Из жизни птиц и людей прогулки по волнам своей пам

  фото получено из Интернета.


Из серии "Душанбе - душа моя" в "Одноклассниках"



Задушевные беседы с друзьями в группе "Душанбе-душа моя" на сайте "Одноклассники".



               

            
                Из жизни птиц и людей
        (прогулки по волнам своей памяти в предновогоднюю ночь)



                "… Всё было, всё было, и любовь была.
                Пылали закаты, и ливень бил в стекло.
                Всё было когда-то, было..."
                Но..." лишь о том, что всё пройдет,
                Вспоминать не надо..."
                (песни, которые с нами ...)
                «Все было» В. Добрынин.


               


              Дорогие друзья  - "Одноклассники!!!
Я не знаю, как называется этот жанр изложения, в котором  вы уже не только читатели, но и действующие лица, и сегодня, и тогда, в других моих рассказах.
Все вы переживали дни, часы и минуты ожидания встреч с любимыми. Надеюсь, что я смогу вас чуточку вернуть в ваше вчера и оживить вашу память яркими красками ваших встреч с дорогими вам людьми Я хочу, что  бы вы услышали вновь, как и тогда, биение и жар ваших сердец, ощутили соприкосновение ваших рук и почувствовали солено-горький вкус меда на губах.
"Всё было, всё было"... И верю! Вас ещё это ждет,  Всё это у вас может  повториться. Может быть, у кого-то уже это повторяется сейчас.
28.12.2010



   Пяндж  в июле 1970 года. Телеграмма из Архангельска: - "Встречай".
   Поезд от Москвы к Душанбе уже катится, отстукивая минуты и часы до встречи с молодой женой.
   Время ещё есть собраться и не опоздать к прибытию поезда.
   Холостяцкая квартира за два дня преобразилась и заблестела как палуба боевого корабля. На окнах индийские шторы с огромными голубыми цветами, (других в  Пяндже не было) торшер (мода того времени) излучает полутаинственный голубоватый свет и бросает неяркие блики на побеленные стены в спальне. Из радиолы "Бирюса" льется музыка - мелодия с грампластинки "Вокруг света" (серия 6). Она не только звучит, но и отражается радужными красками на светомузыкальном экране радиолы.
И при всем при этом, вот он и я – «красавЕц» ( ударением на последнем слоге) - муж жены своей. Весь при счастье: помыт в корыте, подстрижен и готов как «пионэр». Весь в ожидании "Встречай". Жена едет!
    Волнуюсь, как не волновался год назад в Чаромском сельсоветском загсе на Вологодчине. Жду,жду, мысленно подгоняя время.

 
    Где тот Архангельск - порт всех морей? Моряки - залетные, нерусская речь. Это же почти западный образ жизни- "The west way of life", да простят меня англоговорящие друзья.
    А где наш Пяндж-Азия (Средняя)?
 С севера до Пянджа даже наши вороны  не долетают, край света СССР.
Одна поливалка на весь городок. За час от аэропорта до моего дома на ул.50 лет Погранвойск, да, пешком легко.

   В это самое время, девочка Венера Исаева, моя соседка по дому, водила своего братишку Рустика в садик, бегала по двору с сестренкой Гульноркой, а её отец, уважаемый Махмуд-ака, уже планировал строительство своего дома на ул. Дзержинского.

  А на другом конце города, уже мысленно был в полете и спускался с парашютом  из поднебесья ДЖУРАХОН (да продлит АЛЛАХ его благословенные дни), ученик пянджской школы №21. И было этому рыбаку, наверное, от роду лет 10, но "Всадника без головы" он уже вполне, наверное, прочитал. А вот любимый его фильм "Человек - амфибия", к этому дню в моей жизни сыграл самую важную роль.
 
Моя жена и я  были чем- то тогда схожи внешне с артистами;- с Вертинской и Кореневым.  Моя первая учительница Наталья Петровна, в 1962 году ненавязчиво  наставила меня на путь истинный так, что мы  с Риммой  в 1969 году стали мужем и женой.
 Слава богу, жива ещё моя старушка - учительница, ей  за девяносто.

