...
Приходится много читать, составляя сценарий, чтобы всем было интересно - и информация, и игровые моменты, и наглядность - презентации, и, конечно, кофе....
У нас вообще интересная земля - Ивановский край - родина филолога - отца Марины Цветаевой - Ивана Владимировича Цветаева, поэта - символиста Константина Дмитриевича Бальмонта, кстати, библиотека, которой я руковожу создана родственницей Бальмонта - Александрой Ивановной Реформатской, недалеко от нас Юрьевец - я там часто бываю - опять же - родина Андрея Тарковского и Александра Роу....всё очень вдохновляет....

С уважением, Светлана...

Светлана Ягодкина   28.11.2011 00:31   Заявить о нарушении