А в этом же, 1970 году, осенью, когда ты, Джурахон, носился со своими дружками по коридорам школы или гонял футбол или долбил с ними лянгу на школьном дворе, я выступал перед десятиклассниками в твоей школе  о пользе защиты РОДИНЫ.
Тогда и в страшном сне никому бы не привиделось, что через 10 лет начнется Афган, а ещё..., что  наш приграничный городок будут бомбить, кровь невинных прольётся  в реку Пяндж.

 Вода и время уносят всё, кроме... памяти людской.


    Но вчера был июль 1970 года. В Пяндже зрели и наливались соком самые ароматные в мире ПЕРСИКИ. Было +32 по Цельсию.
Ранее утро. Я весь на крыльях любви и, как пламенный мотор, уже в аэропорту "Пяндж",  к взлету готов.
 "Кукурузник " на старте, скребет своими шасси..., как конь копытом. Видимость-дымка. Метео дает: 1000метров по горизонту и 100 м. в высоту. Взлет разрешаю. Полетели.


Ну, вот и ладно. Хоп, майли. Через час в Душанбе. Поезд в 17=00. Успеваю всё: - цветы, здравствуйте, вот и я,  добро пожаловать к нам в пекло, на всю жизнь.

Взлетели, но через 10 минут, самолет с правым креном меняет курс и уходит за горы,  через десять минут уже катится по посадочной полосе "воздушной гавани" Пархара.

На земле творится что-то невообразимое. "Афганец", каких  Пяндж не видывал. Начался мгновенно. Полный мрак, песок везде, смерч.
Вылет отложен до 12 часов, но мне уже ясно - не светит полет. Весь как на иголках. Туда-сюда, туда-сюда, в поисках машины. Попутку обещали часа через два, не раньше. Может быть, смогу успеть. Тоска полная, душу песком афганским скребет.


Пархар, хотя и рядом с Пянджем, за перевалом, но я там никого не знал, да и оказался там в первые, по случаю этого погодного катаклизма.

А ведь где-то тут рядом, может быть в соседних домах, росла и становилась восточной красавицей - душевной сказочницей, а в эти минуты, бегала и вытворяла свои детские забавы ОЛЯ (Умарова - Кузнецова)-  "одноклассница" из нашей группы  «Душанбе-душа моя». Какие  люди тогда жили в Пархаре!!!

               

Минут через двадцать вижу, на всех парах несется к аэровокзалу тетка, вся в слезах, соплях, растрепанная, а рядом  мужичок такой, как бочонок,  вприпрыжку, возле неё. Два перекати-поле.
-Чего плачем?
-Попугай улетел.
-Ну, ни фига себе!?
 Самолеты цепями привязаны к взлетной полосе, а попугаи летают хоть бы хны. Как? Кто ему взлет разрешил?
Оказалось, попугай-артист цирка.
 Куплен за 5000 рублей (практически по цене "Жигулей" с запчастями на 10 лет вперед).
 Куда и в какую сторону улетел этот пернатый летательный аппарат? Тетка, сквозь вой и слезы, объяснить толком ничего не могла членораздельно сказать.
 Пока она ходила на минуточку в туалет, этот артист-муж её, тоже клоун, за какие-то 20 минут отсутствия жены,  проворонил своего напарника.
 Тетка с этим попугаем на арене выступала, попугай ей целые номера цирковые откалывал, даже разговаривать умел, какие-то слова каркал.
28.12.2010
 

Tatiana ; Sviridova Мельбурн.
А дальше????
Александр, я обожаю Ваши юмористические рассказы... Улыбка не сходит с лица! Класс,  класс, класс!!!
29.12.2010 02:18



Жгутов Александр.

И так дорогие мои,  день продолжался, а я ни на шаг ещё не продвинулся из Пархара в сторону Душанбе.
 А время течет и уходит посекундно. Местность для артистов  была совершенно им незнакомая. Да и что с них спросишь -  "заезжие гастролеры".
 Населенность вокруг аэропорта прямо скажем, не три Китая, деревьев и зарослей вокруг тоже не лес.

Что бы как - то ускорить бег времени в ожидании попутки до Душанбе, я решил помочь этим бедолагам в поисках их попугая. Предупредил дежурного по аэропорту, и мы пошли ...в народ по Пархару. Искали долго и безуспешно. На деревьях даже горлинки ни одной.
 Стали расспрашивать людей. Каждый из встречных - поперечных начинал беседу неспешно, им же никуда не надо торопиться.
 А потом на любом из известных им языков - Нет, не знам, не видал. Пойдем те, чайку пить будем.
Примерно через час поисков при подворном обходе, около одного из домов, из-за высоких ворот услышали шум, говор и кудахтанье.
 Постучали. Открыл хозяин. Приветливо: - "Салам Алейкум, джура.
-Здрасте.
-Куджо мерим и чито нада вам акаджон"- спрашивает он уважительно.
-Да, вот артисты попугая ищут, улетел он от них - говорю я.
-Эээ.  Какой, такой попугая? Ни знам,  сапсэм я. А можит бит эта питиш??! Эээ, уважаемые!!! заходите во двор. Мархомат, Хуш омадед!!!.
 
Заходим во двор, обнесенный глиняным дувалом... Картина маслом.

Посреди двора перевернутое корыто, а вокруг рассыпанные зерна, корки хлеба, вокруг летают пух и перья.
 В одном углу лежит петух с полуоторванным окровавленным гребнем и дрыгает ногами, а в другом стайка кудахтающих, перепуганных кур, а около куриц валяются веточки с мелкими цветочками роз, знаете, есть такие кустики  с мелкими бутончиками.
 В другом углу, с оттопыренными крыльями и кровоточащим глазом, сидит, злой как собака, привязанный веревкой за ногу... ПОПУГАЙ. Вполне приличный, крупный экземпляр и разноцветный как радуга.
 Смотрим на хозяина???!

Он начал излагать по существу ЧП.
Хозяйка попугая прыгает от радости и в порыве чувств  готова зацеловать в кровь лысину хозяину сквозь тюбетейку. Уже не ревет.
 Оказалось, что события в этом дворе поначалу  складывались в это утро как и обычно по утрам.
  Хозяйка дома, как только рассветало,  насыпала курам зерно и разные объедки в корыто. Куры с петухом мирно клевали свою утреннюю трапезу.
 
  Но,через несколько минут, хозяин вдруг услышал истошный петушиный крик и клекот, кудахтанье куриц и, подумав, что залетел хищник, выскочил во двор.
И там он увидел...!!!
С переменным успехом, то петух метелил попугая, то попугай топтал петуха. Пух и перья на весь двор, кровища хлещет из обоих.
 В начале, хозяин подумал, что это ястреб или коршун, потом ему показалось, что хищник смахивает обличием на фазана, но когда ему удалось поймать бандита, оказалось, что это и не то, и не это, а вообще черт знает что за птичья порода.
 Только со слов хозяев попугая он узнал, что это и есть та самая птица- попугай, какой-то очень редкой породы из жаркой Африки или  другой неведомой им страны.

Хозяин дома при этом  рассказал, что пока он ловил  потрепанного и изрядно избитого попугая, тот злобно огрызался, а его карканье напоминало какие- то не хорошие слова.
 Хозяйка  попугая охотно начала разъяснять, что её попочка мог говорить "Петька, ты, урод, уйди вон..."
Хозяин примерно с этим был согласен.
 
А далее, оглядывая свой двор, он, пожимая плечами, изрек
 - Но вот не пойму я, кто кусты с розами поломал, и цветы по всему двору раскидал?
 
На это, хозяйка, этого артиста-попугая,  охотно пояснила, что попугай на арене цирка в ходе циркового номера выдергивал цветочки из ведерка, которое было в руках у клоуна, и раскидывал их с поклоном голубицам, усаженными на жердочке.
 При этом, он должен был каждой индивидуально сказать "дарю, дарю, дарю."
 Именно такой реверанс и вытворял  этот похотливый донжуан перед курицами в чужом дворе, на виду  у петушиного султана, ломая розовый куст и выпендриваясь перед хохлатками как на арене.
 Мог ли, уважающий себя Петя, снести такое нахальство?
Он, конечно же, отважно вступил в смертельную схватку с этим залетным хулиганом.
Оказалось, что для нашего героя-петуха эта схватка была тоже не первой. Он был участником пархарских петушиных боев и при этом бывал уже изрядно битым.
 Тоже ухарь ещё тот был.


ДАЛЕЕ ... Стрелки часов   перевалили уже далеко за полдень.
 В то время, как я на попутном Зилке начал движение из Пархара в сторону Душанбе, вполне могло быть, что в Хороге, девочка Марина Фомина,  в  этот же день и час, с отцом и матерью, и своими братиками, забрасывали закидушки в быструю реку Гунт или Пяндж и ловили... вооот такуююю рыбу-маринку.


                НУ и ДЕНЁК....

1.Прерванный полет не остудил моих чувств, но поволноваться заставил изрядно.

2 Крылья любви и у меня, и у птицы, ворвавшейся как ураган в мирную жизнь хохлаток в чужом гареме, были по воле стихии надорваны, но совершенно не обломаны.

3. Петух в собственном доме оказался изрядно  пощипанным, но все-таки не попал в суп, а остался уважаемым героем дня в окружении хохлаток.



 


 P.S. И пока я ехал в пыльном Зилке, а Фомины,  на свежем памирском воздухе ,продолжали  таскать рыбку из реки. И ни Марина, ни её отец, Фомин Николай Васильевич, даже не могли и помыслить, что спустя 40 лет они встретятся, с этой красавицей, так когда-то похожей на Гутиеру из к\ф "Человек-амфибия", которую я сегодня ехал встречать на всю оставшуюся жизнь.
 
Я тоже, продвигаясь сквозь "афганец" в сторону Душанбе, не мог предполагать, что 19 декабря 2010 года мы с женой будем в Прохоровке отмечать 86- летие  моего командира полковника Фомина Николая Васильевича, а хорошенькая девочка Марина из Хорога, станет не только нашей подружкой на сайте "Одноклассники", но и в реальном мире.

 И ЭТО ЗДОРОВО.

Около 9 часов вечера "Зилок" цвета "двагодагрязьнемыта" въехал в Душанбе со стороны города Орджоникидзеабада (ныне Вахдат).

 На встречу я,  конечно, безнадежно опоздал, цветы завяли, поникли лютики.
 Где есть любовь, там слов не нужно. За опоздание  был прощен на последующие 40 лет.


Товарищи мужчины!!!

Поздравляя всех, читающих эти строки, наших прекрасных "одноклассниц", обладающих чувством юмора и сдержанной критики, и даже тех, кто после первой страницы чтения, зевнув:,- Да ну его... этот маразматический бред", и переключился на другую страницу сайта,


Я желаю вам:


1. Заблаговременно встречайте любимых... или точно назначайте визит дамы.

2. Не жалейте цветов для женщин, даже с их собственных клумб, простится это.

3.Не боитесь никаких петухов. Отвага и немереная наглость, а также, по возможности,  знание местных диалектов, помогут вам выстоять за чужим забором.
29.12.2010 03.40.


С Наступающим Новым годом Вас друзья.
Пьем за яростных, за непокорных....
                =-=
    "Если смерч тебя встретит жестокий,
               Знаю я, ты пред ним не отступишь,
                Чем труднее к любимой дороги,
                Тем прекрасней, тем радостней встречи час»...
            («Возвращайся» - алжирская народная песня.)
29.12.2010.    03.45.



Tatiana ; Sviridova Мельбурн.

и даже тех, кто после первой страницы чтения ,зевнув,.."
Да уж, тут не до зевков.  Губы постоянно вытянуты в горизонтальном положении. 
29.12.2010 15:10



Сильва Овагимьян Сибирь.

Александр от  Ха..Ха... Скулы Сводит...и челюсть отваливается...... С Наступающим  Всех Друзья!!! Мир Вашему Дому!!!
30.12.2010


Ольга Бехтерева (Савельева) Нижневартовск.

Саша! А я прочитала на одном дыхании и наткнулась на "конец фильма"..  А когда следующая серия?
Так жалею, что в своё время не удалось побывать нигде в Таджикистане - только в Душанбе... А зато я была в Архангельске! А моя сестра жила там 18 лет!
30.12.2010 21:54



Ольга Пац-Сементина Саратов

Ох, ну, Александр!!! Ну, я и посмеялась. Да и как мне это было во время. А то мне тут  немного настроение подпортили... Дома я имею в виду.
31.12.2010


Ольга Браильчук (Иголкина) Брянск

Саша! Я всё скопировала, распечатала и отнесла на работу - мои девочки тоже повеселились... Спасибо... (Это я про попугая...) (и про козла с окурком...)
30.12.2010 23:58



Марина Фомина Прохоровка

Добрейшей  всем крещенской ночки!!!!!
 
Хочу поделиться своими впечатлениями о предновогоднем подарке, который подарила нам судьба!!
 Этот подарок - гость из Вологды. Мужчина, в полном расцвете лет!!! Красивый, стильный  Дед Мороз!! Да не один - со своей Снегурочкой!
 Как водится, с мешком подарков: мне - серьги, ойййй!!! какие серьги!!! вологодские брендОвые!!! ( в Душанбе, в ювелирных такие были - не подступишься, золоченое серебро, с орнаментом!!!), семье - масло, сливочное, кремлёвское, вологодское !
Всем друзьям раздала как святыню! Ну и конечно, всякие сладости, вкусности, напитки  широкоградусные!!!
Ну и пошло веселье!! сказки рекой полились!!! Глаза сияли, слезы текли, душа пела!!!!
Мухой пролетело радостное времечко, и умчались гости дорогие  поздравлять других заждавшихся!!!!
А у нас остались прекрасные воспоминания  долгожданного и радостного события, похожего на новогоднюю сказку!!!!
19.01.2011 22:48


Tatiana ; Sviridova

Марина,   а в Деда Мороза,  случайно,  не наш Александр Жгутов переоделся?
Побольше бы всем нам встреч с такими Дедами Морозами и Снегурочками. Прекрасно, когда есть друзья, с которыми всегда светло и душа петь начинает.
20.01.2011 00:17

Марина Фомина
 
А кто был этот Дед Мороз – действительно, не трудно догадаться!!!


23.01.2011 20:19




Марина Фомина

Александру Жгутову!
Прочитав нижеизложенное Вами, предлагаю всей группой вынести постановление:
1.Мемуары признать лучшими и ходатайствовать Министерству Образования республики Таджикистан включить их в учебники по истории.
2.Лечебный эффект смеховитаминов от А.Ж. - запатентовать. При систематическом использовании ( чтении 3 раза в сутки) достигается максимальный смехотерапевтический эффект.
3. А.Ж. немедленно приступить к созданию сценария для съемки комедийного фильма и так понятно, что лучшего, после фильмов от Ильфа и Петрова.
4.Продолжить знакомство с незряпрожитыми годами А.Ж.и его остальных.
5.Цитирование крылатых выражений от А.Ж. - приветствуется. Лично мне понравилось:
-...начальство любило радоваться перед народом, школьниками и военными, как им хорошо жить!
- ..С размаху в грязь - любой сможет!
-...пока я тебя, беса не выращу ,у меня никаково дня Победы не будет, я с тобой кажин день, как на фронте.
- ..пернатый летательный аппарат...
   
  Текст предложенного постановления выношу на рассмотрение, дополнение и одобрение .




24.01.2011 10:37


Tatiana ; Sviridova
Постановление Марины ОДОБРЯЮ,
.24. 01 2011


Джура Хон Маматов
Одобрямс!
24.01.2011 16:57


Рецензии
Здравствуйте, Александр! Прочитала ещё один рассказ с пребольшим удовольствием! Посмеялась от души! Спасибо!
С уважением и наилучшими пожеланиями,

Алёна Кузьминых   17.03.2019 14:25     Заявить о нарушении
Здравствуйте Алена и добрый вечер Вам, как понимаю. Рад, что не зря провели время за чтением этим. И пусть хорошее настроение не покинет долго Вас. С улыбкой Вам, Александр.

Александр Жгутов   17.03.2019 15:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.